Владимир Индигирский: Галерея звездных образов на юбилейном бенефисе Александра Бурнашова

              У каждого театра есть свои знаменитые артисты, отдающие ему силу своего таланта, жар души. Вот таким подлинным артистом является Александр Валерьевич БУРНАШОВ, которого с полным правом можно назвать одним из основателей якутской пародии на сцене музыкально-эстрадного искусства Республики Саха.    

              5 ноября 2023 года известному пародисту Республики Саха, ведущему знаковых мероприятий, заслуженному и народному артисту Якутии, Почётному гражданину Мегино-Кангаласского улуса, основателю музея государственного театра эстрады — Александру Валерьевичу БУРНАШОВУ исполнилось 55 лет, совпавшего с годом рождения государственного театра эстрады Якутии.

              Имя этого артиста широко известно всем, кто так или иначе связан с эстрадным видом искусства Якутии: от рядового зрителя до маститого артиста, представителя политической, театральной, культурной, музыкальной общественности. Неутомимая  подвижническая деятельность А.В. Бурнашова, с самого его начала, была направленна на сохранение и возрождение имен прошлых лет артистов эстрады, на достойный статус артистов эстрадного искусства, в работе выбора нынешнего здания театра эстрады. Благородные стремления и искусство первого пародиста Якутии —  снискали ему любовь зрителей, восхищение коллег, гордость единомышленников.

              Его экслюзивное творчество обогатило якутское искусство эстрады и способствовало удовлетворению потребностям нынешнего зрителя.  

              Давайте,вспомним, массовый интерес к данному жанру, небывалое увлечение пародией, которое началось в начале 1990-х годов, где с одной стороны торжествовала  демократизация общества, с другой — завышенная самооценка, создавшая иллюзию всеобщей доступности и легкости эстрадного искусства. Как тут не вспомнить слова Л. Утесова: «Дело не в форме творчества: в профессиональной — может быть доля искусства, а в  любительской — огромное искусство. Ведь дело кроется в содержании и степени мастерства артиста». И это действительно так! Иной раз, на концерте великого музыканта людей больше на сцене, чем в зале. Всё решает вдохновенный природный артистизм Большого творца.  

              … А всё началось с того факта, что студент музыкального училища вокального отделения в 1990 -м году стал лауреатом конкурса молодых исполнителей эстрадной песни «Якутск — 90».

А. Бурнашов студент музыкального училища

                  С той поры, много воды утекло, но Саша Бурнашов с того дня, посвятил себя в работе эстрадных миниатюр, над пародией, осуществляя разные образы и персонажи в области эстрады.  Теперь Он — первый человек, артист с Большой Буквы, Пародист Якутии.

              Александр БУРНАШОВ, с самого начала своего творческого пути,  проявил своё усердие, организаторский талант: в  своем неизведанном жанре провёл большую работу, связанную с интенсивной концертной деятельностью, записями на радио и телевидение. Все эти факты позволили завоевать ему общественное признание и уважение.  

              Здесь необходимо упомянуть имя знаменитого пародиста СССР Виктора Чистякова, благодаря которому пародия в нашей стране стала самостоятельным жанром на советской  эстраде. А у нас, на якутской сцене — создавшим уникальный по своему эффекту воздействия искусство пародии, явился Александр БУРНАШОВ.

              Усилению искусства пародии на земле Олонхо сыграла новая панорама знаковых лиц, где Александром Валерьевичем были найдены образы М.Е. Николаева, В.А. Штырова. А. С. Борисова, нар. писателя Д.К. Суоруна -Омоллона, тележурналистов: Елены Мироновой, Степана Дадаскинова и других.   

              Таким образом, наш якутский артист продолжил путь «эстрадного театра одного актера», начатого Петром ПЕСТРЯКОВЫМ, Иваном БУРЦЕВЫМ, Алексеем ПАВЛОВЫМ и теперь, к своему 55-летнему юбилею, Александра БУРНАШОВА можно по праву считать первым пародистом Якутии, продолжателем театра эстрадных миниатюр.

              19 ноября 2023 открылся занавес театра оперы и балета , едва вместившем всех желающих, где собрались профессора, педагоги , артисты, все те, кто счёл своим долгом отдать дань уважения артисту. 

              Как опытный и зрелый мастер своего дела, Юбиляр открыл программу вручением букета живых цветов: нар. арт. СССР АНЕГИНЕ ИЛЬИНОЙ и мэтру якутской авторской песни АРКАДИЮ АЛЕКСЕЕВУ.

Юбиляр и Аркадий Алексеев

              Своим благородным артистическим жестом мой герой материала покорил весь зрительный зал. Следующий порыв души он посвятил именам Великих артистов якутской эстрады, воспев своих современников, с кем ему посчастливилось поработать на одной сцене. Это имена: ВЕРА НИКИФОРОВА, ГАВРИЛ НИКОЛАЕВ, ОЛЬГА ИВАНОВА — СИДОРКЕВИЧ, НИКОЛАЙ ТУЛАСЫНОВ, НАДЕЖДА ДОКАЛОВА.  Блестящий энциклопедист истории эстрады Якутии Александр Валерьевич непринужденно доходчиво презентовал каждое ЗОЛОТОЕ ИМЯ артиста и представил своих коллег по цеху.

АНАСТАСИЯ ГОТОВЦЕВА исполнила песню из репертуара Веры Никифоровой

Попурри из репертуара Гаврила Николаева исполнил КИРИЛЛ МАТВЕЕВ

Лауреаты вокальных конкурсов и ведущие певцы оперной сцены Анна ДЬЯЧКОВСКАЯ и Григорий ПЕТРОВ исполнили песню Н. ТУЛАСЫНОВА «Суох, кэбис тапталым» (Моя любовь)

Исп. песня Ольги Ивановой в исполнении Вари Аманатовой

Известной певице Варе АМАНАТОВОЙ удалось найти красочное звучание, раскрыть красочность и зрелищность песни Ольги ИВАНОВОЙ, написанной ею в 1960 -х годах, «Оленегорское hээдьэ».     

Певица СИНИЛЬГА с ансамблем «Маска»

Песня Надежды ДОКАЛОВОЙ (одной из популярных певиц якутской эстрады в 1990-х годах) «Орончикан» (Оленёнок) в исполнении певицы малочисленных народов Севера СИНИЛЬГИ не только украсила вечер, но и расширила музыкальную географию якутской эстрады.

              Благодарный зритель по достоинству оценил чуткость и смысловую направленность первого блока «Кемус аатар» (Золотые имена)», которую провёл сам виновник торжества .  

              Блистательный творческий труд артиста — пародиста был воплощен во втором блоке, где публика неиствовала от узнаваемых любимых образов. Зрители вновь вспомнили голоса знаменитых ведущих якутского телевидения и радио, встретились с основателем якутской профессиональной эстрады ЮРИЕМ ПЛАТОНОВЫМ (Иван Тарасов), примой эстрады НАТАЛЬЕЙ ТРАПЕЗНИКОВОЙ (Сахая), колоритной МАРФОЙ КОЛЕСОВОЙ — РАСТОРГУЕВОЙ, неподражаемой РАИСОЙ ЗАХАРОВОЙ, уникально — знаковым АРКАДИЕМ АЛЕКСЕЕВЫМ, неповторимой АНАСТАСИЕЙ ВАРЛАМОВОЙ. Всем артистам аккомпанировала РАИСА КРЫЛОВА беспроигрышно находя новые краски баянного звучания, усиливая замысел концертного номера.

Иван ТАРАСОВ- ученик Ю. ПЛАТОНОВА пародирует своего Учителя с песней «С Юбилеем»
Звезду якутской эстрады 70-х годов МАРФУ КОЛЕСОВУ презентовал Юбиляр (фрагмент)

              Ярко, с индивидуальной манерой игры, с эмоциональной открытостью прозвучали «Якутские наигрыши» в исполнении баяниста ДАБАЙААНА.

Дабайаан на вечере (фрагмент)

              Доброе воспоминание засл. арт. Якутии Валентины ЧИРКОВОЙ об истории знакомства с А.Бурнашовым в старом театре, успокоило публику и подготовило к новой взрывной волне программы.

              Потрясающая выразительная пародия на песню Владимира Индигирского «Сулустар» с его медленной проходкой по сцене, с чарующим аккомпанементом из под руки нар. арт. РС(Я) Григория ПЕТРОВА — с усиленным эмоциональным накалом виновника торжества — вновь зажгла очарованную публику.

              Знаковое и узнаваемой лицо театра эстрады ТАМАРА ПОПОВА («Тамрико»), способная вступать в тесный контакт  с любым зрителем и на этот раз не потеряла своей индивидуальности, где с темпераментом  и особым волевым зарядом    украсила концертную программу песней «Махтанабын» (Благодарю). 

              И вновь блистал на сцене наш ЮБИЛЯР, воплотивший нетленный образ нар. артистки МАРИНЫ ПОПОВОЙ, где зрители вспомнили неподражаемый шарм Великой певицы, её страсть к песне, её взгляд и сценический имидж. Наш пародист точен, органичен, виртуозен к воплощаемому образу. Великолепная эстрадная пародия поражает безупречным стилем, художественной ясностью, зрелостью концертного номера.             

ЭРЧИМ в образе Филиппа Киркорова

              Пожалуй, творческая победа бенефиса Александра Бурнашова была одержана с включением в программу нынешних популярных певцов: ЭРЧИМА (Филипп Киркоров)

               Их пародии  приблизили современную музыкальную эстраду к широкому слушателю, выразили   молодёжный драйв, мысли и чувства поколения миллениалов, театральную подачу «захватывания аудитории». Их эксперименты принесли успех виновнику торжества, ведь не каждый юбиляр обладает даром видения конечной цели. Мой герой знает, что  эстрада — это прежде всего поиск и нахождение новых форм. Исполненные композиции друзей и коллег юбиляра органично высветили энергию мысли и масштаб артиста эстрады, доставив массу впечатлений.

АЛЁНА ДЕГТЯРЁВА (Хьюстон, Шер, Леди Гага)

              Завершился вечер великолепным дуэтом в исполнении САХАЙИ и Героя вечера — — АЛЕКСАНДРА БУРНАШОВА.  

              Итак, когда-то, с юности, однажды выступив с пародией на народную артистку Марину ПОПОВУ наш Юбиляр стал Артистом с Большой Буквы. Многогранность его творческой личности ярко проявленная в творческом вечере, посвящённого к 55 -летии профессиональной эстрады Якутии, не случайно совпавшем с его Юбилеем — превзошли все ожидания. Зал бисировал вдохновенно, радостно, гордо глядя на своего любимого артиста. Надо признать, что такое артистическое совершенство Александр Валерьевич добился в результате неустанного труда, постоянного стремления к художественному идеалу. Все своё время наш пародист отдал любимому делу. Бесспорно, необычайно кропотливый творческий труд над максимальной подачей своего персонажа, стремление к яркому  выразительному воплощению пластики, сценического образа, жеста, голоса, костюма — это лишь часть насыщенной конструкции одного образа.  Но, такой каждодневный труд  Юбиляра стоил этого!   

              Со сцены театра оперы и балета было прочитано множество поздравлений, писем, телеграмм, пришедших из разных городов и наслегов. Слова благодарности,  признательности, пожелания успехов сил и здоровья были адресованы АРТИСТУ от имени самых разных организаций. Наверное, наиболее дорогими для юбиляра были весточки из родной Табаги, где он ребёнком вдохновился искусством гастролирующих артистов. А вдохновленный и намоленный искусством Мегино-Кангаласский улус (некогда вдохновивший маленького Сашу) и теперь продолжает подпитывать его интеллектуальные и творческие силы.  

              Будем помнить, что поставленный голос выпускника вокального отделения музыкального училища, до сих пор  служит ему средством выражения ясной и понятной речи, интонации, формирует вокальную дикцию, доносит слово.

              Мой герой — автор множества образов, где непременным условием является  широкая популярность творческого оригинала. Повторю, что в его выступлениях звучат голоса самых любимых и признанных артистов, политиков, деятелей культуры и искусства. Его цель — со сцены раскрыть психологическую сущность своего героя, отличающаяся правдивостью, характерным поведением, характером.

              АРТИСТ соединяет свои знания, впечатления, полученные от литературного,  художественного материала, видеоконтента с ярким эмоциональным содержанием, с музыкальной драматургией. Он подробно знакомится с персонажами своих героев, детально осмысливает характер их поведения.  Он оживляет детские впечатления от увиденных когда-то выступлений: Марины Поповой, Ивана Степанова, Александра Самсонова, Юрия Платонова, Марфы Колесовой, Семёна Оконешникова, Степаниды Борисовой, Раисы Захаровой, Аркадия Алексеева и других.  И этому анализу нет конца.

              Не случайно, основоположник якутской эстрады Ю.Е. Платонов говорил об артисте: «… он любит своих героев и не окарикатуривает их. Прекрасная музыкальность и богатство природного голоса ему позволяют подражать как мужские голоса от тенора до баса, так и женские от меццо до колоратуры с удивительным тембральным сходством и при этом доносить манеру, своеобразие каждого героя». 

              Мой герой, увлекая нас в свой сценический мир, добивается логической близости и схожести со своим героем, потому — образ оживает. А чтоб добиться яркого и органичного звучания голоса он ищет эмоциональную палитру словесной выразительности. Также артист с ясным видением характера героя — быстро входит в музыкальную партию с концертмейстером Раисой Крыловой, которую очень уважает и ценит.

              Также хочется отдельно остановиться над пластической культурой Александра Валерьевича, ведь его сценическая пластика, как составная часть сценического образа, живёт и развивается подобно музыкальному материалу. Это создает то состояние, которое способно выражать идею, тему, эмоционально- содержательную структуру номера. Любые задачи артист решает природным навыком импровизации, артистизма,  с развитой мимикой. Понятно, что его избранный пластический мотив зависит также от его стилистического толкования характера персонажа. Таким образом, найденная  пластика способствует  смысловому, образному, эмоциональному, стилевому состоянию решения концертного номера.  Вся эта невидимая для зрителя работа, в конечном счёте отражается в признательности, восторгу зрителей и коллег по цеху, идущих от сердца.

              Как тут не вспомнить эмоциональное восклицание солиста Большого театра М. Габовича: «Взаимодействие различных искусств — вещь великая!», которое красной нитью вырисовывалось в программе бенефиса. Ведь с самого начала вечера мы увидели усложненную сцену, собранную из элементов смежных видов искусств, которая взаимодействуя с артистом, дополняла и усиливала номер, глубоко заостряла образ, придавала обобщенный характер. И в самом деле, артист с легкостью дружил на своем празднике — с гротеском и экцентрикой.

              Кстати, я ещё раз обнаружил, у что у моего героя,  то редкое качество, которое неоценимо в искусстве эстрады: он быстро схватывает  суть явления, очень остро чувствует зрителя. Он на моих глазах, (когда мы с ним вели большую программу, посвященную памяти организатора эстрадного искусства Василию БОСИКОВУ) мастерски общаясь с публикой, чувствуя её потребность (не отходя со сцены)  мгновенно переосмысливал готовый номер, менял на ходу его структуру, подтекст — и с этой  минуты, его номер становился  злободневным, памятным и зрелищным.      

              Думаю, что после бенефиса, популярность у Александра БУРНАШОВА поднялась ещё выше. При разговоре, он признался мне, что зрители : «… иногда помогают ему сюжетами,  советами. Моя подготовительная работа, как и  любая, требует анализа и оценки. И мне хочется вместе с восторженными отзывами, одновременно слышать критические добрые замечания, которые помогли бы мне в работе. Ведь каждый номер требует много усилий: ведь я сам себе ставлю номер, делаю сюжет, придумываю костюм, намечаю обрисовку, музыкально интонирую своего героя, ищу его голос и т.д. и т.п. Всё это очень не просто! Здесь важно не потерять критерий художественности, не утратить чувство меры, которое так необходимо в моем жанре творчества».  Что тут скажешь?  Он прав!

              В 2001 году за заслуги в развитие эстрадного искусства Якутии Бурнашову А.В. было присвоено звание «Заслуженный артист РС(Я).

              В 2022 году Глава Республики Саха-Якутия Айсен НИКОЛАЕВ  вручил моему герою материала высокое звание народного артиста Якутии. Уже в самом этом факте,  есть яркое подтверждение того, насколько почитаемо и любимо творчество артиста народом.

Глава РС(Я) А. Николаев и А. Бурнашов в 2022 году

              Артист Александр БУРНАШОВ действительно внёс и вносит  значимый вклад в развитие эстрадного искусства Якутии, всемерно способствуя его процветанию, он в совершенстве овладел пародией, и сегодня, в свои 55 лет, всецело осознает меру своего таланта и через свои концертные номера выражает свои мысли, идеи и надежды. В этом непростом жанре искусства артист демонстрирует свободное владение вокальной интонацией, якутским языком, понимание национального менталитета своего народа, где на первом месте  у него —  чуткое отношение к исполняемому образу известного человека, бережное отношение к персонажу, создание высококачественного художественного номера. В целом, можно констатировать, что исполнительская и артистическая деятельность народного артиста БУРНАШОВА весьма значительна,  артиста ценят, любят, уважают.  Каждый зритель  осознаёт масштабность его творческого дарования, содействующий дальнейшему развитию современной якутской эстрады. От себя добавлю, что к чему бы ни прикасался этот одаренный художник, артист — пародист, он повсюду оставляет яркий, креативный след, где сквозит его якутская вдохновенная  стихия, интеллигентность, очень близкая  его одухотворенной натуре, его сердцу.

Финальная песня (Фрагмент)

Многое тебе лета, АЛЕКСАНДР ВАЛЕРЬЕВИЧ,  счастья, здоровья, семейного благополучия и поддержки в твоем творчестве — на благо родной Якутии!  

Если вы увидели интересное событие, присылайте фото и видео на наш Whatsapp
+7 (999) 174-67-82
Если Вы заметили опечатку в тексте, просто выделите этот фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!
Система Orphus
Наверх