Site icon SAKHALIFE

Владимир Индигирский: Галина Кривошапко в зеркале музыкальной культуры Якутии

      Около полувека продолжалась дирижёрская деятельность ГАЛИНЫ МИХАЙЛОВНЫ  КРИВОШАПКО. Как много было сделано ею за эти пять десятилетий для нашей музыкальной культуры и искусства Якутии,  для пропаганды и утверждения музыкальной классики, творчества якутских композиторов.

Портрет Галины Кривошапко

            С 1948 года Г. Кривошапко — главный дирижёр и художественный руководитель симфонического оркестра якутского радио и телевидения.  Она уделяла  первостепенное  внимание к мировой, русской классике, советской музыке. Её оркестр был первым исполнителем якутской симфонической музыки. Яркой страницей музыкальной жизни Якутии стали прямые эфиры на канале телевидение и радио. Жизнь и поиск в искусстве для Галины Кривошапко были неотделимы.

            17 июня 2024 года исполнилось 108 лет со дня рождения нашего маэстро, где якутская филармония, носящее её имя, реконструировала юбилейный концерт Г.М. Кривошапко  от 1996 года.

            Но, я хотел бы напомнить вам 1993 год, где в театре оперы состоялось театрализованное представление, посвященное 50-летию симфонического оркестра Государственной национальной телерадиокомпании РС(Я). Это было грандиозное мероприятие, где были заняты ведущие силы музыкально-художественной элиты республики. Достаточно взглянуть на имена творческой бригады, чтобы понять высочайший уровень проведенного вечера.

Программа

          Помнится, как мне молодому музыкальному редактору радио, пришлось немало приложить сил, чтобы выпустить к июньской дате данный вымпел. 

Вымпел

            Итак, бросив взгляд в недавнее прошлое-  молодое поколение музыкантов Филармонии, оживило концерт 1996 года, когда нашему главному маэстро исполнилось тогда 80 лет.

             Во вчерашнем концерте, Государственным симфоническим оркестром «Symphonica  APTica» под управлением Максима НОГОВИЦЫНА  была продемонстрирована стилистическая   чуткость,  способность правдиво раскрыть дух и идею произведений.

Кстати, глядя на молодого дирижёра М. Ноговицына, я вспоминаю свой проект «Молодость академической сцены», познакомивший со зрителями   неизвестных тогда молодых артистов со сцены театра оперы и балета в 2012 году. Теперь это — известные артисты Республики Саха — Якутия.  Взгляните на это фото, нынче они являются мастерами в своей профессии.

           

Мои герои проекта «Молодость академической сцены» в 2012 году

      …Возвращаясь к увиденному концерту, могу констатировать, что дирижёр Максим НОГОВИЦЫН в высшей степени наделен способностью художественного убеждения. Филармонический оркестр чутко воспринимал его дирижёрские устремления, передавал слушателям его глубокие художественные намерения.

ВАЛЬС Хачатуряна

            Открывший программу ансамбль скрипачей «ВИРТУОЗЫ ЯКУТИИ» поразил техникой своей игры,  сочетавший масштаб и философский подъём, с тонкостью оточенной деталью, изяществом фразировки, с абсолютным ансамблем со своим  концертмейстером, с  засл. арт. РС(Я) Надеждой ПЕТРОВОЙ.  Коллектив был словно создан для исполнения произведений:  «Токатта и фуга ре минор» Баха и Финал из сюиты «Боз Айгыр» Евг. Брусиловского. Кстати, приглашаю всех на сольный концерт «Виртуозы Якутии», который состоится 21 июня в 18.30 в Саха театре. 

            Было исполнено   «Аве Мария» В. Вавилова- Д. Каччини с симфоническим хором, где солистка САРДАНА ШАРАБОРИНА продемонстрировала свой мягкий лиризм, теплоту, глубокую  человечность.

Сардана Шараборина: АВЕ МАРИЯ 

             Особым подъёмом и захватывающим темпераментом была исполнена Финальная ария Ньургуна  в исполнение АЛЕКСАНДРА ЕМЕЛЬЯНОВА из оперы «Ньургун Боотур» М. Жиркова и Г. Литинского.

            Необходимо отметить прозвучавшую  Увертюра-той  «Оркон» Владимира Ксенофонтова. Творчество композитора В. Ксенофонтова привнесло в нашу культуру новое, своеобразное, характерное только для данного композитора мироощущение, где его в симфонической музыке «Оркон» — оркестром был создан жизнеутверждающий волнующий пафос.   

             В исполнение солиста филармонии ПЕТРА ПОПОВА прозвучали два бессмертных произведения: Ариозо Ленского из оп. «Евгений Онегин» П. Чайковского и «Приветственная»  З. Винокурова на стихи С. Данилова. Вокальные возможности, выразительный голос, актёрский темперамент, наконец, самоотверженная влюбленность в музыку — позволили певцу создать впечатляющие вокальные образы. 

ПРИВЕТСТВЕННАЯ П. ПОПОВ  

            Прозвучала песня Ахмета из оперетты «Цветок Севера» Г. Григоряна в исполнение солиста театра оперы Николая ПОПОВА, выразившего характер и эмоциональную сторону героя. 

            Богатством вокальных акцентов и нюансов, с неповторимым своеобразием с драматической  насыщенностью прозвучала   Каватина Алеко из оп «Алеко» С. Рахманинова в исполнение солиста филармонии ДМИТРИЯ НИКИФОРОВА- КЕЛЛЕРА.

КАВАТИНА АЛЕКО. Д. КЕЛЛЕР (фрагмент)  

            Жемчужиной исторической концертной программы явилось выступление солистки театра оперы АЛЬБИНЫ БОРИСОВОЙ-КЫЧКИНОЙ, исполнившей романс «Соловей»  А. Алябьева на стихи А. Дельвига. Зрители по достоинству оценили в певице не только её высокую вокальную  виртуозность, но и человечность и искренность, ту реалистическую артистическую правдивость,  излучавшие её серебристое, колоратурное сопрано.

А. БОРИСОВА-КЫЧКИНА: СОЛОВЕЙ

            В «Якутском обрядовом танце» К. Герасимова, оркестром была достигнута картина танца, с блеском передавшую его колорит и настроение.

            В 1996 году вокальное произведение К. Герасимов на слова И. Алексеева «Ысыах в Сунтарах» было исполнено Александром Самсоновым.  В данном концерте песня прозвучала в исполнение АЛЕКСАНДРА  ЕМЕЛЬЯНОВА, передавшего выразительную индивидуальность музыкального языка и праздничное вдохновение.

ЫСЫАХ В СУНТАРЕ

            В завершение концерта прозвучала  «Фантазия на якутские темы» Юрия Степанова, с первых нот  пробившая себе дорогу к слушателю и нашедшая мгновенный отклик. Необходимо отметить,  что данное произведение было разучено оркестром якутского радио самим автором музыки(по приглашению Галины Кривошапко).  Войдя в репертуар с  1975 года, данное попурри на тему якутских песен сразу обратило внимание слушателей, где композитором и дирижёром было привнесено много тембровых и гармонических приёмов, расширена выразительная  палитра оркестра, национальная характерность.   

ФАНТАЗИЯ Ю. СТЕПАНОВА 

            В замечательном концерте памяти Галины Кривошапко, в зале собралась  самая взыскательная и благодарная публика. Было видно, что пришедшие зрители слушали, знали, общались, видели Галину Михайловну. Они  тонко воспринимали каждое выступление концертного номера.   Сколько теплоты, сердечности, понимания — они выразили в своих аплодисментах.

            Богата страницами история якутского радиовещания, где на протяжении долгого времени Галина Михайловна со своим симфоническим оркестром способствовала выполнению тех благородных задач, результатом  которого появилась Высшая школа музыки и якутская государственная филармония.

Фото из программы

    … Проходят годы, десятилетия, сменяют друг друга разные стили и течения в музыке, но творчество Г. М. Кривошапко по- прежнему остается как всё великое, озаренное  образцами высокой музыки.

    Верю, что с каждым годом, интерес к творчеству ГАЛИНЫ КРИВОШАПКО будет возрастать, чья жизнь и судьба принадлежала к большому искусству,  украшавшего жизнь людей, помогавшего им в радости, и в горести.

Ранее SakhaLife опубликовал статью Владимира Индигирского памяти Галины Шахурдиной.

Exit mobile version