Site icon SAKHALIFE

Владимир Индигирский: Живая музыка в театре эстрады

            Одним из наиболее успешных трансляций эстрадного искусства, в силу своей общедоступности восприятия и каналов музыкального взаимоотношения со зрителем является живое коллективное музицирование. Данный вид жанра в нашей стране успешно стало реализовываться в театре эстрады как область музыкального профессионального творчества наиболее стремящейся к максимальной актуализации.

ВИА «ЧОРООН» в 1975 году

            Немного из истории. У нас в Якутии, любители музыки помнят как в 70-е годы прошлого века по республике гастролировали два вокально-инструментальных ансамбля, называемые ВИА: «Чолбон» под рук-м Виктора Мусихина (саксофон) и «Чороон». Официальная хроника первого профессионального ВИА  «Чороон» началась 2 ноября 1972 года. Её создателем стал Владимир Мохначевский.  История театра эстрады им.Ю. Платонова также помнит ВИА: «Туймаада», «Сияние Севера», «Мелодии Севера», рок-группу «- 72». Помнится, что в 1998 году была создана группа «Резонанс», а в 2002 году был даже организован эстрадный оркестр «Парафраз Бэнд». Все эти творческие коллективы имели своего администратора, художественного руководителя, ведущих программы. И как правило, они выполняли в основном аккомпанирующую роль солистам объединения «Саха концерт».

            В 1990-х годах, наступило время трэша и гламура, с экранов телевизоров полилась незатейливая мелодия, облаченная в гротеск, сюр, аллюзию, где плошадной стиль и примитив не способствовали повышению общей культуры «младого поколения». Их главное зерно выступления заключалась — поудивлять, повозмущать, поэпатировать.  А устраивать на сцене скандалы своими нелепыми выходками стали нормой российской эстрады. Одним словом, российский шоу-бизнес превратил жанр музыкальной эстрады в эпатаж, причём отдаваясь новому «эпатаж -искусству» со всей страстью. Но, это было в России.

            Нашу Республику Саха в тот период спас, от такого произвола музыки, рок-фестиваль современной музыки «Табык», повлиявший на формирование различных направлений якутской живой музыки: «Чолбон» (Верхне-Вилюйск), «Чорон»(Якутск), «Сэргэ» (Мегино-Кангаласский), «Айтал» (Сунтар) и другие. Роль и значение фестиваля современной музыки «Табык» — неоценима. Впервые звуки «Табыка» прозвучали в Якутске в декабре 1990 года. У истоков «Табыка» стояли:  Антонида КОРЯКИНА (организатор), Михаил ТУМУСОВ (идейный вдохновитель), Дмитрий ВАСИЛЬЕВ, АЛЕКСАНДР и СЕМЁН ЕРМОЛАЕВЫ и многие другие. Вот так постепенно, шаг за шагом вместе с фестивалем «Табык» возник образ новой культуры Якутии, главными персонажами  которой стали обыкновенные музыканты — любители. Музыканты якутского рока «Чолбон» даже в те времена 90-х годов умудрились поднять свою планку почти до мирового уровня, и уже с тех лет они воспринимались — как особенная магическая группа, перед которой замирал дух.  Именно, посеянный в те годы 90-х годов добрыми семенами «ТАБЫК», дал свои плоды сегодня сформировав  у молодёжи определенный тренд на хорошую музыку, где нет места безвкусице, где есть смысл, народный мелос, размышление. К сожалению, данный факт до сих пор никем неоценён в  признании значения фестиваля «Табык», длинною 25 лет, о его роли в развитие национального самосознания, в усилении качественной характеристики молодёжи, в актуализации возвышенной патетики музыки этнического содержания в противовес примитивной насаждаемой тогда поп-культуры.  

             Нынешняя молодёжь актуализировала ростки «Табыка» и старается не подкачать монументальную историю фестиваля, где было много интеллекта, импровизации и творческого задора.     

            …Теперь находясь в зале театра эстрады им. Ю. Е. Платонова и слушая концерт двух инструментальных ансамблей «Эстрада 21» и  «L — 47»  (Ленина 47) не могу  нарадоваться  услышанной музыке, начатому творчеству ребят, раскрепощенности музыкантов, их  неизменной верности высоким духовным идеалам, способностью видеть и воспринимать сферы человеческого бытия во всей красе. Исполняемая их музыка со сцены театра эстрады, где якутский мелос соединенный  с европейским музыкальным языком,  производит неизгладимое впечатление на зрителя.

            Концерт открыл засл. арт. РС(Я) Аскалон ПАВЛОВ. Он с самого начала захватил внимание публики как знаковый всем человек (кстати, солист ВИА «Чорон-2»), создав гармоничный контакт ВИА «Эстрада 21» с публикой. Он задал тон всему концерту, пронизанному глубиной чувств, философским размышлением.  Слушайте песню «Эн тоннубэккин» (Ты не возвратишься) в исполнении автора, посвященную ушедшим друзьям, коллегам, где имя Василия Еремеева  тоже прозвучало со сцены. 

            В сопровождении «Эстрада 21» по-новому прозвучала песня «Дьэнкир таас» (Прозрачный камень) в исполнении Вари АМАНАТОВОЙ, где неуёмный дух заслуженной артистки Якутии с отзвуком народного звучания убедительно раскрыл философский смысл произведения.

            Актуальную тему в первом блоке программы внёс харизматичный певец эстрады ЭРХААН, где он как отец выразил восхищение и гордость своим сыном, где в настоящее время в рядах защитников Отечества его сын воюет на СВО. Произведение называлась «Эр хоhуун хотойбут» (Орёл), где сценическое поведение артиста и глубокое содержание песни захватило зрителей целиком.

            Певица и клавишница группы «Эстрада 21» САЙСАРЫ не старалась никого  копировать и подлаживаться под вкусы публики — в песне «Кэскилим» (Моё будущее) она  выразила свои сокровенные чувства.

            Ведущий программы Николай ГОГОЛЕВ с переменным успехом успевал знакомить зрителей с музыкантами групп, осведомляться о настроении публики и просил не быть слишком критичными к музыкантам, которые дарят со сцены свое искусство.  

            В концертной программе прозвучала песня «Cheri, cheri Lady» популярной немецкой диско-группы «Моdern Talking» в исполнении Михаила Рожина в сопровождение группы «L-47»

М. Рожин

            Далее лидер группы «L-47» Иван КОНСТАНТИНОВ исполнил две композиции, где молодёжный задор с небольшим музыкальным тематизмом заразил публику своей непосредственностью и контактностью.

И. Константинов. «Дьулус, Тулуй! Кыай» Фрагмент

            Молодая певица АРЧЫЛАНА с группой  «L-47″  с искренностью и сердечностью исполнила песню «Туруйа кут» (Душа журавля) . Верю, что с течением времени её творчество станет более отчётливым и техничным.

            Ударник группы «L-47» Юрислав ГОЛЬДЕРОВ  своим исполнением завладел вниманием зала, подкупивший искренностью, обаянием и оптимизмом.

            Музыкант «»L-47» Долун БОРИСОВ в своих исполненных певческих номерах излучал подростковый мелонхолизм и напомнил добрую школьную вечеринку для старшеклассников.

Д. Борисов

            И вновь на сцену вышла группа «Эстрада 21″, порадовавшая всех сочным аккомпанементом для певцов артистов театра.

            Отмечаю, что с выходом на сцену певицы ЛЮСИ, исполнившей песню «Ункуулээ» (Танцуй), программа оживилась, стала более отчётливой. Певица удивила публику своим сценическим имиджем, страстной проникновенностью и эмоциональной яркостью.

            Певицу НИКУ можно определить как драматическая актриса и певица, манера которой всегда убедительна, в ней много тонкости и философии. Исполненная песня «Сулус уонна туун» (Звезда и ночь) с группой «Эстрада 21» — вновь отразила её естественность сценического поведения, красоту тембровой окраски, эффектный сценический облик.

            БАЙБАЛ вновь продемонстрировал свое мастерство, профессиональную зрелость. Волнительное впечатление оставила знакомая всем его авторская композиция.

            Певица театра УМСУУРА песней «Эдэр саас» вместе с музыкантами «Эстрада 21» продемонстрировала сценический темперамент, динамику образа, редкостную цельность.

            Певческое дуэтное мастерство Клавдии и Германа Хатылаевых органично соединено с актерским мастерством, и оттого образы, созданные ими — запечатлеваются в памяти надолго. С первозданной чистотой и силой чувства была исполнена композиция «Тугут» в исполнении Германа, исполнившего песню фольклориста Прокопия Слепцова. Необходимо отметить, что самобытный Абыйский фольклорист и изготовитель якутских народных инструментов Прокопий Егорович СЛЕПЦОВ (1919 — 1992) в 1977 году по приглашению Союза композиторов СССР был приглашен в Москву, где раскрыл секреты изготовления своих инструментов и заодно продемонстрировал свой незаурядный талант, где перед композиторами исполнил свои оригинальные песни, среди которых была его песня «Тугутчаан». Итак, народный артист РС(Я) Герман ХАТЫЛАЕВ по своей инициативе впервые презентовал авторскую песню П. Слепцова в сопровождении группы «Эстрада 21», которая покорила зал. Браво!

              Хочется сказать, что творческой продуктивностью заполнена жизнь музыкальной   семьи Хатылаевых. Творчество дуэта оригинально,  вдохновенно и поэтично. Их пристальный интерес к народному творчеству неизбежно открывает новые грани  звуковых пейзажей, феномен якутского мелоса. Немного найдется артистов, которые могли бы соперничать с четой Хатылаевых в передаче неповторимой красоты народных мелодий. Финальная композиция «Дьурантайа», завершенная народной артисткой Якутии Клавдией  ХАТЫЛАЕВОЙ подкупила публику совершенным воплощением замысла, где присутствовала большая искренность, правдивость в трактовке исполняемого  произведения с группой «Эстрада 21». Аплодисменты!

            Итак, презентация двух инструментальных ансамблей: «Эстрада 21» и «L 47» в театре эстрады завершилась хорошим новогодним подарком для любителей живой эстрадной музыки.

            Все артисты театра раскованны, с яркой творческой индивидуальностью. Эстрадная сцена театра уже обжита и теперь требует большей искренности и вдохновения.  Профессиональная работа на сцене — теперь повышает требование к певцам, где необходимо заметно усилить работу над вокалом, над голосом. Не должно быть фальши, детонации, которая является необходимым условием для профессиональных певцов.

            Начатая работа над инструментальным ансамблем предполагает профессионального подхода к делу: над аранжировкой, акустикой, внимание к   аккомпанирующей роли.    

            Бесспорно, что одного таланта мало, нужен труд и ещё раз труд. Качество работы театра эстрады значительно поднимется только тогда, когда каждый будет вкладывать всю душу в дело. Необходимо каждому учиться, расширять свой кругозор, совершенствовать свой мастерство. Только при таком условии будет развитие театра для удовлетворения духовных запросов взыскательной публики.

            Необходимо отметить, что все зрители высоко оценили звучание живой музыки, появлению двух творческих коллективов в театре.

            Хочется надеяться, что все интересное исполненное на концерте должно найти свое место в репертуаре театра эстрады.

            Процессы интеграции и глобализации, происходящие в современном мире бессильны перед встречными процессами развития нашей якутской музыкальной культуры в области музыкально-эстрадного искусства. Они не схожи по своим ключевым параметрам, потому что молодежь  народа Саха, артисты театра эстрады им. Ю. Платонова играют и поёт якутскую эстрадную музыку, сохраняя свой уникальный мелос многовековой традиции.  С наступающим Новым годом!

Exit mobile version