Сегодня, 13 мая, в Якутию прибыл самолет-лаборатория Як-42Д. Воздушное судно будет базироваться в аэропорту столицы республики и привлекаться для искусственного вызывания осадков в пожароопасный сезон.
Среднемагистральный самолет Як-42Д принадлежит Центральной аэрологической обсерватории, входящей в состав Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет).
В Якутске экипаж воздушного судна встретил первый зампред правительства республики Дмитрий Садовников.
«Вы прекрасно знаете, что в прошлом году осадков практически не было, дожди можно было вызывать только принудительным путем, что, собственно, мы и сделали. Был задействован самолет Ан-26 Авиалесоохраны. По прогнозам, в этом году лето тоже ожидается засушливое, и в пожароопасный сезон у нас будет работать самолет-лаборатория Як-42Д Центральной аэрологической обсерватории. Мы считаем, что это большое достижение. Это уникальный самолет, таких воздушных судов во всем мире очень мало, в России он единственный в своем роде», — сказал Садовников.
Он добавил, что самолет будет привлекаться не только на предотвращение пожаров, но и на сельскохозяйственные цели, а также на улучшение ситуации, связанной с мелководьем рек.
«Есть ряд тревожных моментов в свете мелководья наших рек, что угрожает навигации. Мы думаем, что самолет может помочь нам исправить ситуацию. Результаты увидим уже по итогам работы воздушного судна», — отметил первый вице-премьер.
Як-42Д — это не просто зондировщик, а «летающая» лаборатория. Таких самолетов, оснащенных оборудованием и приборами геофизического мониторинга атмосферы, во всем мире меньше десяти. В России он единственный в своем роде.
Самолёт решает практически все метеорологические задачи. Может вызвать дождь и рассеять облака: для этого на борту есть установки по отстрелу специальных патронов с серебристым йодом и азотный генератор мелкодисперсных частиц льда. Может контролировать зарождение, развитие и разрушение крупных циклонов.
В ближайшие два месяца самолет будет распылять над республикой микроскопические кристаллы йодистого серебра, которые вызывают дополнительные осадки. Свой первый полет в Якутии экипаж планирует совершить уже завтра. В пожароопасный сезон воздушное судно будет работать в Центральной и Западной Якутии.
«Мы прилетели на самолете, который оснащен самым современным оборудованием для проведения очень широкого спектра всех атмосферных процессов и активного воздействия на гидрометеорологические процессы. До этого наши технологии были направлены на тушение пожаров. Впервые наша задача будет заключаться в том, чтобы предварительно увлажнить территорию для предотвращения возникновения пожаров. Будем работать в тесном контакте с управлением гидрометеорологии, получив благоприятный прогноз, будем ставить в план самолет именно на те районы, где будут проходить облака. На месте мониторим эти облака на предмет их пригодности. Как только мы видим, что облака пригодны, производим воздействие на них для того, чтобы осадки были вызваны или увеличены», — рассказал Баграт Данелян, начальник центра физики облаков и активных воздействий Центральной аэрологической обсерватории, руководитель работ.
В июне в Якутию также прилетит самолет-зондировщик Ан-30 Центральной аэрологической обсерватории. В отличие от Як-42, он может приземляться на грунтовую полосу. Это значит, что помимо центральных и западных районов, воздушное судно будет привлекаться для работы в арктических районах.
По контракту, заключенному между Центральной аэрологической обсерваторией и Службой спасения Якутии, оба самолета совершат в республике 132 летных часа. На это из регионального бюджета выделено порядка 79 млн рублей. В пожароопасный сезон два самолета будут привлекаться на предотвращение возникновения ландшафтных (природных) пожаров.
Тем временем, сегодня продолжается оборудование собственного самолета АН-26 компании «Полярные авиалинии» устройством по искусственному вызыванию осадков. В этом также активное участие принимают и сотрудники Центральной аэрологической обсерватории.
«По итогам пожароопасного сезона прошлого года было поручение главы республики Айсена Николаева, чтобы мы изучили вопрос создания на базе наших авиакомпаний самолета, который мог бы вызывать искусственные осадки. Сегодня региональная авиакомпания «Полярные авиалинии» уже заключила договоры на проект и на установку оборудования. К сентябрю наш самолет начнет испытания», — проинформировал Дмитрий Садовников.
Напомним, что на днях на совещании президента России Владимира Путина по вопросам противодействия лесным пожарам Айсен Николаев и предложил внести изменения в Лесной кодекс РФ для повышения эффективности борьбы с лесными пожарами. Глава Якутии выступил с предложением дополнить законодательство положениями, которые позволяют проводить мероприятия по искусственному вызыванию осадков не только для тушения лесных пожаров, но и для снижения потенциальной пожарной опасности.
Профинансировать эти работы предполагается за счет субвенции федерального бюджета. Николаев также попросил определить Якутию пилотным регионом в реализации этой меры «как регион с наибольшей площадью лесов в зоне контроля».