«Ситим» — нить, связующая века! Мировая премьера в Национальном театре танца
6 июня Национальный театр танца имени С.А.Зверева-Кыыл Уола презентовал мировую премьеру хореографической легенды «Ситим» (Связь). Мировая, потому что премьера состоялась во всех отношениях — как самого произведения, так и музыки, и постановки танца, и сценографии, и костюмов. Спектакль собрал полный зал в Государственном театре оперы и балета, среди которых творческая интеллигенция, ветераны хореографии и действующие артисты с других театров, пенсионеры и молодежь. В воздухе витала атмосфера ожидания необыкновенного, зрелищного представления. Зрители с большим интересом рассматривали большую, развернутую выставку о творческой деятельности, представленную сотрудниками Национальной библиотеки и Национального театра танца.
Поздравляю весь коллектив с грандиозной работой – героическим трудом! Уверены в том, что новый легенда «Ситим» будет иметь счастливую судьбу, и займёт достойную нишу в богатом репертуаре театра.
Постановщики — команда профессионалов
Музыку хореографической легенды сочинил композитор Ян Круль из Иркутска. Эта его первая крупномасштабная работа, написанная оркестру национальных инструментов Якутии. Самым важным для него было передать ощущение эпоса, как части жизни — живой части реальности, которая может произойти с каждым. Камерный состав, синтез струнных народных и академических инструментов играли важную роль. Они передали все тонкости психологического состояния персонажа. Монологи без слов, струнных инструментов выполнили значительную роль драматургических узлов в произведении. Личной творческой задачей было, чтобы музыка спектакля звучала как острое психологическое переживание. С большим трепетом он подошёл к якутскому фольклору. Музыкальный замысел построен так, что фольклорный материал появляется как откровение, в важных драматургических сценах. Якутская музыка была воспринята им как естественный голос природы — как живой источник.
Автором либретто и ассистентом хореографа выступила балетовед, балетный критик, педагог, главный редактор журнала «PROТАНЕЦ» Вероника Кулагина из Санкт-Петербурга. На основе старинных легенд и эпоса олонхо, Вероника Игоревна создала историю любви и противостояния, вечную тему столкновения сил добра и зла. Прошлое и настоящее, ожившие наскальные рисунки Ленских писаниц, мистика и реальность смешиваются, но действие происходит в наши дни. Молодые люди приезжают отдыхать на Ленские столбы. Между Юношей Оксоку и Девушкой Комюс разгорается пламя любви. Все радуются, счастливы. Неожиданно портится погода. В это время Арсан Дуолай со своим подданным Тимир Дьигис крадут красавицу Комюс, в которой скрыта сила Священной горы, с целью превратить её в драгоценный алмаз. Тогда люди могут лишиться богатств, дарованных им Божествами Верхнего мира. Пройдя многие испытания и трудности в пути и в борьбе с адьараями, с поддержкой верных друзей, Оксоку возвращается домой победителем и с возлюбленной. Для Вероники Кулагиной было большой честью и удовольствием работать с артистами Национального театра танца, невероятными универсальными танцовщиками, с огромным потенциалом, владеющими многими техниками танца. По её мнению, «этот спектакль – наше дитя. Мы дали ему корни – основой либретто стал якутский эпос Олонхо, предания и легенды вашего сурового, но прекрасного края. А крыльями стали прекрасные артисты Национального театра танца. Мы отпускаем наше дитя в мир с открытым сердцем. В добрый путь!».
Хореографию поставил известный российский артист балета Олег Марков из Санкт-Петербурга. Его балет о космической связи между мужчиной и женщиной – любовь, о связи между друзьями – дружба. О связи между реальностью и некими высшими силами. О связи между прошлым и настоящим. Всё перечисленное определяет жизнь, но последнее представляется Олегу Александровичу наиболее важным. Знание и почтение к корням собственного народа во многом определяет его будущее. Так легенда может войти в нашу повседневную жизнь, поможет найти себя и свою единственную любовь.
Сценографию и костюмы придумала главный художник театра Екатерина Шапошникова. «Ситим» — это искусное сочетание разных танцевальных направлений, создающих на сцене потрясающее зрелище. Каждый элемент постановки тщательно продуман, чтобы создать эффектное впечатление на зрителя. Этот балет, как связующая нить между разными танцевальными стилями, красиво сплетенных воедино. Здесь, в современной хореографии соседствуют классические балетные «па» и традиционные движения якутских узоров. Максимально обобщенный образ, созданный при оформлении постановки, воплощен в текстуре камней Ленских берегов, а атмосфера трех миров Олонхо передается хаосом Нижнего мира, выраженным в таинственных символах, Срединный мир оживает декоративными узорами народного искусства якутов, а Верхний мир отображен в наскальных рисунках предков, мудрость которых гласит о том, что все повторяется».
Впервые дирижер Анюта Иванова возглавила управление оркестром такого масштабного спектакля, как «Ситим». «В спектакле мы столкнулись со своеобразным звучанием, так как он прошел под запись солистов Иркутской филармонии. Наряду с классическими инструментами прозвучали от начала до конца спектакля аутентичные инструменты ансамбля якутских инструментов «Кыл Саха». Всё это для нас в новинку, но тем и интереснее. С композитором Яном Круль мы работаем первый раз. Когда ждёшь новую постановку, а если ты ещё не знаком с его произведениями, это вдвойне волнительно. У каждого композитора свой неповторимый стиль. И это нам даёт каждый раз стимул развиваться, совершенствоваться».
В течение года научный консультант спектакля Ангелина Лукина плодотворно поработала с Вероникой Игоревной, чтобы история легенды получилась по канонам якутской традиционной культуры. Со слов Ангелины Григорьевны «Современный балет «Ситим» воспринимается как ритуал, священнодействие, обрядовое действо. По своей природе, танец как один из самых архаичных видов искусства, очень близок к ритуалу, священнодействиям. Это природная суть танца. В этом плане хореографу Олегу Маркову удалось в танцах передать дух прошлого и настоящего. Режиссёрской находкой является то, что постановщик в этом балете соединил древнее и современное, прошлое и настоящее. Это один из самых сложных и трудных режиссёрских приёмов во всех жанрах современного сценического искусства. Балет является оригинальной версией архаичного сюжета на языке современного хореографического искусства».
Главные герои и исполнители
Ещё в мае 2022 г., посмотрев этнобалет «Дети Белого Солнца» на сцене Эрмитажного театра, Олег Александрович и Вероника Игоревна получили большой восторг от увиденного, отметили мастерство и большой потенциал труппы театра. Это многофункциональные артисты, владеющие, в отличие от многих других театров, многими техниками и стилями танца, они чувствуют своё тело. Тогда они выделили среди солистов Саину Винокурову и Николая Павлова, которые и стали главными героями легенды.
Танец хрупкой Саины, артистки балета с удлиненными линиями и прекрасными физическими данными – настоящая нежность, образец грации, невесомости и элегантности, наполнен энергией и классическими деталями. Саина представила высший класс, сложнейшую хореографию, ранее не исполняемые ею верхние и нижние поддержки, а также высоченный трюк взлета на пиках.
Высокий и стройный, сильный солист Николай Павлов прошел во время постановки бесценный мастер-класс у именитого постановщика, открыл для себя новые горизонты современной хореографии, обогатился актерской игрой. Оксоку в его исполнении – Юноша, в генах которого заложены самые лучшие человеческие качества его героического рода, помогающие ему преодолеть трудности и в неравной схватке одолеть злые, темные силы, вернуть любимую. В паре с партнершей Саиной Винокуровой смотрится гармонично, постоянно находится на одной волне с возлюбленной.
Арсан Дуолай в прочтении ведущего солиста Василия Эверстова — эффектная фигура, к которой сходятся нити напряженного действия. Он навевает ужас и страх, предстает выразительным, уверенным, сильным. Широкие наступательно-повелительные, скользяще-вкрадчивые, выверенные шаги, размашистые подъемы рук, апломбные прыжки, выдержанные паузы, уверенное спокойствие, что будет так, как он задумал, к тому лишь подтверждение. По сюжету он вторгается в любовь Комюс и Оксоку, отнимает красавицу от возлюбленного и превращает её в алмаз. Но любовь Оксоку к Комюс очень сильна, а самое главное взаимна. И Арсан Дуолай проигрывает. Ни он, ни его могущественная свита не смогут разъединить молодых людей…
Еще один главный герой Эдуард Жирков. Его Тимир Дьигис многогранный. Покорно исполняет желания своего повелителя, является одновременно ему подчиненным, советчиком и соперником. В своем окружении он властный, непокорный, в общем, диктатор. Его танец – вызов себе и окружающим, состоит из пластических и резких движений, прыжков, быстрых передвижений на сцене. Он постоянно находится в накале страсти, весь на нервах.
Всеобщую любимицу Собаку исполнил солист балета, опытный танцор Владислав Попов. Беззаботная баловница радует молодежь, создает атмосферу веселья и азарта.
Предводительницу стерхов Нарын Ньургустай представила Ольга Ботуева, выпускница Якутской балетной школы. Молодая, возвышенная, грациозная в дуэте с Повелителем воды Ильей Пак и со своей белокрылой стаей помогает преодолеть трудности Оксоку, указывая ему верный путь.
Легенду обогатили своим участием воистину народные артисты – Дмитрий Артемьев – величественный Юрюнг Айыы Тойон и Афанасий Афанасьев в роли Главного шамана.
Друзья и подруги Комюс и Оксоку – подающие большие надежды, молодые и сильные танцоры Валерий Прокопьев, Капитон Ильин, Петр Портнягин, Саскылана Аржакова, Саяна Егорова, Светлана Чирикова.
Красивых стерхов с белоснежными оперениями представили учащиеся и студенты Якутской балетной школы, показавшие восхитительный, чистый танец в сопровождении музыкального голоса. Их легкие, безмятежные пробежки по сцене взволновали зрителей особым трепетом, утонченной грацией.
В массовых сценах артисты балета представили академизм, синхронность, пластику, динамизм, виртуозность.
БРАВО Оркестру национальных инструментов! Выучили и преподнесли сложнейшую партитуру от А до Я под управлением дирижера Анюты Ивановой.
Работники невидимого фронта
Для того чтобы премьера стала незабываемой, весь коллектив театра был «на ногах». Жизнь бурлила в самом прямом смысле. В балетном зале бесконечно прогоняли на дыхание, оттачивали мастерство и нюансы репетиторы Долаана Федотова, Людмила Антипина и Юрий Федоров.
В швейном цехе безостановочно, как на фабрике кроились и сшились огромное количество костюмов. Причем, одному исполнителю по нескольку костюмов. Художник-постановщик Екатерина Шапошникова, под чьим началом работают художник-бутафор, портные, костюмеры, приглашенные специалисты работали от зари до зари. Заведующая постановочной частью Лена Аркадьева с утра до вечера обеспечивала работников невидимого фронта всем необходимым материалом. Днями напролет художник-бутафор Петр Колесов, приглашенная закройщица Прасковья Иванова, портные Марфа Алексеева, Саргылана Вашкевич, Мария Сергеева кроили, вырезали, строчили, вышивали, клеили, красили, чтобы на премьере тысячи глаз увидели красочный спектакль. Живописный буклет и программки от заведующей литературной частью Веры Черноградской разлетелись нарасхват, в первые полчаса до премьеры.
Самая трудная работа досталась администраторам Уйдаре Яковлевой и Снежане Винокуровой. Вся рекламная работа, продажа билетов, заполнение зала легли на их плечи.
Проведена огромная работа Олега Маркова с художником по свету с Даниилом Яковлевым. Какой потрясающий свет у этой легенды, действительно «легендарный свет», доселе такого не видел якутский зритель.
Опытные костюмеры Нина Птицына и Ирина Петухова безупречно готовили заранее костюмы в прогонах и на генеральных репетициях, на сдаче и на самой премьере.
Для решения задач или для выполнения поручений всегда на подхвате были инспектор по кадрам Василиса Находкина, заместитель директора Николай Гуляев, специалист по охране труда Андрей Конников, секретарь Надежда Седых, водитель Дмитрий Саввин.
Решающая роль в успешном проведении премьеры и сплочении коллектива принадлежат директору театра — идейному вдохновителю, организатору и талантливому продюсеру Александру Ивановичу Алексееву и художественному руководителю, стержню, человеку слова и дела Светлане Прокопьевне Бессоновой.
Состоялась мировая премьера! Она прошла на одном дыхании! Театр еще раз доказал, что находится в новом витке развития в потоке современных реалий. Все участники грандиозного действа справились со своей задачей блестяще. Зритель тепло принял премьеру, зал ликовал и аплодировал стоя. Министр культуры Юрий Степанович Куприянов поздравил коллектив театра с триумфальной премьерой, поблагодарил постановщиков и исполнителей. Зрители рукоплескали, когда Юрий Степанович наградил Благодарностью председателя правительства РС(Я) Веронику Кулагину, Олега Маркова, Яна Круль и почетным знаком «Отличник культуры РС(Я)» ведущего солиста балета Василия Эверстова. Народный депутат Мария Христофорова чествовала артистов и вручила Почетные грамоты Комитета по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций директору театра Александру Алексееву и солистам легенды «Ситим».
Ещё раз всех с премьерой! Всем желаю счастья в призвании и счастья в личной жизни!