Все грани таланта: художник, предприниматель, дизайнер Вячеслав Яроев

Персональная выставка Вячеслава Яроева «Айар кутум абылаҥа» — событие для художника знаковое — он впервые представляет свои работы в живописи и графике. Как говорит сам Вячеслав Яроев, к своему 50-летию он хочет предстать перед широкой публикой, как профессиональный  живописец, ведь его в республике больше знают, как дизайнера, создавшего грандиозные объекты для Ысыахов Олонхо, как предпринимателя, директора дизайн-студии «Уран», на счету которой десятки проектов для строящихся социальных объектов, как реставратора старинных зданий.

Но только родные знают, что каждую свободную минуту его рука всегда тянулась к кисти, что он брал мольберт с собой в любую поездку. И все эти годы, в те редкие перерывы, когда удавалось выбраться на природу, просто побыть дома, он продолжал писать. Для настоящего художника, даже если он целыми днями занят своим бизнесом, творчество является необходимостью – как воздух, без которого нельзя жить.

«Вот так рождается талант!»

Его земляк и наставник Борис Неустроев-Мандар Уус очень образно рассказал об истоках творчества Вячеслава Яроева:

«Слава Яроев родился и вырос в деревне, в окружении девственной красоты природы  —  таинственной окружающей среде предков. Маленький мальчик Слава, как будто, имеет третий глаз — с малых лет он видит осенью, как баюкает золотая пора, зимой он читает кружевные  узоры на окне, весной слышит чарующие напевы ручеек, пение птиц, а летом, дивной порой,  общение с природой, сенокос, сбор ягод…  Мальчик по имени Слава тогда не знал, что в эти годы он каплями собрал в душе мазки своих ярких полотен, которые  хранил в тайнике своего сердца. Так он накопил свой багаж художника.

Наверное, Слава помнит художественный класс, где у порога нас встречала учительница рисования Анна Васильевна Мандарова.  Я сам помню этот запах краски, первые линии на холсте, мольберт. Аж, дух захватывает, и уже возврата в детство нет…

Вот так рождается талант!

Твой друг и учитель Борис Федорович Неустроев-Мандар Уус.

Вячеслав Яроев родился 6 октября 1971 года в селе Баяга Алексеевского района в семье Анны Ефремовны и Василия Капитоновича Яроевых. Очень многое в судьбе деревенского мальчика определила Анна Васильевна Мандарова, которое преподавала в художественном отделении музыкальной школы. Она первая заметила в мальчике талант художника, ее добрые уроки открыли перед ним прекрасный мир живописи.

После 8-го класса он поступил в художественное училище. Как рассказывает его супруга Екатерина:  «У него с самых ранних работ был почерк настоящего художника. Я и влюбилась в него, когда увидела его картины, он покорил меня своей живописью. Это наш якутский Шишкин!».

С женой Екатериной

Как художник стал строителем

В 1990 году он окончил Якутское художественное училище, уже тогда они с Екатериной поженились, появились дети. Это были трудные 90-е годы, и молодому отцу приходилось крутиться, чтобы прокормить семью. Он начал тогда строить деревянные дома, проще говоря, занялся шабашкой. Его, еще совсем молодого парня, уважали  работяги-строители – он быстро вник в дело, а прирожденная умелость и руки художника позволили строить качественно и красиво, так, что вскоре дело пошло, заказы прибывали, строительный бизнес шел в гору.

С 2012 года показали  первые дизайн-проекты в национальном стиле для строящихся школ и детсадов в разных уголках республики. Вскоре супруги художники Вячеслав и Екатерина Яроевы открыли дизайн-студию «Уран», наняли инженеров, архитекторов, бухгалтеров, чтобы делать проекты, расчеты, сметы, им остается только создавать идеи дизайна. Поступает один заказ за другим, у них прекрасно получается оформление школ и детсадов в якутском стиле – яркие, самобытные проекты с глубоким знанием национальных традиций.

В мире Олонхо

Затем, в 2014 году,  как  дизайнера Яроева в первый раз пригласили для оформления Ысыаха Олонхо, тогда он построил свою первую  Мо5ол урасу в г. Покровск в Орто дойду. А дальше ни один республиканский Ысыах не обходится без сакральных объектов, созданных дизайн-студией «Уран».

Как говорит Вячеслав Яроев, идеи для оформления ысыаха приходили к нему во время погружение в мир Олонхо – вслушиваясь в древний эпос, он мысленно видел образы, которые потом пытался воплотить в жизни. Он создал неповторимый и самобытный Аал Луук масс для каждого улуса, где проходил республиканский праздник  – в Верхоянске, Вилюйске, Алдане, Олекминске, Намцах.

— Важно увидеть, особенно для детей, воплощенные в реальности образы из Олонхо – не мифические в воображении, а которые можно «пощупать», зримо увидеть в полном масштабе. Тогда восприятие Олонхо становится совсем другим – эпос оживает, — говорит Вячеслав. — В то же время все в построенном объекте должно соответствовать традиционным канонам, чтобы не вызвать отторжения у знатоков культуры саха, ученых-этнографов. Поэтому каждый объект для Ысыаха Олонхо требует кропотливой подготовки, изучения фольклорного материала, погружения в Олонхо для вдохновения. А затем идет не менее сложная работа, чтобы воплотить задуманное. Это же производство: надо рассчитать проект, подобрать современные материалы, найти мастеров и организовать их работу так, чтобы добиться точного исполнения твоей идеи. Совсем непростая задача.

Наверное, все жители Якутии видели и запомнили самобытные и неповторимые образы Мо5ол урасы в г. Покровск (Орто дойду) берестяной урасы (туос ураһа), Моҕол ураса в с. Чурапча, Аал Луук мас, туос ураса, Моҕол ураса в с. Верхоянск, г. Вилюйск, г. Алдан, г. Олекминск, Намцы. Именно они создавали атмосферу и фон большого национального праздника, и без них уже немыслим Ысыах Олонхо. Все эти объекты созданы дизайн-студией «Уран».

«Вячеслав Васильевич Яроев является поклонником и пропагандистом национальной якутской культуры, пытаясь возвратить символизм далеких предков, который стал для обывателя вещью с нулевым смыслом. Национальный колорит это лишь вершина айсберга этнокультуры. Дезъинтегрированное мировоззрение современника осознать ее глубинный смысл может с трудом. Во многие ритуальные вещи современники не верят. Поэтому нужно становиться “археологом культуры” своих предков, чтобы ритуальные вещи, созданные сегодня, смогли навеять истину о прошлом… Вячеслав Яроев обращается к историческим памятникам материальной культуры саха, изучая, анализируя, интуитивно догадываясь и по крупицам восстанавливая вместе с коллегами и народными мастерами их многозвучное бытие», — констатирует Алексей Пудов, кандидат философских наук, в своей статье «Художник «Золотого Солнца» — Вячеслав Яроев»

Помимо этого, дизайн-студия «Уран» создала больше 40 уникальных проектов оформления детских садов, школ и социальных объектов в якутском стиле. Эту работу курирует супруга Екатерина Яроева.

«У меня трое детей и четверо внуков, поэтому  мне очень близко оформление детских учреждений в любом  стиле.  И в этой работе я реализую свое творческое начало, как художник», — говорит Екатерина.

Семья Яроевых

Воссоздание памятников зодчества

А еще в последние годы Вячеслав Яроев увлекся реставрацией.

— Меня всегда очень интересовали старинные постройки – как их возводили мастера прошлого, какие способы применяли. И всегда было жалко, что объекты деревянного зодчества исчезают с лица земли, поэтому занялся реставрацией. А дело это сложное, нужно изучать архивные материалы, проводить научные изыскания для проекта реставрационных работ, историко-культурную экспертизу, и работы должны идти по старинным технологиям, для чего нужны хорошие мастера. Цель реставрации – воссоздать первоначальный облик памятника с максимальным сохранением аутентичного материала и минимальным вмешательством по его изменению, этим и отличается реставрация от новодела, – рассказывает Вячеслав Яроев. 

Важно, что к работе с памятниками культурного наследия допускают только те организации, которые имеют лицензию на реставрационные работы. «Уран» смог получить такую лицензию в 2016 году. И спустя три года команда Яроева приступила к восстановлению реставрационных работ таких как мельница-топчанка в Черкехе. Это был первый объект деревянного зодчества, который реставрировала якутская компания, ранее для таких работ приглашали специалистов из других регионов.
— Благодаря Главе республики Айсену Николаеву, стартовал проект «Сохраним памятники», – рассказывает Вячеслав Яроев. — Айсен Сергеевич вместе с супругой Людмилой Валерьевной восстановили уникальный объект деревянного зодчества, построенный в 1932 году мастером Семёном Дьяконовым в местности Улахан-Кюель Сыланского наслега Чурапчинского района. В 1977 году мельница была перевезена на территорию Черкехского историко-мемориального музея «Якутская политическая ссылка».

За последние годы  дизайн-студия «Уран» отреставрировала балаган Пекарского, два объекта в Черкехе, дом скопцов в Олекминске, сейчас заканчивают Николаевскую церковь в Кердеме Хангаласского улуса, ведутся работы по реставрации памятника истории и культуры объекта культурного наследия «Дом казначейства» в Якутске.

В душе остался живописцем

Казалось бы,  судьба далеко увела  Вячеслава Яроева от стези живописца – кипучая деятельность успешного предпринимателя, строителя, дизайнера, реставратора, растущий бизнес должны были отнимать у него все силы и время.

Но надо отдать должное близким Яроева – они всегда понимали, что его талант нельзя зарывать в землю из-за насущных забот. По настоянию жены и отца, Вячеслав Яроев поступил на учебу в живописную мастерскую Артура Дмитриевича Васильева ЯФ Красноярского государственного художественного института, который закончил  в 2004 году. И дипломированный художник Яроев пишет картины, участвует во всероссийских, региональных выставках, получает премию им. Валериана Васильева среди молодых художников Якутии. Параллельно всем остальным своим делам – откуда только силы брались?

«Несомненно, Вячеслава Васильевича манит природа родного края, которая глубоко вошла в душевный строй художника. Ему удаются лирические пейзажи и натюрмортные композиции, напоминающие о скоротечности бытия — проходящей юности, теплого якутского лета или короткого весенне-осеннего дня. В них скрыт заряд ностальгии утраченного и восхищения природной гармонией, — так оценивает живопись Вячеслава Яроева философ Алексей Пудов. — Потерянный рай поля с одуванчиками и потрескивающее пламя ночного костра проносятся фрактальным повторением памяти целых поколений якутских детишек, выросших на селе в советскую эпоху… Живя на переломе времен, художник Яроев, будучи «продуктом» якутской деревни 70-80-х, смог прочувствовать уходящее навсегда. Своим разносторонним эстетическим чутьем художник и мастер считывает из напряжения этнической культуры токи бытия, фиксируя в своем творчестве уходящую традицию».

Многогранность таланта Вячеслава Яроева не может не удивлять – он еще пишет стихи. Как он говорит, слова приходят сами, складываются  в строки, и тогда он их записывает. Так родилась книга стихов, презентация которой так же состоялось на персональной выставке работ Яроева.

Персональная выставка художника Вячеслава Яроева «Айар кутум абылаҥа»

21 октября состоялось официальное открытие выставки художника Вячеслава Яроева «Айар кутум абылаҥа» в художественной галерее Комдрагмета РС(Я). Выставка включает более 60 произведений живописи, графики, архитектурных макетов, созданных начиная с 2000-х годов. Экспозиция впервые широко и всесторонне освещает деятельность художника в области станковой живописи и рисунка.

Если вы увидели интересное событие, присылайте фото и видео на наш Whatsapp
+7 (999) 174-67-82
Если Вы заметили опечатку в тексте, просто выделите этот фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!
Система Orphus
Наверх