Стоит поздравить Государственный театр оперы и балета им. Д. К. Сивцева — Суорун Омоллоона с прекрасным началом 54 сезона, открытым премьерой оперы Джузеппе Верди «Риголетто».
Браво мастеру — режиссёру Михаилу Панджавидзе, который поставил интересный спектакль, погрузив зрителя в средневековую Италию, и зажёг артистов на исполнение, в котором все стало понятно и без перевода.
Риголетто — Александра Емельянова было не узнать. Он исполнял роль жалкого горбуна, которого режиссёр хотел показать полной мразью. Но и сам Панджавидзе дает нам ответ, почему он таков: потому что это — зеркало двора, его уродливое отражение. Кстати, прекрасно справились с поставленной задачей артисты якутского цирка и спортсмены-паралимпийцы — жоглер, силач и маленькие люди, которые были включены в постановку специально для усиления рисунка герцогского двора, забавляющегося человеческими жизнями.
Вспомним: либретто оперы написано по мотивам пьесы Виктора Гюго «Король забавляется», подрывающей авторитет короля и запрещенной цензурой.
Нет положительных героев там, где живет безнравственность. Мрачный каменный замок мрачен во всех отношениях и даже солнце за ворота никогда не заглядывает — таким увидел замысел режиссёра художник-постановщик Гарри Гумель, построивший трёхмерное изображение.
Исключение лишь подчёркивает правило. Дом, где живет единственная чистая и добрая невинная душа — Джильда, зелен и светел, как и она сама. Он увит цветами, там можно отдохнуть в тени деревьев и набраться сил, испив чистой воды из журчащего фонтана в стене. Екатерина Захарова была поистине великолепна. Многие впервые открыли для себя эту певицу и, конечно, не забудут ее никогда. Это настоящий безграничный талант. Ее красивый и сильный голос звучал нежным колокольчиком и просто затмевал всё и всех. «Она гениальна! — сказал о ней режиссер. — Джильда — это ее!». А после премьеры Михаил Панджавидзе признался: «Я уезжаю с чувством огромного удовлетворения от работы в вашем театре. Я уже думал, что меня мало чем можно впечатлить, а тут…»
Оркестр под управлением великолепного дирижера, коуча Алессандро Биччи, которого наш зритель приветствовал довольным гулом, был выше всяких похвал.
Да все справились со своей задачей.
Графа Монтероне можно было узнать исключительно по величавой и гордой осанке и его громогласным проклятием. Любвеобильный герцог, избежавший наказания, счастливо висел на люстре, соблазнительная Маддалена страстно предавалась любви, придворные с удовольствием совершали подлости, участвуя в разврате. Лишь бедная прекрасная, чистая Джильда была предана своей первой и светлой любви и от коварства страдала. Ее страдания эхом разносились, растекались по залу — какая тонкая, изумительная работа хора, какая великолепная находка постановщика так ловко спрятать артистов высоко над зрительным залом. Кажется, Панджавидзе сумел выжать из театрального пространства все, что можно, технично вписать артистов балета так, что вся массовка казалась способной убивать, драться и бесчинствовать. В знак признательности за идеальную работу Михаил Александрович крепко сжал хрупкую фигурку балетмейстера Екатерины Тайшиной в своих огромных лапищах.
И как бы не хотелось нашему режиссёру расправиться с Риголетто, показать его бесславный конец, все равно зрителю становится его по-человечески жаль — Емельянов не мог не подать его столь глубоко страдающим. Да человек же он, в конце концов!
Впечатлённый зал долго аплодировал артистам стоя, волнами прокатывались по рядам и «браво», и «спасибо». А мне остается просто привести здесь некоторые отклики благодарных зрителей.
Ольга Дьячкова, пос. Зырянка:
— Я специально прилетела в субботу 5 октября из посёлка Зырянка Верхнеколымского улуса на премьеру оперы «Риголетто», который шёл на итальянском языке. Я так боялась, что рейс могут задержать, но успела! Прямиком из аэропорта сразу проскочила на площадь Дружбы!
То, что я увидела в театре, было незабываемо! Екатерина Захарова и Александр Емельянов потрясли своими голосами и своей харизмой! Закрывая глаза, я представляла, что нахожусь в театре La Scala. Это здорово, что у нас есть такие таланты! Декорации, звуковые и световые эффекты, оркестр, использование новых подходов — всë создавало праздник для глаз, слуха и сердца!
Были и недочеты (менять декорации нужно только после окончания арии, иначе сбрасывается настрой погружения в драму), но все, я уверена, отработается. Радость и счастье — видеть слаженную работу большого коллектива! Было бы невероятно полезно, если бы эта постановка прозвучала для всех жителей Якутии по телевидению, по национальному каналу.
Инна Спиридонова:
— Почти впервые в нашей опере я полностью могла расслышать слова, чётко их различала, несмотря на то, что пели на незнакомом мне итальянском языке. Вне всякого сомнения, это виртуозная работа дирижера Алессандро Биччи.
Бесподобные дуэты! А квартет в 3 акте — просто услада слуха. Емельянов обалденный! Я не ожидала от него такого взрывного подъёма — до мурашек! А Захарова — я просто готова в неё влюбиться за то, какие она извлекала звуки! Такого уровня исполнения я ещё не видела и не слышала в нашем театре. Хор — это невероятный хорище! Ну и, конечно, оркестр! Он и раньше был хорош, но в этот раз я убедилась, что это просто выдающийся, умный оркестр.
Актерская игра великолепна. Если «Ньюргун Боотур» в сценическом решении это, скорее, балет, набор арабесков, застывшая легенда, то «Риголетто» — это реальная жизнь, движение.
Про декорации и спецэффекты, развивающее восприятие красочного мира, созданного художниками. Это точно европейские виды, это аллюзии с римским амфитеатром (в начале первого акта и потом это — внутренний антураж герцогского дворца) и с прихотливым и роскошным венецианским барокко.
Это точно выдающаяся постановка! Сходите, не пожалеете!
Зритель:
— Браво! Брависсимо!
Театр оперы и балета, как всегда, на высочайшем уровне! Прекрасный спектакль, невероятная, безумно талантливая Джильда, великолепный Риголетто — настоящий подарок для любителей оперы.
Зритель:
— Каждый поход в этот театр — праздник, и каждый раз артисты удивляют и потрясают своим мастерством. И каждый новый спектакль становится надолго любимым.
Директор и художественный руководитель Государственного цирка Якутии Сергей Расторгуев:
— Спасибо за приглашение наших артистов для участия в замечательном спектакле!
Зритель:
— Мы не ожидали такого уровня декораций и исполнения!
— Поздравляю театр с премьерой! Российский уровень!
Ранее было опубликовано Михаил Панджавидзе: Уверен, премьеры пройдут под аншлаг, а дальше всё сделает сарафанное радио
Исполнитель партии Риголетто Александр Емельянов: Я заранее знал, что будет сложно