Владимир Индигирский: Наша вечная любовь — Галине Шахурдиной

На 76-м году жизни скончалась народная артистка республики, заслуженный работник культуры, прославленная мелодистка РС(Я) – Галина Никитична ШАХУРДИНА (25.01.1947 – 27.05.2023).

Галина Шахурдина

Сегодня девятый день как не стало замечательной мелодистки, автора – исполнительницы, чье песенное искусство было сродни духовной исповеди перед людьми, перед народом — народной артистки, заслуженного работника культуры Республики Саха, творческим трудом приумножавшего песенную культуру Якутии на протяжении более чем полувека; Человека, обладавшего редким даром притягивать к себе человеческие души, взращивая в них сопричастность к тайнам поэтического постижения мира, где кумирами её жизни стали прославленные мелодисты Якутии, уходящие глубокими корнями в прошлое якутской музыкальной культуры с её неистребимым тяготением к раскрытию глубин человека Саха, к его исповедальности и благородству.

Песни популярной мелодистки Якутии Галины ШАХУРДИНОЙ прочно вошли в нашу жизнь, обладая выразительным голосом, с неповторимым колоритным тембром голоса меццо-сопрано, Галина Шахурдина начала петь со школьной скамьи. И куда бы её судьба потом не заносила — она исполняла задушевные, искренние песни от всего сердца. Сегодня её песни прочно вошли в нашу жизнь, в репертуар лучших артистов оперы и эстрады, певцов художественной самодеятельности.

BИДЕО ПЕСНИ «Дьүөгэлэриэм, кыргыттарыам…»

        Не нужно напрягаться, чтобы восстановить перед мысленным взором её артистические качества: голос, внешность, манера держаться на сцене, музыкальность, разговорчивость. Люди шли «на Шахурдину Галину», чтобы услышать обращенную к ним задушевную речь, где было глубокое понимание неизбывной тоски по человеческой душе, искренности и непредвзятости, погруженных в выразительную мелодию. Особенно, это ощущалось 30 лет назад, когда со всех каналов радио и телевидения лился звуковой поток песенной безвкусицы и гламура. А она, выходя на сцену (с баяном, с гитарой), сопротивляясь конъюнктуре дня — обращалась к залу, где сразу устанавливала связь и её песенное откровение адресовалось к каждому человеку. Вот что отличало её бескорыстное служение якутской песне, где присутствовала песенность и содержательность.

Г. Шахурдина с Анатолием Семёновым в 1980 годы

        Родилась Галина Шахурдина 25 января 1947 г в с. Тюнгюлю Мегино-Кангаласского улуса. Училась в Восточно-Сибирском институте культуры на дирижёра-хоровика (1965-1969), работала учителем музыки (1969- 1976). В 1971 году написала свою первую песню «Про вечер в Балыктахе» на стихи Павла ГАБЫШЕВА, после которой удача мало покидала мелодистку. Её замечательная танцевальная песня вмиг разлетелась по Мегино-Кангаласскому улусу и скоро зазвучала по якутскому радио. С той поры пролетело немало лет. За это время Шахурдина стала известным автором – исполнителем Якутии, где теперь её можно было часто видеть со сцены: то с баяном, то с гитарой.

Исполняется песня «Балыктаах киэhэтэ».

Будучи руководителем художественной самодеятельности в системе профтехобразования (1976-1990) она создала вокальные ансамбли юношей и девушек, которые на различных смотрах-конкурсах занимали призовые места. Бесспорно, такой популярный мелодист, как Шахурдина, не мог ускользнуть из зорких глаз методиста по музыке ЕНМЦ НТ и КПР Анатолия СЕМЁНОВА, музыкального редактора радио Виктора НИКАНОРОВА и теперь её песни стали звучать по республиканскому радио и телевидению. Благодаря такой популярности теперь её песни зазвучали по Всесоюзному радио, затем выпушены на мини-пластинках фирмы «Мелодия».

Якутское телевидение. Г. Шахурдина и редактор Виктор Никаноров

В 1982 году якутяне увидели и услышали по Центральному телевидению Галину Шахурдину с её знаменитой песней «Балыктахские вечера» под собственный аккомпанемент на баяне в рамках заключительного концерта народов Севера.

Стоит сказать, что в фонде НВК «Саха» сохранены интервью, творческие вечера-концерты, интересный сюжет о творчестве мелодистки с названием «Не устаю воспевать любовь» (ред. Е. МИРОНОВА, 2004 г).  Во время работы в объединении «Сахаконцерт» у якутской певицы состоялись гастроли в 20 городах России: Красноярск, Новосибирск, Хабаровск, Владивосток и др.; Республика Тыва, Коми, Бурятия. Заграничные: Польша (1984), Болгария (1986), Норвегия (1994 г). Объездила с концертами любимую республику Саха, откуда приезжала вдохновленная и с новой песней.   

Откуда, спросите вы, у Галины Шахурдиной рождались такие незабываемые песенные хиты? Ответ простой. Наша знаменитая мелодистка являлась выпускницей Майинской детской музыкальной школы по классу баяна, Улан-Удэнского института культуры по специализации «дирижёр-хоровик». Вот откуда бралась осмысленная мелодика, неповторимость гармонии, осмысленный выбор песенных строк.

На концерте Виталия Андросова. Слева направо: В. Андросов. М. Попова, Г. Шахурдина, Р. Борисов

Галина Шахурдина преклонялась над поэтическими строками: И. АЛЕКСЕЕВА, И. ФЕДОСЕЕВА, М. КУЛИЧКИНОЙ, И. АРТАМОНОВА, Н. ДЬЯКОНОВА, А. АКИМОВА, В.СИВЦЕВА, Н. ХАРЛАМПЬЕВОЙ, С. ГОЛЬДЕРОВОЙ, К. УТКИНА, С. СПИРИДОНОВОЙ и других.  Весь её секрет творчества заключался в неиссякаемом источнике песенного творчества предыдущих мелодистов Якутии, где воедино сплетено сюжетное разнообразие, поэтическая глубина, мелодическое богатство.

Сегодня мы можем смело утверждать, что в песнях Галины Никитичны органично соединились — традиция и новаторство. В творчестве Шахурдиной прослеживается бережное отношение к творчеству композиторов-мелодистов: З. ВИНОКУРОВА, Х. МАКСИМОВА, В. НОЕВА, О. ИВАНОВОЙ, А. ВАРЛАМОВОЙ… С другой стороны, Галина Никитична стремилась создать развёрнутую композицию, преодолеть квадратность, посредством усечённости отдельных музыкальных построений. Общая композиция песен рождалась в результате следования за поэтическим текстом, передачи в музыке его богатых образных оттенков. И наконец, главное достоинство её песен, что они – женские, поются от лица девушки, замужней женщины, хозяйки. Вот почему, в её песенном творчестве мы обнаруживаем самые разные жанровые зарисовки: любовно-лирические, патриотические, танцевальные. Но, к какой бы теме не обращалась Шахурдина, она остаётся лириком, где через мотив сквозит задушевность, лирическое переживание.

Г. Шахурдина с Анастасией Варламовой

На последнем её концерте, состоявшемся 14 марта 2017 г., названном «Ытыскыт тыаhыгар уйдаран» («Вдохновлённая аплодисментами»), мы запомнили развёрнутый выразительный калейдоскоп песен Галины Шахурдиной. Несмотря на участие разнообразных артистов, исполнивших песни виновницы торжества (А. АЛЕКСЕЕВА, В. ЕРЕМЕЕВ, Е. ЕГОРОВА, С. ОСИПОВА, Р. ТИХОНОВА, И. ПРИБЫЛЫХ, ОЛИМПИЯ, А. ИВАНОВ, С. ЖУРАВЕЛЬ, СААРЫН, НАРИ-ЯНА Куо, Э. ПАВЛОВА, АРЫЙААН и вокально-танцевальные ансамбли) — лучшей исполнительницей явилась сама Галина Шахурдина. Все песни, тщательно отобранные Галиной Никитичной и прозвучавшие на вечере, были пронизаны высоким творческим горением, благородным порывом к совершенству. Каждый номер выступления был наполнен силой добра, каждая песня воспела сердечного, способного на глубокие и нежные чувства человека Саха, его радость жизни.
        В последний период жизни мелодистка была благодарна музыканту, продюсеру, аранжировщику, автору портала якутской музыки «Dobun biz» Антону ИВАНОВУ, организовавшему для нее гастрольные выступления и создавший замечательные аранжировки её песен.

Вокальный дуэт. Г. Шахурдина и А. Иванов

Сегодня необходимо констатировать, что ещё с ранних работ Галины Шахурдиной мы обнаружили — воплощение светлого образа детства, юности, отраженного высокой поэзией, романтической устремлённости, нравственной чистоты и благородства. И сейчас, когда я листаю сборник ее песен «В песнях моих вечная любовь», поражаюсь диапазону поэтических пристрастий Шахурдиной, где в каждом обращении к творчеству поэтов — мы находим достойное воплощение их строк в музыке: в каждом она удивительно точно подмечала самое характерное – созвучность времени, поэтическую индивидуальность. А шестнадцать её песен – это композиции, сложенные на собственные стихи, подкупающие автобиографичностью и философской осмысленностью.

Сегодня мы ещё раз должны быть признательны творчеству Галины Шахурдиной — за то внимание к тому, что есть лучшее в нас, в нашей песне мелодистов, что она органично и верно продолжила и передала нам «генную память якутской песни». Она не уставала повторять имена основоположников якутской авторской песни: Адама СКРЯБИНА и Фёдора КОРНИЛОВА, Захара ВИНОКУРОВА и Афанасия Шестакова, Христофора МАКСИМОВА и Валерия НОЕВА, Ольги ИВАНОВОЙ и Анастасии ВАРЛАМОВОЙ, Аркадия АЛЕКСЕЕВА и других.  Считала их творчество — летописью времени, переданных в мелодиях события, жизнь своих современников и всё то, что происходило вокруг них. И при этом добавляла в разговоре, что «…как бы не изменилось время, незыблемым остаются главные принципы авторской якутской песни — острое чувство жизни, единое дыхание с народом, потребность и умение вовремя откликнуться на его запросы, и в умении определить время».  Теперь мы знаем, что все эти принципы и черты ярко и зримо отразились в творчестве Галины Шахурдиной.  

Галина Никитична до последнего своего вдоха любила жизнь, вела переписку в ватсапе: поздравляла, давала советы, напевала свои новые песни, делилась радостным ощущением от первой весенней прогулки на воздухе и отчитывалась, сколько шагов она проделала (будучи совсем больной), желала спокойной ночи.

Была в большом смятении, когда узнала о смерти хормейстера, педагога ЯПК – Владимира ЖИРКОВА, начавшего делать хоровую обработку её песни и фортепианный аккомпанемент… и переставшего ей писать…

Очень сокрушалась, что перестала различать и слушать звуки, что голос перестал ей подчиняться. И была радостна тем фактом, что ей пишут, что она не забыта людьми, что она везде незримо присутствует. И все мы ей отчитывались каждый день: что видели, что слушали, где побывали. 

Каждый раз она тепло вспоминала те дни, когда мы втроём (Н. ТРАПЕЗНИКОВА, Г. Шахурдина и я) в качестве жюри ежегодно ездили из Якутска в Тулагино на ежегодный конкурс «С песней по жизни». Вспоминала, как во время поездки и работы жюри анализировали работу Театра эстрады, его репертуара, артистов, мечтали о строительстве нового театра. Теперь лично для меня – это были самые яркие и памятные весенние дни, где тогда ничто не предвещало об уходе моих прекрасных собеседниц.

Жюри конкурса «С песней по жизни»

А какие фотографии она мне демонстрировала,  вспоминая и комментируя каждую встречу с Великими людьми республики, с какой теплотой и благодарностью она отзывалась о своих родных и близких. Галина Никитична ценила жизнь, каждый факт своего существования. Была благодарна судьбе, мужу Сергею Гаврильевичу, которого очень любила.   

С автором статьи

Начитанной и принципиальной, строгой и душевной, неравнодушной ко всему – такой запомнится Галина Никитична мне на всю жизнь. Поэтому неудивительно, что только с такими перечисленными качествами как она — могла выразить в музыкальных образах общее настроение людей.

Подытожу, что песни автора-исполнительницы Г. Шахурдиной были посвящены вечной любви, которые опирались на народные традиции, созвучны нашим дням, удивляли глубокой выразительностью, смелостью решений, внутренним темпераментом. Сегодня под песню Г. Шахурдиной просыпается Якутск, где проходят утренние зарядки, усиливающие тонус, радость жизни у пожилых людей

Утренняя зарядка на пл. Победы

Имя Галины Шахурдиной навсегда останется в якутской песенной культуре, где с самого начала её творческого пути её песни содержали качества непреходящей ценности, приумноженные временем и вошедшие в золотой фонд культурного богатства нашей республики. Сама Галина Никитична Шахурдина — народная артистка Якутии, заслуженный работник культуры, обладатель серебряной статуэтки «Этигэн Хомус», золотого знака Союза творческих работников культуры и искусства «Признание» — верой и правдой служила якутской музыке, способствуя процветанию родного искусства.  

Если вы увидели интересное событие, присылайте фото и видео на наш Whatsapp
+7 (999) 174-67-82
Если Вы заметили опечатку в тексте, просто выделите этот фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!
Система Orphus
Наверх