В Якутске стартует грандиозный фестиваль балета

Сегодня вечером — открытие XI Всероссийского фестиваля балета «Стерх»

Подробно о фестивале и о том, что ждет зрителей, на пресс-конференции рассказали замминистра культуры и духовного развития республики Марина Силина, художественный руководитель фестиваля балета Екатерина ТАЙШИНА, гости фестиваля профессор Ольга САПАНЖА и солист Мариинки Никита Корнеев, а также директор ГТОиБ им. Д. К. Сивцева-Суорун Омоллоона Владислав ЛЕВОЧКИН. И вот что стало ясно:
— Мы все с нетерпением ждали наш фестиваль. В этом году он проводится уже в 11 раз. Обычно фестиваль балета проходит раз в два года, но пять лет его не было. И понятно, что зритель, который любит этот фестиваль, очень его ждёт и соскучился, и театр тоже по нему соскучился.
Впервые в качестве художественного руководителя фестиваля выступает главный балетмейстер театра Екатерина Тайшина, заслуженная артистка России и Якутии.
Любой фестиваль отличают гости — их 17 и пятнадцать из них — это солисты знаменитых театров, многие приедут впервые и только двое уже были в Якутске.
Двое — приглашённые профессоры, которые проведут мастер-классы и лекции.
Фестивалю 25 лет и можно сказать, что сейчас на сцене выступает новое поколение артистов.
Впервые в рамках фестиваля будет представлена премьера спектакля — такого тоже ещё никогда не было. Премьерный показ нового балета пройдёт в рамках Гала концерта.

Все приглашённые гости выступают в главных партиях, а в некоторых главных будут впервые задействованы наши солисты ГТОиБ им. Д. К. Сивцева-Суорун Омоллоона. Конечно, для них это трепетное ожидание и большое волнение выступить на одной сцене с премьерами, примами Мариинского театра и Большого.
Конечно, все гости, кроме солистов Мариинского театра, останутся на Гала концерт.
На фестивале будут показаны спектакли, которые исторически являются любимыми. Это «Лебединое озеро», которым открывается фестиваль, бренд России, который известен всему миру. В нём танцуют прима и премьер Мариинского театра.
Далее пройдёт «Баядерка», спектакль, который с успехом был показан в феврале. Это очень красочный интересный спектакль, и в нём задействованы ведущие артисты Новосибирского театра, который гастролирует по всему миру. Что немаловажно, что в нём солирует наша землячка, которая в детстве уехала из Якутска. У неё среднеколымские корни, даже есть якутская кровь, и сейчас она прима новосибирского театра, и театр очень рад, что смог её заполучить на эти дни. Она будет участвовать на протяжении всего фестиваля — и в «Баядерке», и в «Спартаке», и на Гала концерте.
В «Спартаке» примет участие солист Большого театра Игорь Пугачев — исполнит партию Спартака. Он уже был в Якутске и принимал участие в фестивале балета «Стерх».

Ну и, конечно, все ждут премьеру балета «Сияющий камень», первые два показа которого прошли в Казахстане и Кыргызстане. Постановщиком является главный балетмейстер театра, и специально к этому спектаклю была написана музыка композитором Кириллом Герасимовым, либретто Владислава Левочкина. Идея — Андрея Борисова.


Очень мелодичная и интересная музыка, в которой задействованы национальные инструменты. Такие, как хомус, кырымпа, то есть оркестр театра олонхо дополняет звучание симфонического оркестра.
Очень много спецэффектов, которые раньше никогда не использовались, и это не просто светодиодный экран. Очень красочно всё получилось, очень восторженно встретили якутский этноспектакль в Казахстане и Кыргызстане.
А второе отделение — это приглашённые гости, в том числе из Казахстана в Белоруссии. В этот раз были наведенвли мосты с театром Астана балет и театром Алматы. Кроме того, на «Стерхе» будут представлены Башкирский театр оперы и балета, Театр балета Бориса Эйфмана и Театр классического балета Н. Касаткиной и В. Василёва, которые предоставили лучших солистов, и якутский театр рад, что у нас такой уровень гостей.

За час до спектаклей профессор, доктор культурологии Ольга Сапанжа проведёт открытые лекции для всех желающих — по истории этих балетов. Потому что за каждым из них стоят определенные исторические события, смена эпох. Например, когда мы говорим «Лебединое озеро», сразу вспоминаем Русские сезоны, и она расскажет о том, что такое Русские сезоны, какое значение они имели в представлении российской культуры. «Баядерка» — это, конечно, больше вопрос межкультурной дипломатии, а «Спартак» — революционная тема. В последний день перед Гала концертом пройдёт лекция на темы, подчёрпнутые из легенд и мифов, которые преобразовались в балетные спектакли.
Ольга Сергеевна привезла коллекцию, которая рассказывает об образах балета в фарфоре знаменитого императорского завода по изготовлению фарфора, она представлена в экспозиции — это подарок нашим зрителям и участникам балета.

Солист Мариинского театра Никита КОРНЕЕВ, которого сегодня мы увидим в балете «Лебединое озеро» — из балетной семьи. Его родители работали в Театре классического балета Н. Касаткиной и В. Василёва, но уже давно переехали в Германию и открыли там частную школу. Сам Никита родился в Набережных Челнах и считает себя москвичом. В 2000 году с родителями он тоже переехал в Германию, там получил образование, а в 2016 году на гастроли туда Мариинский театр. И Никита решил показаться, и вышло удачно: его приняли на работу.
— За эти 8 лет, что я в Мариинском театре, я вырос до первого солиста , — говорит Никита. — И надеюсь, на этом моя карьера в росте не ограничится. Сегодня мы будем танцевать с примой-балериной Мариинки Оксаной Скорик, и мне очень нравится с ней работать. Мы с ней нашли общий язык в профессии, и на каждой репетиции меня поражает её подход к творческому процессу, её постоянные поиски. Всегда находятся какие-то мелочи, которые ей хотелось бы исправить или изменить. И что она, что я с удовольствием идём друг другу на уступки. Скорее всего, я, так как Оксана более опытная артистка. И я — мужчина.
Принимать участие в этом фестивале совместно с Оксаной — это хороший опыт. К сожалению, мы больше не можем остаться, так как она летит дальше. У всех свой график. Ну, а мне без неё здесь оставаться нецелесообразно, поскольку у меня нет полноценных номеров для одного исполнения.

В паре с Оксаной мы танцуем разные спектакли — «Шатобриану», буквально 27 мая станцевали «Жизель», и у нас были сутки на сборы чемоданов. Сейчас будем танцевать «Лебединое озеро» в Якутске, и, как только время и репертуар нам позволит, приступим к работе над «Дон Кихотом».
Площадка исполнения очень важна для артистов. Но я с уверенностью могу сказать, что покрытие сцены и её мягкость или жёсткость для нас более важны, нежели габариты. Якутская сцена приближена к нашей домашней сцене — сцене Мариинского театра, так что нам с Оксаной очень комфортно на ней работать. К габаритам, конечно, приходится подстраиваться. Хотя это нас не сильно напрягает, мы же все выступаем на разных площадках и, на самом деле, это наименьшие сложности, какие вообще могут быть. Ваша сцена прекрасная, нам очень нравится.
Я считаю, что такие фестивали больше пользы несут городам, в которых они проходят, ведь у зрителей появляется возможности посмотреть не только разных исполнителей из больших городов и других театров, но и сделать это всё практически за один вечер. А для нас это возможность показать не только себя, но и свой театр, доставить что-то новое, интересное. И, как любое другое искусство, натолкнуть зрителя на мысль.

Если говорить о моих планах на будущее, то на данный момент у меня в приоритете стоит развитие меня как артиста музыкальной сцены.
Профессор Ольга САПАНЖА:
— В этом году пришла идея создать образовательную программу фестиваля. Фестиваль — явление многоплановое. И, конечно, сердцем любого балетного фестиваля являются сами спектакли. Но помимо спектаклей традиционно в рамках фестивальной программы предлагается программа, которая расширяет горизонты, позволяет оценить какие-то контексты этих спектаклей. И вот мы с директором ГТОиБ Владиславом Левочкиным решили создать эту программу — пока экспериментальный вариант, такой небольшой, камерный. Но если в этом году получится и он пройдёт успешно, мы, возможно, попробуем эту практику повторить и сделать её более сложной и насыщенной. Во-первых, у нас будет небольшая выставка, музейная презентация (из частного музея), с нею зрители смогут познакомиться уже сегодня.


Балет — это изящное искусство, а в советский период сформировалось важное составляющее, которое позволило проникнуть балету в пространство каждого дома посредством фарфоровой пластики, парфюмерии, что мы и хотим вам показать.
Лекции культуролога Ольги Сапанжи пройдут в театре за час за спектаклей и каждый раз они будут разными.


Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Если вы увидели интересное событие, присылайте фото и видео на наш Whatsapp
+7 (999) 174-67-82
Если Вы заметили опечатку в тексте, просто выделите этот фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!
Система Orphus
Наверх