15 апреля, ознаменовавший Всемирный День культуры, открыл интересную культурную неделю, адресованную для любителей современного балета, ансамблевой песни, классической оперы.
Старая сказка с добрым концом
На сцене ГТОиб состоялась премьера балета «Ситим» (связь) в хореографии Санкт-Петербурского постановщика Олега МАРКОВА, композитора Яна КРУЛЯ (Иркутск), художника-постановщика Екатерины ШАПОШНИКОВОЙ.
В спектакле разные миры (средний, нижний), возникают разные ассоциации, связанные с игрой света, театрально-сценической падуги, огромных копьев, быстрой сменой обстановки, танцующей собаки, волнообразной лавины ткани. Мифологический акцент спектакля постоянно напоминает виденные мною образы в связке Ньургун Боотура и Туйаарыма Куо, Лоокута и Ньургуhун, Руслана и Людмилы и т.д. Теперь эти главные герои с новыми именами ОКСОКУ и КОМЮС имеют современный антураж.
Центральная тема балета — духовная красота человека, верность и преодолевающая суровые испытания — любовь Оксоку и Комус.
Каждый персонаж наделен яркой рельефной характеристикой. Как живые, предстают они в танце. Комус (Саина ВИНОКУРОВА) и лирическая, и мечтательная, мятущийся, вечно страдающий Оксоку (Николай ПАВЛОВ), и лютый в своей злобе ко всему чистому на земле Арсан Дуолай (Василий ЭВЕРСТОВ), и конечно, фантастические и глубокие образы-символы, олицетворяющие собой божество Верхнего мира Юрунг Айыы Тойон (Дмитрий АРТЕМЬЕВ), предводительница стерхов (Ольга БАТУЕВА), повелитель воды (Семён КУЗЬМИН) и другие.
Весьма эклектична и необычна музыка. Композитор отошел от балетного симфонизма, предпочитая отдельные фрагменты, музыкальные абстракции с использованием струнно-смычковых и духовых инструментов.
По новому смотрелся чуть вычурный и одновременно изысканно- поэтичный текст хореографии вкупе с театральностью костюмов.
Благая мысль либреттиста Вероники КУЛАГИНОЙ по –новому рассмотрела идею добра, силы любви и целомудрия. Лейттема спектакля вновь выразила нравственные понятия, оживившиеся на сцене благодаря новому языку художественной хореографии.
Балет (как бы) не имеет точного национального адреса, хотя угадываются герои, которые наделены именами. Авторы в спектакле избрали краску полутонов, пластические цитаты, выявляя всеобщую человеческую проблему понятия верности и любви.
Мистериальная философская идея хореографической поэмы одновременно раскрыла душевное состояние одинокого человека, страдающего от отсутствия любимого, когда сердце не находит душевного покоя.
В балете есть блестящие находки из классической, народной и современной хореографии, которая витиевато обрамляют сказочный сюжет любовной истории.
Героев сопровождают светлые и тёмные силы, усиливающие текстуру постановки, заполняя пространство и алгоритмическую логику. Уместные проекцирования картин на экране добавляют к пластике спектакля — образный смысл место происходящего.
Спектакль «Ситим» своей непрерывающей связью разного периода истории театра танца Якутии стал для меня откровением и неким прорывом в своем развитие.
Новые имена артистов театра своими вихревыми полетными прыжками придали постановке эскпрессивную свободу и впечатляющий порыв одержимости.
Не могу сказать, что главным героем вечера стала музыка Яна Круля в записи, звучавшая не сбалансировано, много было использовано (в соло героев) струнно-смычковых и духовых инструментов, не было расслышано ни одного родного якутского мотива. Были некоторые реплики от Астора Пьяцолла, умиротворенно ощущались японо-китайские реалитивы, в финале промелькнул бег степных лошадей.
Кордебалет танцевал недостаточно чисто, но напористо. Трудно сказать, что спектакль брызжет сквозной энергией любви. Оксоку и Комюс исполнили свои танцевальные арии, вариации, эпизоды, но не было сквозной внутренней силы, которая приводила бы к кульминации. Как только зритель начинал ощущать правду сюжетно –хореографической линии как увиденная сцена тут же заканчивалась… и начиналась другая музыка с определенным другим сюжетом.
Глобализация, затронувшая все сферы жизнедеятельности человека, коснулась и балетного искусства, упростив взаимодействие с разными носителями культурных ценностей и такое вольное музыкальное обращение с классическим сюжетом вызвало во мне недовольство. Выделяя особенность региона нашей культуры создатели умышленно не затрагивали код якутской музыки, внеся свою трактовку в музыкально- балетном полотне, затрудняя моего диалога со спектаклем. Иногда казалось, что балетная хореография следовала за музыкой, но, никак не наоборот. Например, зачем присутствовала такая долгая пробежка стерхов по сцене? (не в ожидание ли конца музыкальной части?)…
Но, с другой стороны, благодаря такой трактовке (видимо) возникла новая форма балетной хореографии, где воедино аккумулировались: перформанс, инсталляция, хепенинг, некий узнаваемый штрих от хореографического языка Бориса Эйфмана, Мориса Бежара, предполагающая другой художественный язык, креативную графическую эклектику.
Мне кажется, что если профессиональный коллектив взялся за современную постановку, то без остатка должен был использовать выразительные средства театральной сцены, всю палитру художественной эклектики: видеоряд, снимки уникальных фотографий, древние наскальные рисунки, неожиданные световые тени и т.д. и т.п.
Будем считать, что это первый шаг в осмысление нового художественного качества репертуарной политики театра танца, где язык современной хореографии связан с абстрагированием, упрощением, новаторским неповторимым стилем.
В целом, мне показалось, что театр ищет (как когда-то, основатель театра танца легендарный Геннадий БАИШЕВ открыл для всех нас новое качество якутского танца) новые нестандартные решения, желает видеть современную хореографию , меняет устоявшие стереотипы, нацелен на преобразования, в поиске интересного пластического мотива, современной лексики, образности, композиции танца.
Ссудя по аплодисментам своеобразный спектакль нашел своего зрителя, состоящего из юношеско-молодёжной аудитории, являющейся залогом, что премьера балета пришлась им по душе, найдя свой отклик в сердцах. Но мне, воспитанному на танцах Игоря Моисеева, Махмуда Эсамбаева, Геннадия Баишева, на графической пластике Мориса Бежара, балетной технике Бориса Эйфмана, якутская балетная постановка — не была воспринята.
Но, я ощущаю и верю, что в новом спектакле, где витает сила, благородство, возвышенная лирика, предельная откровенность и полёт мысли — должно быть место такому произведению, в репертуаре любимого профессионального театра танца им. С. Зверева- Кыыл Уола. Верю, что со временем, когда возникнет новая среда для пластических откровений, когда появится безупречная техника и мастерство современного танца, мы обязательно откроем новые художественные красоты, глубину, оригинальность данной постановки.
ГВА «ТУЙМААДА» презентовала песни мелодистов Тымпы
Второе представление — это концерт государственного вокального ансамбля «Туймаада» под руководством заслуженного деятеля искусств РС(Я) Светланы Ивановой.
Вечер начался с доброго слова Главы Вилюйского улусаСергеяВИНОКУРОВА, СветланыИВАНОВОЙ, которая затем преподнесла огромные букеты цветов известным авторам- песенникам: Павлу СЕМЁНОВУ, Аскалону ПАВЛОВУ, Алексею ЕГОРОВУ, дочке Василия ЕРЕМЕЕВА — Мичийэ, в знак их всеобщего признания и уважения.
Вся концертная программа была составлена из песен мелодистов, уроженцев села Тымпы Вилюйского улуса, где проживает 500 человек и подарившее немало талантливых имён: семья Егоровых и их сын Алексей — Еркен, Степан Семёнов, Павел Семенов, Аскалон Павлов, Василий Еремеев и др., артисты кино: Михаил Борисов — Кэскил, Иван Константинов, первая профессиональная балерина Евдокия Степанова, воплощенная в знаменитой песне А.Алексеева «Якутяночка моя».
Все названные имена есть любимые артисты, к которым современники и молодёжь питают особую признательность и любовь. И есть за что! Они не претендовали на какие- то лавры, эти музыканты как бы слились с народом, отдав себя целиком в творчество. Наделенные ярким талантом они обращают наше внимание своим искусством, где благоухает аромат якутской природы, переливы мягких закатов, говор рек и лесов. По духу и характеру их музыка столь близка к каждому, что народ принимает их как своё и исполняет повсюду.
Памяти Василия ЕРЕМЕЕВА прозвучали шесть произведений («Биhи барбыт сахалар», «Бэринимэ хаhан да», «Сайыhыаан да», «Туоххаhыйыы тойуга», «Дьол», «Ба5а санаа») в обработке С. Ивановой, где ощущается дыхание автора. его взгляда на постсоветскую жизнь, время расцвета творчества автора. Эти перемены и обновление Отчизны оказались необычайно созвучны таланту Еремеева, складу его дарования, благородного и лирического в своей основе.
Прозвучали пять композиций Павла СЕМЁНОВА («Ус хатын», «Махтанабын ийэбэр», «Киэhээнни ырыа», «Сааскы куннэ», «Ахтыл5ан айана») в обработке С. Ивановой, где пытливый, ищущий художник, великолепный мастер, музыкант, певец своим мироощущением удивительно созвучен пульсу жизни, находящий мгновенный отклик в сердцах слушателей. Своими песнями мелодист привносит в нашу песенную культуру новые краски и своеобразные мелодические обороты.
«Время — лучший судья!» — эта фраза относится к творчеству Степана СЕМЁНОВА, позволившего при жизни раскрыть себя, свой творческий потенциал. В концерте прозвучали три его глубоких композиции («Таайыман тапталы», «Барыта ааспыта», «Сурэ5им ба5арбат»). Определенная традиционность формы песни-откровения сближает их с приметами классических песен мелодистов, но их мелодическая красота и гармоническая красочность, певческий размах диапазона являют почерк песенного самородка. Авторская философская мысль обнаруживает зримую рельефность бытия, жизненная художественная достоверность захватывает слушателя целиком. По-новому зазвучали песни Степана Семёнова, уводившие нас в мир автора, в прошлое, где вневременной характер песен явились залогом и причиной неувядаемости творений Степана Семёнова.
Велик и разнообразен диапазон творческих интересов следующего мелодиста. Аскалона ПАВЛОВА волнует прошлое и настоящее. Из его репертуара прозвучали пять откровений: «Барыма», Чуумпуга», «Уста тур», «Сурук», «Эрэн миэхэ». Он не без успеха попытал счастья в сфере поэзии, написав текст к своим песням, которые разошлись в народ. Он внес в авторскую песню определенную тематику и юношескую прямоту. Он вдохновитель поколения молодежи 80-90-х годов и до сих пор представляет интерес к своей яркой самобытной индивидуальности. А. Павлов всегда сосредоточен на действие или рассказ своего героя, выражающего свои чувства: удивление, гнев, радость, любовь или скорбь. Иногда он переходит на декламацию, что всегда убедительно , когда в данном случае и нельзя по-другому поступить.
Этот знаменитый автор-исполнитель по-истинне прославил свою малую родину Тымпы, вывел в народ своих земляков, теперь ставшими народными и заслуженными артистами. Алексей ЕГОРОВ никогда не изменял самому себе, не поддавался чуждым влияниям, веяниям моды. С момента своего творчества он стремился быть полезным своему народу., черпая в его свершениях темы и образы для творчества. Поиск новым тем для Алексея ЕГОРОВА необходим и он его находит: в обновление форм, мелодических и гармонических красок, ритмического рисунка. Его песни звучат в дни праздников на улицах, на площадях, на торжественных собраниях, в домах, что говорит о том, что его песни стали классикой и более того, продолжают расширяться в безграничном музыкальном горизонте якутской песни, так как его произведения несут вечные ценности и имеют общечеловеческое значение.
Прозвучавшие шесть песен, ставшими ансамблево-хоровыми произведениями (Дьоллоох буол маннайгы тапталым», Эйиэхэ мин ырыа бэлэхтиэм», «Махтананыам дьыл5абар», «Эичи тыл», «Мин дойдум») ещё раз продемонстрировали вклад ЕГОРОВА в сокровищницу якутской музыкальной культуры.
Что касается обработок, всех исполненных песен Тымпинских авторов, сделанных Светланой Павловной ИВАНОВОЙ, необходимо выделить одно качество, во всех номерах раскрыт идейный замысел песни.
Программа концерта развернула у мужской группы — талант певцов. Вокально-ансамблевые данные артистов, стилистическая чуткость, «чувство локтя», разносторонность — позволило им решать вокально-технические и художественные задачи, блистать сольно и в ансамбле.
Одновременно необходимо также подчеркнуть, что каждый выход на сцену у артистов был разнообразным и выразительным. Сегодня народ, выхолощенный пропагандой легкой и развлекательной музыки, не выдерживает однообразия и штампа. Ему необходим эксперимент. Мне показалось, что в выступлениях «Туймаады» не хватило полномасштабной художественной, артистической информативности. Известно, что у артиста с выразительным сценическим имиджем легко зацепить своего зрителя, а затем заставить вслушаться в его песенную мысль, рассказать ему о песенной правде. Но, при этом качество выступления должно зашкаливать во всем направлениях: в литературном, музыкальном, человеческом. Но даже, сегодня этих качеств, пожалуй, недостаточно, чтобы раскрыть всю прелесть коллективного искусства. Нужен ещё профессиональный выверенный акустический звук. В данном случае, работа звукорежиссёра была низкой, если никакой! Не было полноценного звучания тембральной окраски каждого голоса, создающего колорит гармонии. Также мне показалось, что чрезмерное увлечение минусовой фонограммой утомила зрителя и слушателя. Почему бы не использовать звучание живых инструментов: фортепиано, баяна, флейты, скрипки? Отсутствовало акапельное пение, что удивило и насторожило меня.
Из сольного исполнения хотел бы отметить выступление заслуженных артистов Якутии: Алины АКИМОВОЙ и Саргыланы БУГУЛОВОЙ. С момента рождения «Туймаады» их творчество вызывает глубокое чувство уважения, благодаря их удивительной работоспособности, пытливости, постоянной упорной работы в деятельности певческого коллектива. Их исполнение проникнуто мягким лиризмом, теплотой женского обаяния.
В своих исполненных номерах («Таайыман тапталы» Ст. Семёнова, «Ус хатын» П. Семёнова) Алина АКИМОВА умело сочетала свое вокальное мастерство с предельной художественной простотой и естественностью. Её выход на сцену был вдохновенным, с глубокой мыслью и подлинным чувством. В её исполнение мы ощутили страстную творческую мысль, жизненную правду.
Саргылана БУГУЛОВА с новым сценическим имиджем приковала зал к себе, где узнаваемый её вокал стремился к предельной выразительности. Артистка профессионально поработала над своим сценическим образом, над пластическим жестом, движением, ритмом. Тесно общаясь со зрителем, она добилась правдивого, естественного поведения с узнаваемым её вокалом в песне Алексея Егорова «Дьоллоох буол тапталым». Стоит подчеркнуть, что её вокально-сценические образы всегда находятся в гармоничном единстве и зрители любят артистку за эти качества.
Прослушанная программа ещё раз убедила меня, что наша авторская песня представляет собой уникальное явление музыкальной культуры, где проявляется не только специфика самобытного выражения музыкального творчества, но и обозначается её особенность в социокультурном пространстве, находя новые условия в своём бытовании.
Бесспорно, проведена огромная работа художественного руководителя ансамбля Светланы Ивановой «пропустившей через себя» большое количество песенного материала, где были изучены много источников, анализа опыта прежних обработок с найденными темами.
Интересные её находки моментально отражались в художественной подаче номеров, связанных средствами содержательно- эмоционального воздействия на зрителя. А зрители были самые разные: от депутатов Дома правительства до учащихся школ, от директоров учреждений до знаковых людей республики.
Таким образом, Светлана Иванова явилась «третьим лицом» песни, где после авторов текста и мелодии — явилась режиссёром их песенного спектакля.
Театр песни стремился найти в каждой песне своё художественное решение, подобрать к каждому концертному номеру определённое место в общей структуре программы, откуда и возникал некий образно-смысловой строй, по-своему оцененный и прочувствованный зрителем.
Привлекли песни своей коллективной выразительностью, основанных на глубоко национальной и интонационной основе и вместе с тем столь же глубоко современных. В концерте было обнаружено редкое сочетание строгой мужественности и суровой сдержанности, а также мягкая лирическая женская теплота с подлинным обаянием.
В песнях была выражена высокая и чистая любовь, простая и сильная дружба, пелось о долге и товариществе. Песни не были декоративны, все авторы песен с жизненным опытом, глубоко проникшие во внутренний мир человека, задевающие всё самое сокровенное, волнующее, важное. Композиции Тымпинских мелодистов чрезвычайно многоцветны, изобретательны, там существует драматургическая стройность, лаконичность выражения, полностью определяемая содержанием стиха. Поражает естественность интонационного строя, мелодический лексикон, широкое использование приёмов и оборотов бытовой музыки наших дней. Там также творчески претворились элементы песенного фольклора прошлого и современности, которая радует гармонической свежестью.
Повторю, что услышанные песни в исполнение ансамбля «Туймаада» однозначно должны войти в концертный репертуар коллектива и верю, что они завоюют признание, где с каждым выступлением артистов сочинения они заиграют новыми гранями.
Богата нынче песенная сокровищница нашей республики. С новым тысячелетием зазвучали новые песни с любовью сотворённые современными творцами.
Хочется добавить, чтоб коллектив «Туймаада», из данного многообразия, продолжает искать интересные песни, не устаёт обращать свое пристальное внимание к мелодиям, где на их основе мужские и женские составы ансамбля совершенствуют мастерство, достигая высот в своём профессиональном музыкальном искусстве. Обработки руководителя с полноценным выражением в эстрадно-сценическом воплощении превращают песни в маленькие спектакли с их предельной ясностью и логичностью формы. Затем они превращаются в тонкую и красочную картину, сохраняя при этом свою специфическую особенность песни с её характерными тембральными, ритмическими импровизациями.
Таким образом, государственный вокальный ансамбль «Туймаада» остаётся одним из популяризаторов якутской песенной культуры, где налицо содержательный репертуар, связанный с якутским мелосом и жизнью современников, с его прогрессивными устремлениями и идеалами.
Опера «НЬУРГУН БООТУР» как проект «Народная опера»
Не успели рассеяться благостные мысли о концерте «Туймаада», как на смену им пришла долгожданная премьера оперы-олонхо Марка Жиркова и Генриха Литинского «Ньургун Боотур», инициированный Главой Вилюйского улуса Сергеем ВИНОКУРОВЫМ, как проект «Народная опера».
Проходят годы, десятилетия, но первая опера Якутии «Ньургун Боотур» по прежнему с нами — она остаётся как все великое, озаренное гением бессмертного для нас композитора Марка ЖИРКОВА.
Давайте вспомним о чём писала газета «Социалистическая Якутия» 29 октября 1940 года: «…Над оперой «Нюргун Боотур», написанный композитором М.Н. Жирковым, работает сейчас вновь организованная Якутская государственная музыкально-вокальная студия. В опере максимально использованы народные мелодии олонхосутов и современных якутских песен. Например, в первой сцене введен мотив народной пляски»Осуохай», записанный ещё 70 лет назад».
Необходимо также напомнить, что музыкальная драма «Нюргун Боотур Стремительный» с его героически — свободолюбивыми идеями народного эпоса — олонхо были очень созвучны общенародному тогда патриотическому подъёму во время Великой Отечественной войны. За три года опера была показана более ста раз. Более того, имя героя спектакля была присвоено танку, построенному на средства, собранные Якутским театром.
Таким образом, через восемьдесят четыре года, данная опера «Ньургун Боотур» исполняется земляками композитора. Вот вам живое доказательство сбывшихся надежд первого Президента Якутии М.Е. Николаева проекта «Музыка для всех».
«Безусловно, театр требует жертв, и у кого недостаёт этой смелости, тому незачем подвергать себя столь суровым испытаниям» — говорил Верди. Но, Вилюйчане со своим Главой района оказались не из робких жителей республики. Они хорошо знали и знают, что при жизни их гениальный земляк композитор Марк Жирков мечтал о том времени, когда в родном Вилюйске широкое развитие получит близкая и доступная им музыка и настанет то время, когда силами его земляков зазвучит народная опера.
Размышляя об этом, невольно задумываешься о необыкновенной силе творческого гения М.Жиркова, когда воплощенная в музыкальном искусстве драма, пронизанная духом народности, с богатым синкретизмом якутской песенности нашла свое отражение в наше время, в период специальной военной операции, где сила народного духа и вера в светлое- востребованны и актуальны.
Что касается, Жирковской композиторской индивидуальности, то можно только догадываться, что вскормленный с детства искусством лучших олонхосутов, он глубоко понимал образную музыкальную речь своего народа, где в своем сочинении новаторски и смело развил их мелодическое начало. Все темы в опере глубоко народны по духу — вот почему они и сейчас волнуют и захватывают нас своей жизненностью, поэтичностью, правдой выражения . В этом заключается, по-видимому, великая тайна искусства Марка Жиркова. Вилюйчане по праву гордятся, как и мы все, своим гениальным земляком.
Итак, наконец, в Якутске, в театре оперы произошло настоящее художественное событие. Опера с подлинным блеском прошла на сцене театра оперы и балета имени Д.К. Сивцева — Суорун Омоллона (автора либретто оперы «Ньургун Боотур» — сподвижника Марка Жиркова).
Вилюйская щедрость вылилась в музыкально-театральном творение М. Жиркова, впечатлившая своими масштабами: три часа музыки с властно пульсирующей театрализацией, мультимедийным изыском, динамичным световым решением, захватывающим сюжетом. Это было интересное зрелище.
Мощные и мелодичные хоровые партии оперы были не просто спеты, но «сыграны» театрально. Разноликий народ шёл на схватку, танцевал, ревел, ужасался и ликовал. Всё это музыкальное великолепие темпераментно исходило от маэстро Николая ПЕТРОВА. Всё это требовало от дирижёра музыкально-театральной страстности, недюженного волевого напора и архитектурной точности построения оперной музыкальной формы. Я знаю, что мощь и тембровая оригинальность звучания народных инструментов — стихия Николая Петрова. Ему это удалось! Браво!
Все певцы радовали высоким качеством пения. Их пение и слаженность удивили публику как вокально-хоровой техникой, также и выразительностью исполнения.
Партию главного героя успешно исполнил Алексей ВАСИЛЬЕВ. Он тонко чувствовал национальную природу исполняемой музыки, его обертональный голос с драматическим напором выигрышно звучал со сцены, раскрывая героический образ эпосного богатыря.
Светлоликую лирическую красавицу Туйаарыма Куо представила Наталия ИВАНОВА. Необычайно теплый , ровно звучащий во всех регистрах голос очаровал какой-то удивительно эмоциональной и задушевной проникновенностью. Певица покорила использованным комплексом вокально- выразительных средств, среди которых я на первое место ставлю сердечность, высочайшую простоту и обаяние. В ней проявилась смиренность якутской девушки, большая и сильная любовь к жизни, к своему возлюбленному.
Захватил слушателей созданный Василием НИКОЛАЕВЫМ образ Урун Уолана. У него скорее лирический, чем драматический тенор, однако в эпизодах, требующих подъёма и большого воодушевления, его голос звучал сильно, ровно и насыщенно. Великолепный его образ белого богатыря не оставил никого равнодушным.
Анна ЧЕРКАШИНА, исполнившая роль Кыыс Кыскыйдаан, великолепным тембром голоса без труда заполнила все пространство оперного зала и при этом абсолютно овладела всей динамикой своего образа. Исполнительница была предельно убедительной, яркой и театральной.
Исполнитель партий владыки Нижнего мира Уот Усутаакы Сергей САВВИНОВ заставил восхититься зрителя вокально-интонационным решением образа, своим актерским мастерством.
Остальные персонажи оперы несколько не померкли на фоне главных персонажей оперы.
Партии Сорук Боллуров исполнили Иван ДАНИЛОВ, Николай АФАНАСЬЕВ –Айдаман, Алан МУНХАСЫТОВ, чьи голоса были чрезвычайно компактны, а образы комичны и выразительны.
Партии Ырыа Чаҕаана исполнили: Лазарь ГУЛЯЕВ, Николай ПРОТОПОПОВ, вдумчиво и колоритно раскрыв народный образ.
Иннокентий Шамаев, воплотивший образ богатыря Верхнего Айыы Дьураҕастай отличился правдивостью чувств, ярким сценическим темпераментом.
Понравилось исполнение Дианы НИКОЛАЕВОЙ в образе Аан Эскэл Хотун, удивившая слушателей вокальной культурой пения, свободным владением голосом и душевным проникновением своей героини.
Образ Айыы Умсуур в исполнении Нины ВАРЛАМОВОЙ был достоверным и содержательным. Тембр голоса был очень красивым, мягким, чрезвычайно с длинным певческим дыханием.
Пели горячо и увлеченно, демонстрируя замечательное владение народным пением «Дьэ-буо» и «Дэгэрэн ырыа» переходя в классическое пение Владимир ПЕТРОВ (Туонэ Мо5ол) и Александра ИВАНОВА (Кун Кубэй).
Итак, увиденную оперу можно причислить к самым ярким событием весеннего сезона , поскольку все участники — оркестр, хор, певцы под управлением дирижера сумели создать гармоничный, объединенный единой стилистикой музыкально-драматический спектакль.
Каждому удалось найти свою интонацию — очень страстную и драматическую.
Что касается автора идеи постановки оперы — Сергея Николаевича ВИНОКУРОВА (Глава Вилюйского улуса), то он — остаётся настоящим патриотом, в лучшем толковании этого слова. Каждое проведение его авторских проектов вдохновляет, будит эмоции, силы энергию народа — всё, что так сейчас необходимо для каждого из нас.
Личность Главы, как руководителя и управленца и как человека озаренного глубокой убеждённостью — поражает. Ведь он, как просвещённый человек, лидер своего улуса понимает силу искусства и посвящает себя воплощению благородных идей Марка Жиркова. От себя добавлю, что исключительный размах Сергея Николаевича ( в проведение академических конкурсов якутской вокальной и пианистической школы в Московской консерватории им. П.И. Чайковского) вызывает горячий отклик от профессионалов, находит понимание у истинных любителей музыки. Своей дипломатической миссией Сергей Винокуров двигает искусство своего знаменитого земляка в будущее, сознательно ища новые неизведанные пути, заботясь, чтобы творчество М. Жиркова стало всенародным.
Глава Вилюйского района верен бессмертным ценностям человеческой культуры, нетленным заветам, которые он наследовал от своих великих земляков, олонхосутов, политссыльных. Он говорит, что из наследия прошлого- надо ценить всё, что прошло фильтр времени и отвечает требованиям высокой культуры, двигающего общество вперёд.
Для нас, горожан, такие встречи с оперной улусной постановкой — эксклюзивны, потому важны и необходимы. Верю, что оперная премьера с силами Вилюйчан на сцене оперы и балета им. С. Оммолона придало всем нам новые творческие импульсы, заряд энергии.
Действительно, М. Жирков до последних дней своей жизни стремился идти в ногу со временем, служить своим искусством, своим словом — родному народу. И неудивительно, что позиционирование творческого наследие М. Жиркова Сергеем Николаевичем ВИНОКУРОВЫМ является ярким образцом служения своему народу.
Проведена огромная работа, недаром со сцены прозвучали имена, чьим трудом была поставлен опера-олонхо: Ольга КОРЯКИНА (хормейстер), Маргарита ЛУКИНА (вокал), Светлана БЕССОНОВА (танцы), Афанасий ФЕДОРОВ (этнограф), Прокопий НЕУСТРОЕВ (режиссер), Николай ПЕТРОВ (дирижёр), художники: Мария ИВАНОВА, Дария ДМИТРИЕВА,Радмила КОНОНОВА (видеоконтент), Егор АММОСОВ (гримёр), Алёна ДАШЕВСКАЯ (исполнительный директор).
Бурные овации явились не только признанием ценности общей работы жителей Вилюйского улуса, но и высокая оценка всенародной любимой опере, автором которого явился собиратель якутского фольклора МАРК ЖИРКОВ. Крики «Браво» были адресованы первой опере Якутии, перекинувшей мост между двумя эпохами, сумевшей объединить воедино форму, народность, логику мысли народного эпоса, обеспечив вечную память его создателю, внесшему неоценимый вклад в развитие якутской музыкальной культуры ХХ столетия.
Удивляет тот факт, что даже небесные светила расположились на этой неделе так, что Великая опера «Ньургун Боотур» успешно звучит и в Казахстане, и в Якутске, знакомя всех — с нашей историей, самобытной культурой, фольклором, мировоззрением.
Вот такой интересной и интеллектуальной оказалась культурная неделя у автора данного материала.
Разные представления, разные стили, разные виды искусств с объединенным высоким предназначением — воспели прекрасное и возвышенное, одновременно выразив перспективную тенденцию развития музыкально-художественной культуры нашей республики.