Вечная память мастеру якутской песни

Песни Виталия Андросова узнаваемы, индивидуальны, выразительны. В его творчестве в начале 70-х годов зазвучали якутские интонационные мотивы, знакомые с детства, словно взятые из народных напевов, хотя здесь мы не услышим прямых цитат. Его мелодии, всегда напоминают о чём-то  близком, знакомом, много раз слышанном, в то же время они зримо оригинальны, ни на что не похожи: именно это, видимо, и составляют «Андросовскую прелесть». Каждое сочинение Виталия Андросова – это песенная миниатюра, душевная летопись времени. Быть может, сегодня, кем-то забыты незамысловатые слова поэта, но каждое название песни — воскрешает в памяти чудесные мелодии, так много говорящие и напоминающие людям.

Виталий Тимофеевич Андросов родился 7 августа 1951 года в с. Борогонцы Усть-Алданского улуса. Очень рано проявив свою музыкальность он был определён в Майнскую детскую музыкальную школу по классу баяна. Не потому ли, его баянное сопровождение всегда осмысленно и выполняет чуть ли не решающее значение в его песнях. Он был благодарен учёбе в музыкальной школе и даже в зрелом возрасте любил повторять такие слова: «Занятия музыкой учат никогда не сдаваться. Невыполнимых задач не существует для тех, кто окончил музыкальную школу».

В 1974 году закончил медицинский факультет ЯГУ и с той поры не снял своего белого халата являясь отличником здравоохранения, кандидатом медицинских наук, врачом-терапевтом больницы, доцентом кафедры терапии СВФУ.

Ещё будучи, студентом университета он стал популярным мелодистом Якутии и по праву встал в ряд известных авторов-исполнителей. И в этом нет ничего удивительного, ведь наряду удивительно мелодичными и выразительными песнями, он с молодости был порядочным, сохранивший чистоту души и особого благородства. Виталий Тимофеевич до конца своей жизни таким и оставался: доброжелательным, внутренне сдержанный человеком.

Во время становления ассоциации мелодистов Якутии, а затем творческого союза авторов-песенников Якутии — его мудрые советы, дельные подсказки, его гражданская позиция становились востребованными и ценными для общественной организации.

Действительно, Бог и природа богато наделили его талантом, утончённым умом, высокой эрудицией, скромностью и вечной улыбкой на лице.

Все песни Виталия Андросова любимы народом. Достаточно назвать названия нескольких его песен и мы сразу узнаём человека, сеющего добро и одновременно сострадательного, понимающее чужое горе, энергичного, подвижного, танцевального: «Сибэкки биhики», «Индигиргэ». «Туундара»», «Дьиэрэй ырыам», «Харчаана», «Кyн бытархайа», «Баара буолуо», «Тыыннаах диэн учугэй да5аны» и другие.

Мне посчастливилось много раз общаться с Виталием Андросовым (он иногда помогал нашей музыкальной редакции радио НВК, где мы его научили пользоваться диктофоном и просили его подготовить  репортаж из районного смотра-конкурса, где он был председателем жюри).

Наша совместная работа с ним в союзе авторов-песенников, участие в концертах приблизила меня вникнуть в его внутренней мир.

Он мне говорил: «Володя! Надо жить в этом времени, жить вместе с временем, стараться не отстать от него. Свою внутреннюю задачу я вижу в том, чтобы опираться на лучшие традиции советской песни, которые сложились в течении  долгих лет. В то же время необходимо ощущать развитие жанра, изменения, происходящие в интонационном складе мелодии, в гармонической  и ритмической сфере. Должно быть диалектическое единство этих требований, если он хочет добиться прочного контакта со слушателем. Подчёркиваю – прочного, ибо можно добиться кратковременного успеха с помощью мелодии, модного ритма и умелой аранжировки. Однако, подобные шлягеры «сгорают» так же быстро, как мотыльки на огне, и навсегда забываются».

Сейчас, когда я вспоминаю его рассуждения о песне, мне в глаза предстаёт маэстро Галина Кривошапко, которая долгое время была председателем песенных конкурсов и неизменно рядом с ней присутствовал Виталий Тимофеевич, как член жюри. Сегодня, мне ясно, что «Школа Галины Михайловны» бесспорно, есть тот критерий песен Виталия Андросова, где музыкальный и поэтический материал сливаются в органическом единстве, когда песня несёт с собой общечеловеческое содержание, волнует людей, независимо от возраста, неожиданно возрождается (может быть, в другом стиле) для новых поколений.

Виталий Андросов любил народную музыку, создавшуюся на протяжении веков. Это был его неисчерпаемый источник вдохновения. Он преклонялся перед талантом композиторов и мелодистов прошлых лет: Марка Жиркова, Анны Егоровой, Христофора Максимова, Гранта Григоряна, Захара Винокурова, Ольги Ивановой, Клавдии Онуфриевой, Алексея Попова, Дениса Данилова, Валерия Ноева, Аркадия Алексеева и других.

В 1993 году увидел свет сборник песен под названием «Песни голубых снов», где автором составителем явился Виталий Андросов. В сборнике были включены песни 29 –ти якутских женщин- мелодистов с их биографическими данными и фотографиями. Благодаря изданию мы познакомились в нотном варианте с песнями Екатерины Захаровой, Анны Егоровой, Ольги Гоголевой и других. Некоторые песни были нотированы впервые. Одним словом, это  песенник явился первой попыткой оценки творчества и роли женщин в области якутского песенного творчества. Надо помнить, тот факт, что вся эта редакторская работа была сделана помимо основной работы врача-терапевта городской больницы и преподавателя кафедры терапии медицинского института.

Песни Виталия Андросова записаны в фонде якутского радио и являются культурной ценностью нашей республики. Потому что, в каждой песне Андросова отражена часть души каждого из нас. В минуту раздумья, печали и радости эти песни выражают наше настроение.

Виталий Андросов покинул нас 28 июня 2018 года. Мы все благодарны его творчеству, созидательному труду. Виталий Андросов сумел передать нам в своих песнях важнейшие изменения в общественном сознании своего времени: к духовному раскрепощению личности, признание животворной силы народного элемента в творчестве и необходимости демократизации  жизни и искусства как художественной формы её воплощения. Виталий Андросов создал яркий и благородный образ своего современника. До самых последних дней он оставался верен своей жизненной страсти – любви к якутской песне. Уже тяжело, неизлечимо больной, он со свойственной ему увлечённостью снялся в телепередаче «Хранители времени», где рассказал историю своей звёздной песни «Цветок на каменной скале» на стихи балкарского поэта Кайсына Кулиева, где есть такие строки:

«Когда с обидой и печалью

Я жил на горестной земле,

Мне снился ты за дальней далью,

Цветок на каменной скале.

Чтоб перед пламенем согреться,

Вздувал я искорку в золе

И вновь к тебе тянулся сердцем,

Цветок на каменной скале.

Кровинкой рдея над туманом,

Ты, не взлелеянный в тепле,

Моим остался талисманом,

Цветок на каменной скале».

Как видим, в художественном наследии В. Андросова, есть и такие совершенно уникальные сочинения, которые по глубине и содержательности более весомее и проникновеннее, чем его известные песни. Потому, мы ещё раз выразим своё искреннее восхищение необыкновенной цельности натуры Виталия Андросова, его музыке, её распахнутостью всему доброму, прекрасному, человечному.

 Мелодисты Якутии

А нам всем,  предстоит ещё много работы, чтобы понять значимость каждого сочинения, особенность каждой песни, чтоб глубже проникнуть в  музыкально-образный мир Виталия Андросова.

В заключении статьи, послушайте инструментальную фантазию Майи Харлампьевой на тему песни любимого отца В. Андросова «К Индигирке». В клипе использованы фотографии Сергея Карпухина. Лично меня, эта музыка трогает больше, чем сама песня. Потому что, музыка здесь свободна и независима от слов. Не потому ли музыкальная фантазия так и порхает над пространством и временем, как и светлая душа Виталия Андросова.

Если вы увидели интересное событие, присылайте фото и видео на наш
Whatsapp +7 (999) 174-67-82
Если Вы заметили опечатку в тексте, просто выделите этот фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!
Система Orphus
Наверх