Внук предложил не ходить на премьеру: Эбээ! У тебя же давление…
ФИЛЬМ «СХВАТКА»: ДВИЖЕНИЕ ПО ТОНКОМУ ЛЬДУ.
22 февраля на широкие экраны столицы вышла спортивная драма «Хапсыh ыы» — «Схватка» режиссера Эр Санаа Ох-Хотор – это творческий псевдоним Никандра Федорова. Сценаристами выступили Эр Санаа Ох-Хотор , Абдумалики ХОЛИК , оператором — Андрей ЕГОРОВ, композитором — Андрей ТЭТИМ Федоров . Фильм повествует о нелегких испытаниях в жизни первого чемпиона СССР из Якутии Вячеслава Карпова. Фильм оказался скорее резонансным, нежели сенсационным.
Спортивная драма решена в непривычном жанре для байопика, как психологический триллер, киносновидение, своеобразная видеоиллюстрация к известной песне- хиту 70-х «Жил был я» на стихи Семена Кирсанова.
Жил-был — я.
(Стоит ли об этом?)
Шторм бил в мол.
(Молод был и мил…)
В порт плыл флот.
(С выигрышным билетом
жил-был я.)
Помнится, что жил.
Картина жесткая и поэтичная одновременно, порывистая с рваными краями, с символами и мыслями в скобках. Зритель взлетает от реалий дня с первых же кадров вместе со скрещенными бумажными человечками. Мальчишки дуют на них изо всех сил. Правила игры просты: у кого вдох и дух сильнее, тот и победит, уложит соперника на лопатки.
В основу фильма взят не самый лучший период жизни героя. Отрезок длиною в год-полтора. Путь героя, так называемая «арка» — дуга его развития решена вполне классически: светлый-темный- и снова светлый. Герой вышел победителем в схватке с судьбой-злодейкой.
После сеанса услышала реплику одного из зрителей : «Режиссер очень молод. Рано ему еще браться за такую тему!» Кто-то попытался оспорить: «Это взгляд поколения. Насмотрелось оно на пьяных отцов! Получите – распишитесь!» Горячая такая такая дискуссия назревала…Но мороз на улице под минус 40 быстро разогнал спорщиков по домам.
За день до премьеры внук Татьяны Петровны Карповой (жены Вячеслава Карпова) Айсен предупредительно предложил бабушке не ходить на премьеру. Он был в курсе событий вокруг фильма, сотрудничал с командой, участвовал в процессе работы над фильмом. «Эбээ! У тебя же давление…В Якутии такого фильма еще не было. Это не то, что ты ожидаешь. Это считай, блокбастер. Татьяна Петровна еще пуще заинтриговалась …Надо же слово-то какое, и сочла своим долгом пойти на премьеру.
Затем последовал разбор полетов. После небольшой паузы и осмысления увиденного в сети один за другим появились критические отзывы: о том, что фильм построен на лжи, искажении фактов, что фильм надо или переделать, или снять с проката. Мнения авторов – близких людей, соратников и родных Вячеслава Карпова вполне обоснованы, их трудно не разделять. В зоне своей ответственности за зрительское восприятие «своего лучшего фильма» режиссер допустил резкие рискованные шаги, как в движении по тонкому льду. При создании фильмов-биографий на основе реальных событий, сценаристы и режиссеры обычно накрывают себя «защитной сеткой» от неприятия и возможных нападок. Здесь этого не произошло: не смогли, а может просто, не стали этого делать? И если это с одной лишь целью вызвать некую сенсационность, а следом и кассовость кинопродукта, то очень жаль. Фильм-то, действительно, не плох.
Вспомните, как осенью прошлого года якутяне радовались за награды Никандра Федорова на фестивалях «Киношок в Анапе» и «Окно в Европу». Причем формулировка приза прессы и особого упоминания жюри были идентичными: «За победу личности над действительностью» и «За образец безоглядной воли». Значит, история несломленного духом борца достигла своей цели, затронула за живое и впечатлила членов жюри, кинокритиков и зрителей, живущих за пределами Якутии. История роковых обстоятельств Вячеслава Карпова первого чемпиона СССР среди юношей в далеких 70-х – для зрителей, не обремененных знаниями об истории вольной борьбы в Якутии, явилась открытием нового имени в спорте, идеальной спортивной драмой о силе духа и преодолении коварной болезни. Сколько было трагедий и загубленных судеб в истории российского спорта, не счесть! Поэтому «Схватка , как фестивальный фильм был принят на «ура» , как жанр и художественное произведение. Что знают российские зрители в других регионах о многолетней дружбе чемпионов Славы Карпова и Романа Дмитриева? Им неведомо, какой святостью и величием овеяно имя легендарного тренера Дмитрия Коркина? Они не читали «Схватку» Егора Неймохова и автобиографию Вячеслава Карпова, хотя бы по причине давности лет и немассовости изданий. (Автобиография например, вышла в свет в 2010 году тиражом в 2000 экземпляров. Ее раскупили за месяц. )
Якутская зрительская аудитория , как организм, устроена сложнее и тоньше. Все, что касается фильмов о Якутии , игровых и документальных, все, происходящее на экране, подвергается пристальному взгляду, ревностному фильтру сквозь факты, достоверность, правду — истинное развитие событий.
Реакция якутской спортивной общественности на фильм была вполне ожидаемой, если не сказать прогнозируемой. С точки зрения юридических и этических норм к режиссеру возникают вполне оправданные претензии и вопросы. Авторы фильма могли их избежать. Изменить имена героев, поменяв несколько букв, указать в титрах, что фильм снят по мотивам таких-то произведений, что любые совпадения случайны. Хотя в данном случае даже такие изменения вряд ли бы помогли. Если живы реальные герои, свидетели событий и ближайшие родственники – супруги, дети, братья, сестры, а фильм есть производное от автобиографии героя, то проблемы в восприятии фильма неизбежны. Тем более, когда речь идет о значимых личностях для общества, республики, статусных личностях. Авторские вкрапления и фантазии на тему «я так вижу», какие-то искажения в поисках темной стороны героя, крайних поступков, которых не было, несогласованные с родственниками в процессе съемок – все это, как оказалось на деле, весьма критично и чревато последствиями. Баланс между правдой и вымыслом не соблюден.
В попытке и в какой-то мере понять и оправдать режиссера Эр Санаа – Ох-Хотор (Никандра Федорова ) смею допустить, что это явилось результатом безудержной творческой энергии единого в трех лицах: режиссера, сценариста и актера-исполнителя главной роли. Энергии, распыленной без границ. Но эта энергия стройно вписывается в жанр киноповествования — символами и знаками, которые каждый зритель считывает по-своему сугубо индивидуально, находит свои расшифровки. Да, меня вначале тоже задели и покоробили эпизоды с пьяным «наездом» героя на великого тренера и сжигание в печи газеты с портретом Романа Дмитриева. А разве не могло быть такого в жизни героя, в минуты его невыносимой боли и отчаяния ? У человека, который долго находился в услужении дьяволу (зеленому змию) ? Пусть и не в жизни, а в бредовых мыслях, в психоделическом сне? Образ тренера Дмитрия Коркина на крыльце дома олицетворяеет в себе стойкий барьер — весь официоз спортивной общественности 70-х, сурово отвернувшейся от него, как от отработанного материала. А сгоревшая в печи статья с портретом Романа Дмитриева – это не соперничество и зависть, а отрезвление, отказ от иллюзий, как символ прощания с Олимпиадой, с мечтами о большом спорте, как обряд очищения себя от темных мыслей. Заметьте, именно после этого переломного кадра сюжетная линия героя заметно меняется в светлую сторону.
Но вместе с тем, что парадоксально, прокату «Хапсыhыы» (Схватка) на родине уже уготован высокий рейтинг посещаемости. В силу резонансности фильма интерес к нему будет повышен. Это не прогноз, а закономерность. Приток новых зрителей неизбежен, тут сработает и элементарное любопытсво, и хочется верить, любознательность зрителей. Молодые люди нынче чутко и с умом реагируют на такого рода нашумевшие «блокбастеры» , молниеносно гуглят, грузятся информацией по полной, если что не так. Они будут копаться в книгах и энциклопедиях, искать истину, отделяя одно от другого. Зрители сами разберутся в ценности, значении и правомерности того или иного кинопродукта. Они не настолько глупы, как кажется.
+7 (999) 174-67-82