Site icon SAKHALIFE

Вокруг Чаранской: за и против

Театр эстрады Якутии переживает кризис. Назрела конфликтная ситуация, которая вылилась в письмо артистов эстрады к главе Якутии Айсену НИКОЛАЕВУ.    

На прошлой неделе SakhaLife опубликовал это письмо, которое подписали:

Александр БУРНАШОВ, народный артист РС (Я),

САХАЯ – Владилена БУРНАШОВА, заслуженная артистка РС (Я),

Анастасия ГОТОВЦЕВА, заслуженная артистка РС (Я),

Валентина РОМАНОВА – ЧЫСКЫЫРАЙ, заслуженная артистка РС (Я),

Варя АМАНАТОВА-СЛЕПЦОВА, заслуженная артистка РС (Я),

Константин СТЕПАНОВ, лауреат международных конкурсов,

Николай АНДРОСОВ, отличник культуры РС (Я),

Алена ЯКОВЛЕВА – Анна ДИВА, отличник культуры РС (Я),

Петр ПЕТРОВ, заслуженный работник культуры РС (Я),

ЛЭГЭНТЭЙ – Иннокентий ВАСИЛЬЕВ, отличник культуры РС (Я),

ДАЛААНА – Наталья КРИВОШАПКИНА, отличник культуры РС (Я),

Алексей ГОЛЬДЕРОВ, отличник культуры РС (Я),

Надина ЭЛЬПИС – БОЯРСКАЯ,

Альбина ДЕГТЯРЕВА – АЙАРХААН, заслуженная артистка РС (Я),

ОЛИМПИЯ – С. АСКАТОВА, отличник культуры РС (Я),

Петр КУЛАКОВСКИЙ, отличник молодежной политики РС (Я),

Николай ЕРМОЛАЕВ, отличник культуры РС (Я),

Игорь ЕГОРОВ, отличник культуры РС (Я),

Иван ТАРАСОВ, отличник культуры РС (Я), член Союза журналистов РФ.

Публикация вызвала широкий резонанс. Директор театра эстрады Татьяна ЧАРАНСКАЯ выступила в СМИ с комментарием. SakhaLife провел опрос среди подписантов, а также выслушал мнение поддерживающей стороны, пытаясь разобраться в претензиях сторон друг к другу.

ТЕАТР В ТЕАТРЕ СДЕЛАЛА

Александр Бурнашов, народный артист Якутии:

 — Как во власть пришла, корону одела и все. Разделила коллектив на «любимчиков» и «стариков». За всю 55-летнюю историю существования такого не было ни при одном руководителе, не было такого разделения, как старики и молодежь-любимчики. Это самая большая ее ошибка.  Театр в театре сделала.

 В данный момент мы оказались как будто «на улице». Она нас на собрания не приглашает, с нами не встречается, нас не замечает, даже не здоровается. Мы стали как бы людьми второго плана.

Полностью согласен, чтобы она оставила свой пост. Свято место пусто не бывает, достойных людей много. Директорскую должность должен занять мужчина, потому что это хозяйственная работа. И с мужчиной проще работать, никаких скандалов и сплетен не было бы. Вот ЕРКЕН очень хорошо работал, очень жаль, что ушел на другую работу. Он был настоящим директором после Василия Васильевича ФИЛИППОВА.

Я же со многими директорами работал, 30 с лишним лет в театре. И не вижу дальнейшего развития с этим директором, так как она прервала связь поколений. Если сейчас нас называет стариками, то какой разговор о первых исполнителях как Наталья ТРАПЕЗНИКОВА, художественный руководитель Иван БУРЦЕВ, которые создали эстраду.

Насчет финансовых дел, что была проверка — это вранье. Проверки так быстро не делаются. Ну я думаю, что компетентные органы разберутся. Под ее руководством работает музыкальный салон, причем в двух залах. И там наверняка крутятся большие деньги,

Все подписавшие ждем ответа. Убедительно просим правительство республики решить судьбу нашего творческого коллектива, выслушать мнение знаменитых артистов и принять меры. Ничего хорошего не ждем от нее, она не даст нам работать, это в ее характере.

+++

В МОЕЙ ТРУДОВОЙ КНИЖКЕ ВСЕГО ОДНА ЗАПИСЬ

Эстрада — это театр одного актёра

Варвара АМАНАТОВА-СЛЕПЦОВА, заслуженная артистка Якутии:

 — Это не клевета. Я была в составе жюри конкурса «Сулустар». Вместе со мной были САХАЯ, Павел СЕМЕНОВ, из министерства культуры Марина СИЛИНА. И прямо в камеру Татьяна Чаранская так и сказала: «Была бы моя воля, я бы всех стариков уволила, а взяла бы вместо них вот таких молодых, красивых. Но, к сожаленью, у нас нету вакансий».

Сейчас утверждает, что не могла такое сказать. Просто не помнит, так как постоянно так высказывается, слышали мы и не такое.  Никто же не станет придумывать этот очевидный факт. А мы тогда на выходе между собой говорили, что не надо было ей при съемочной бригаде говорить «старики».

Было обидно, когда мне дали выговор из-за пропуска одной репетиции. Один раз за всю жизнь пропустила. Хормейстер Наталья СТРУЧКОВА написала докладную, директор издала приказ об административном нарушении в виде выговора мне. А я предупредила всех, заранее написала заявление, что не могу прийти на репетицию, так как приглашена в жюри музыкального конкурса «Педагогическая весна» по линии министерства культуры и министерства образования. Получила Благодарственное письмо на свое имя. Видимо, из-за того, что не было имени Чаранской, посчитали прогулом мое участие в жюри.

Я подписалась под обращением к Ил Дархану, так как для меня стало шоком, когда из театра ушла моя близкая подруга Валентина РОМАНОВА — ЧЫСКЫЫРАЙ, с которой в одной гримерки сидели. Уволились ДАЛААНА и Костя СТЕПАНОВ.

Идет чистка именитых, талантливых артистов театра. Это недопустимо, каждый театр славится именами. Хочу, чтобы этническая эстрада процветала, чтобы была поддержка со стороны театра, а не ущемление прав, выживание из театра заслуженных артистов. Чувствуется, что выдавливают нас из театра.

Каждый год мы подписываем трудовой договор, это как большой экзамен. Раньше я не думала, что меня могут уволить. А сейчас трясемся, потому что слышим такие слова: «На следующий год я посмотрю, нужна ли мне такая артистка». Представляете?! Не республике, не эстраде, а ей не нужна такая старая певица. Кому угодно после таких слов станет плохо.

Мы же своим трудом и потом делаем программы, записываем песни, фонограммы, шьем костюмы, платья за свой счет. Я даже не говорю о сольных концертах, чтобы платья нам сшили. Весь репертуар сами делаем, а этим репертуаром пользуется театр.

На больших и малых сценах выступаем, где представляют нас как артистов из Якутии.

Раньше как было? Этно-духовное воспитание, историческое воспитание, преемственность поколений. Благодаря нашим учителям-наставникам есть история эстрады, литературно-художественное, музыкальное воспитание подрастающего поколения на родном языке, так как эстрада тесно связана с народом, самый близкий вид искусства.

Являюсь ученицей народного артиста Якутии Юрия ПЛАТОНОВА. Еще при жизни Юрий Егорович мне дал почитать свою книгу со словами, что это история Якутской эстрады изнутри, книга-энциклопедия «Якутская эстрада пером очевидца». Сказал: «Варечка, если меня не будет, постарайся выпустить, я верю, что ты сможешь. Оставляю эту книгу тебе». И мы, его ученики, выпустили книгу к юбилею Юрия Платонова.

Я всю свою жизнь посвятила театру. Служу театру 30 лет, в моей трудовой книжке только одна запись. Этим очень горжусь.

Пока полна сил, еще хочется поработать для развития нашей якутской эстрады. Для этого есть свои задумки, проекты, которые хочу реализовать. Готовлюсь к юбилейным датам, их у меня несколько – 30 лет в театре эстрады, 55 лет театру эстрады и мой юбилей – 50 лет.

+++

БЫЛ ПРОТИВ ПЕРЕЕЗДА ТЕАТРА В КЛУБ «ЕВРОПА»

Иннокентий ВАСИЛЬЕВ — ЛЭГЭНТЭЙ

 — Я хоть и не являюсь сотрудником театра, в 2020 году ушел переводом в Дом культуры имени Кулаковского, подписал письмо к главе республики. Так как не был согласен, чтобы театр эстрады переехал в здание клуба «Европа» в 2018 году. Об этом и тогда говорил, и сейчас. Театру эстрады нужен другой дом. При Алексее Алексеевиче ЕГОРОВЕ мы начали работу, собрали комиссию на уровне Ил Тумэна. А когда Алексей ушел из театра, этот вопрос встал, все застопорилось. А ведь была возможность получить в Арктическом центре один из трех залов, тогда у театра было бы свое место.

А по поводу того, что сейчас происходит в театре. Скажу так, руководитель должен быть дипломатичным, иметь ко всем подход, а не вести себя так как Татьяна Чаранская, настроив против себя практически весь коллектив. Она должна была стать лидером театра, но таковым не стала.

+++

СВОИ НОМЕРА СОЗДАЮ САМ С НУЛЯ

Алексей ГОЛЬДЕРОВ, фокусник-иллюзионист:

 — Я не из-за каприза ушел из театра накануне премьеры детской сказки «Буратино». Чаранская говорит, будто я провалил спектакль. Так у меня была совсем маленькая роль. Мой выход в роли Дуремара всего 3 минуты, куда я добавлял свою магию. Это не такая уж сложная роль, любой мог бы сыграть, ввестись за 2 дня. Я написал заявление об уходе 14 декабря, премьера же состоялась 4 января. А 24 декабря был утренник для детей театра, за это время можно было любому заменить меня.

Она же постоянно капала, что я не работаю. А мои иллюзионные номера, которые я делаю всё сам. Никто мне номер не готовит, всё с нуля, с воздуха. Если для некоторых певцов поэты пишут тексты, композиторы – музыку, то я, Алексей Гольдеров, свой номер делаю сам. Более того выступаю во всех традициях мирового иллюзионного искусства, которые всегда проходят под аплодисменты.

+++

С МОИМ УХОДОМ ИЗ РЕПЕРТУАРА УШЛИ ДВА СПЕКТАКЛЯ

Алена ЯКОВЛЕВА – Анна Дива, отличник культуры Якутии:

 — В 2015 году САХАЯ пригласила меня на главную роль в свой дипломный музыкальный спектакль «Аршин мал алан», в то время был директором Алексей Егоров (Еркен). Пока он был директором, все очень хорошо работали, он сделал театр репертуарным, спас от закрытия. А когда он ушел, на вакансию директора было подано пять заявок. Мы точно знали, что среди претендентов были Уля СЕРГУЧЕВА — КЮННЭЙ, Анатолий БУРНАШОВ, ЧАРАНСКАЯ и еще двое, мы не знаем кто. Татьяна Чаранская уже была замдиректора, поэтому коллектив ее поддержал, верили, что она продолжит работу театра в этом же направлении. А что на деле получилось? Театр разваливается.

Я вынуждена была уволиться из-за болезни матери, она у меня старенькая, я не могла часто и надолго уезжать на гастроли. Но во всех мероприятиях, которые проводил театр, всегда участвовала. И несмотря на это, зарплата у меня резко уменьшилась, причина: «Не ездила на гастроли». Как прожить на 17 тысяч, когда я одна без мужа воспитываю детей, да еще надо содержать частный дом?

Конечно, стала искать подработку. Предложили устроиться по договору в хор Филармонии Якутии. Со временем обещали перевести на основную должность, когда выделят целевые места. Но работать я должна была как основной работник. Поэтому зашла к Чаранской, чтобы перевестись на полставки, так как в театре на мне главные роли в двух спектаклях – «Аршин мал алан» и «Сурэх тэбэрин туххары» («Пока бьется сердце»).

В итоге пришлось написать заявление об увольнении, да еще услышать вслед, что стала первой птичкой из стариков, которая уволилась.

А тут пандемия… В филармонии в связи с пандемией сокращение, как договорник первой попала под сокращение. В тот год у меня умер брат. Его дети – двойняшки жили у нас, а я осталась без работы, очень тяжелый год был. Никуда не могла устроиться, возобновила школу вокала, занималась подработками, выступала, пела на свадьбах, юбилеях. В основном, мы жили на пенсию моей мамы. Кошмар. Это были ужасные три года. Меня никто никуда не хотел брать.

Однажды мне написала САЙСАРЫ Куо, просила срочно позвонить ей. Оказывается, ей предложили работу преподавателем в институт языков и культуры народов Севера, а у нее нет времени из-за работы в театре. Говорит, у тебя же высшее образование, обязательно обратись к ним на кафедру «Фольклор и культура».

Заведующий кафедрой Ньургун Вячеславович АФАНАСЬЕВ принял меня на работу. Год проработала, вошла в колею. Составила учебную программу по трем дисциплинам, это нотная грамота, комплекс музыкальных воспитаний, театрально-музыкальное искусство. И еще два факультатива по вокалу и фортепиано. В общем, у меня три курса, а на следующий год будет еще четвертый.

Мне там очень нравится, совершенно молодой факультет. Коллеги все молодые, перспективные, и директор молодой. На второй год работы на корпоративе Ньургун Вячеславович вдруг говорит, что долго думал, рассказать мне или нет про один звонок, но молчать уже не может. Когда брал меня на работу, ему на личный номер позвонила Чаранская и сходу в приказном порядке наехала: «Почему Яковлеву берешь на работу? Она же алкоголичка». На что он ответил, что не обязан спрашивать у нее, кого брать на работу.

И тут только до меня дошло, почему я три года сидела без работы? Вот кто три года мне палки в колеса ставил, разносил сплетни обо мне, тем самым хотела показать свою власть.

Когда я уходила из театра, она мне заявила, что я – предательница, бросила их, что столько спектаклей на мне, и театр много сделал для меня. А что он мне сделал? Это я отдала все театру, благодаря мне поставили спектакли. А что сейчас? Эти спектакли «Аршин мал алан», «Сурэх тэбэрин туххары» ушли из репертуара, потому что нынешние артисты не справляются с партиями. Считай, в этом году театру эстрады 55 лет, и с чем этот театр будет встречать эту дату? «Буратино» и «Улэ уөhугэр таптал»/«Сослуживцы»).

Мы на самом деле с Чаранской тесно общались до того, как она стала директором, были как подружки. Я могла прийти к ней домой, приготовить с ней рататуй. И я пыталась вернуться назад, а тут слышу: «Чё пришла?». Разве директор так может разговаривать с людьми, унижать и оскорблять людей? Личное оставляй дома, если ты на работе. Как такой человек может управлять театром? У нас театров эстрады по России всего семь штук, наш в этом числе. 

+++

МНЕНИЕ ЗАЩИТНИКА

СМЕЯЛИСЬ В ПРОКУРАТУРЕ, МЫ В ГОЛОС ОРАЛИ ОТ СМЕХА

В защиту директора Театра эстрады Татьяны Чаранской высказалась звезда эстрады, талантливая певица, но на условиях анонимности. Аудиозапись телефонного разговора имеется в распоряжении редакции SakhaLife.

 — Против Татьяны Николаевны ополчились пятеро артистов, которые работают в театре. Это их мнение. Им не нравится режим работы, что надо каждый день приходить на работу с 10 утра на репетиции хора, а не один раз в неделю, как было до этого. Они ничем не обременены, в хоре не поют, делают свою работу, когда заставят, на гастроли едут нехотя. Татьяна Николаевна сама с нами ездит со своим спектаклем, и за это ее упрекают. Так это же ее спектакль, где она режиссер. Каждый раз выступать на разных сценах, тут без режиссера никак.

В общем, не хотят работать, но получают за это зарплату, халява же.

Считаю, что у них личная неприязнь к Чаранской, но это же не имеет отношения к работе. А работу она хорошо, профессионально ведет. И требует полной отдачи работе, а это не нравится народным, заслуженным артистам. У нас до этого вообще не было ни аппаратуры, ни студии звукозаписи, ни микрофонов нормальных. А сейчас у нас есть буквально всё, все удобства для работы, какие должны быть у артистов. 

И они еще обвинили ее в коррупции. А зная Татьяну Николаевну, уверяю, что она ни одной копейки не съела. Все во благо театра вкладывала. Ремонт, столько аппаратуры купила, а она не дешевая. Купила газель, автомобили театру. Ничего не было для гастролей: ни своего автобуса, ни автомобилей. Очень грамотный руководитель, который каждую копейку старается вложить в дело. Она фанат театра.

Они просто не знают, так как не работают нормально, не пашут, как мы с утра до вечера, их на работе не видно, но зато получают зарплату. Не видят, что происходит в театре, поэтому обвиняют в коррупции. Не хотят, чтобы был хор, чтобы был ВИА, спектакли. Хотят как раньше ездить по улусам с концертами, как балаганные артисты. Не понимают, что изменился статус театра, с нами считаются другие театры, на министерских отчетах наш театр всегда хвалят, что мы не просим, не клянчим денег, сами зарабатываем на нужды коллектива. Собираемся коллективом на фестиваль в Татарстан. Это же большие показатели, из большой работы исходит же.

Добрая половина коллектива за Татьяну Николаевну. Сахая с Бурнашовым взбунтовались, говорят будто она выгнала из театра Костю Степанова. А она же его так любила, поддерживала. Он же сам сказал, что переходит на другую работу с большей зарплатой. И Алена Дива ушла в филармонию из-за зарплаты. ОЛИМПИЯ не хотела участвовать в спектаклях, потому и ушла. Далаана после выхода с декрета немножко поработала в хоре, а потом сказала, что хочет тратить свое время на семью, а не на работу. Сама ушла, со всеми хорошо попрощалась. А Татьяна Николаевна просила остаться.

И почему-то у всех странное ощущение, как будто она всех выгнала. Не было такого. Они не знают ее, как человека. Видят, как требовательного строгого руководителя, и это им не нравится. Руководитель же должен быть таким, ей приходится держать всех в ежовых рукавицах, иначе на голову залезут. Разве не так? 

Когда в прокуратуре читали это коллективное письмо, они смеялись. А мы в голос орали от смеха. Из мухи слона раздули, превратили Татьяну Николаевну в Карабаса Барабаса. Сейчас через суд все докажется же, безнаказанно это не останется. Ответочка будет… Это они посеяли раздор, а мы теперь смотрим на них, как на идиотов, дураков.

Директор Театра эстрады Татьяна Чаранская не воспользовалась предложением высказаться по поводу коллективного письма. Но направила в SakhaLife письмо на официальном бланке театра, которым интересовалась источником информации, хотя подписанты письма не прячутся, все их имена приведены в открытом доступе.

Заместитель директора Театра эстрады Валентин МАКСИМОВ так же просил предоставить информацию об инициаторах публикации и удалить статьи. Он заверил, что никаких нарушений в театре эстрады нет, на руках имеется заключение проверки.

Театр эстрады получит официальный ответ в установленный законодательством срок.   

Коллективное письмо артистов направлено главе республики. SakhaLife следит за развитием событий.  

В статье приводится личная точка зрения и оценочные суждения артистов эстрады на события, вызвавшие широкий общественный интерес.

Exit mobile version