Site icon SAKHALIFE

В.Индигирский: Юные голоса якутской цитадели высокой музыки

Ещё недавно, ВШМ считалась кузницей юных музыкантов-инструменталистов. Но, с приходом нового ректора ВШМ РС(Я) Надежды ЗАЙКОВОЙ, воспитанники якутской музыкальной цитадели – ещё и запели!

При разговоре с Надеждой Михайловной, было отмечено: «…  ректору Высшей школы музыки приходится решать довольно много сложных проблем, но забывать про всестороннее развитие детей,  их общность в коллективном труде, развитие чувства коллективизма среди инструменталистов,  закладывающееся с самого детства – никто не отменял. И  теперь, дети разных отделений ВШМ увлечённо занимаются коллективным певческим искусством». И я солидарен с ректором ВШМ. Это правильно и мудро! Ведь полученные с детства эмоции в результате  коллективного пения — будут сопровождать человека в его повседневном поведении, где слова о любви к Отечеству, к Родине станут личностным его мировоззрением.

Хор 

Местом же «боевого крещения» хоров стал концертный зал ДШИ№2. Общими хорами ВШМ руководит Отличник культуры РС(Я), заведующая и преподаватель отделения «Хоровое пение» ДШИ№1 (стаж работы в ДШИ 27 лет), ныне руководитель методобъединения хормейстеров ДШИ РС(Я) – Надежда ПОПОВА.

В интервью, хормейстер хоров 2, 3, 4, 5, 6-х классов ВШМ Надежда Егоровна, сказала следующее: «Работаю в ВШМ второй год. У учащихся по учебной программе по 45 минут в неделю в каждом классе. В работе с хором обращаю внимание на чистоту интонирования, звукоизвлечение, слаженность, дикцию. Люблю вводить в работу музыкально-ритмические движения —  это раскрепощает, развивает чувство ритма, создает позитивное настроение у детей. Ребята все музыкальные, талантливые. Они – Большие молодцы! Несмотря на то, что мы с ними занимались всего по одному часу в неделю с хором, мы смогли сделать концертный репертуар и подготовить концерт».    

От себя добавлю, что ректором ВШМ поставлена правильная и определенная цель, где посредством хоровой песни воспитывается чувство коллективизма с малых лет, а любое хоровое произведение, как известно,  несёт огромный воспитательный  эффект.

Собранные воедино в программу хоровые произведения русских и советских композиторов, в целом, составила небольшую летопись нашего народа, нашей Родины. Каждая исполненная песня была волнительным рассказом  с уст юных музыкантов: пианистов, скрипачей, виолончелистов…

Никто из зрителей не остался безучастным  к концерту, к обаянию чистеньких и вышколенных воспитанников ВШМ. В концерте юные хористы передали своими детскими голосами музыку: Л. Денца, П. Чайковского, А. Островского, Д. Тухманова, М. Дунаевского, Я. Дубравина,  С. Никитина, Б.Савельева, Л. Марченко, М. Архиповой. 

Хор

В концертной программе они были способны, со зрителями  побывать на уроке сольфеджио, промаршировать с деревянными солдатиками, рассказать о настоящем друге, поставить памятник маленькому трубачу, выучить английский язык, порисовать с Яном Дубравиным, осовременить Баха «Живой музыкой», покачаться на качелях и выразить хором «Мир – это детство». И им — это удалось.

А зрители, воздавая дань известным песням и прислушиваясь к незнакомым произведениям композиторов,  их гармониям — не стеснялись на аплодисменты и на оглушительное «Браво».

Надо отметить, что песни исполненные юными голосами будущих музыкантов – дело таинственное и интересное. Возможно, это будущие Рихтеры, Ростроповичи, Ойстрахи сегодня дружно исполняющие русскую народную песню «Солдатушки, бравы ребятушки».  

Всё время убеждаюсь со зрителями, что песни написанные в советское время имеют большие чувства, переживания, никого не оставляющие — безучастными. А также,  все заметили,  как каждая хоровая песня волнует душу поющего ребёнка, благотворно влияя на его ум и эмоциональную сферу.

Благодаря поддержке ректора ВШМ ЗАЙКОВОЙ Н.М. хормейстеру Надежде ПОПОВОЙ удалось в кратчайшие сроки на базе ВШМ — создать певческие коллективы классов, где заметна чистота голосов, стройность звучания хоров.

Хор руки

Хотелось бы отметить, что концерт дал возможность  не только зрителям насладиться услышанным, но и самим участникам программы постичь  самое существенное – в убеждённости, что их голоса неповторимы в едином хоровом звучании.  

Между перерывами и перестройке хоров — в программе также прозвучали инструментальные произведения, которые исполнили юные инструменталисты, а теперь члены хорового коллектива.

Дуэт пианистов

Для детей — солистов выступать на сцене всегда – неуёмная радость.  Ярко и задорно прозвучала  «Полька» С. Слонимского в вдохновеннном дуэте Дианы ГОТОВЦЕВОЙ и Руслана  МАКСАРОВА (2 класс, класс преп. О. Межевич, С. Лебедева);

Блок-флейта Влада Михайлова

Загадочно прозвучала,  окрашенная звучанием блок-флейты,  Ария Дон Жуана из оперы «Дон Жуан» Моцарта в исп. Влады МИХАЙЛОВОЙ ( 3 класс, класс преп. Е. Дедюкиной).  Концертмейстер Анастасия ЯКОВЛЕВА;

Кларнет Алина Турунуо

Обогатила  концертную программу  «Тирольская серенада» В. Конта, внося красоту неповторимого тембра кларнета  в исполнении Алина ТУРУНУО (5 класс, класс преп. В.Беляева). Концертмейстер Анастасия ЯКОВЛЕВА;

Скрипка Настя Лебедева

В исполнении юной скрипачки Анастасии ЛЕБЕДЕВОЙ (3 класс, класс преп. С. Афанасенко) прозвучал шедевр мировой классики, где  «Мелодия» Глюка была выражены выразительными длинными фразами в обдуманном сопровождении Олеси МЕЖЕВИЧ.   

Виолончель Таисия Солдатова

Захватила зал,  напряженной музыкальной мыслью,  юная виолончелистка  Таисия СОЛДАТОВА (3 класс, лауреат РОКМИ «НИЯ», класс преп. О. Кошелевой) исполнившая «Непрерывное движение» Г. Шлемюллера в сопровождении Константина ДАНИЛОВА.  

Виолончель Илья Аржаков

Уже сейчас проявляется уравновешанная ясность в игре, артистическое обаяние юного виолончелиста Ильи АРЖАКОВА (4 кл, лауреат РОКМИ «НИЯ», класс преп. О. Кошелевой), пронизавший концерт «Грузинским танцем» А. Айвазяна с безупречным концертмейстером Константином ДАНИЛОВЫМ.   

Дуэт виолончелей

Проникновенно прозвучал дуэт виолончелей в исполнении Таисии СОЛДАТОВОЙ и ИЛЬИ АРЖАКОВА, подарившего зрителям  «Романс» О. Евлахова.

Фортепиано Николай Колесов

 «Он творил неспешно и углубленно» — хочется так выразить игру юного пианиста Николая КОЛЕСОВА (4 кл, кл преп. С. Лебедева)  исполнившего первую часть Сонаты соль мажор Й. Гайдна, где присутствовала незамутненная искренность  ребенка, творческое высказывание.

Скрипка Марк Серов

Мягкостью тембра, проникнутое теплотой, особенная пленительная нежность игры юного скрипача  Марка СЕРОВА (5 кл, лауреат РОКМИ «НИЯ», дипломант международного конкурса «Розовая чайка», кл. преп. М. Серова. Конц. А. Яковлева) пленила зрителей,  исполнившего «Размышление» Ж. Массне  и заставшего слушателей буквально замереть от восторга.

Непременно хочется отметить роль концертмейстеров в музыкальной программе, где ими была проявлена  славная традиция Российской концертмейстерской игры,  передовая  интерпретаторская трактовка с техническим совершенством с определенным подчинением хору и солирующим исполнителям, со всеми присущими музыкальными задачами.

Впечатлила игрой чуткий концертмейстер хора Ксения ШИЛЬНИКОВА,  хочется отметить чистоту и выразительность —  Олеси МЕЖЕВИЧ, внимательность и некоторая строгость игры   Анастасии ЯКОВЛЕВОЙ, особое прикосновение к клавишам, колдовской звук Константина ДАНИЛОВА.  Браво!

Хор Финал. Справа: Хормейстер: Н Попова, концертмейстер Ксения Шильникова

Итак, главные достижения детей — впереди.  Зрители  в следующий раз ждут от коллективов юных музыкантов ВШМ новых побед в хоровой музыке. Здесь необходимы смелые эксперименты, которые раньше или позже принесут достойные плоды.   

В наши дни, когда мы стали требовательны и стали ценить в искусстве подлинную красоту, стройность, многоголосие — эти достоинства (наряду с оркестровой музыкой) начали проявляться в хоровом звучании в якутской цитадели музыкальной культуры. И это радует!  

Как тут не акцентировать выступление Главы РС(Я) Айсена НИКОЛАЕВА, прозвучавшее  27 апреля 2023 года: «Важно укреплять фундаментальные ценности, ведь история России – это пример многих поколений, которые всем угрозам и трудностям отвечали неизменной любовью к Родине, готовностью защищать свое Отечество. И сегодня эти незыблемые ценности стали главным для защиты и укрепления суверенитета, единства страны и сбережения народа».

Также и мы, деятели культуры и искусства, каждый на своем месте —  укрепляем духовные ценности нашей Родины. И потому, в следующем XXIII-м Республиканском  Пасхальном фестивале искусств хочется услышать  повзрослевшие и окрепшие голоса юных музыкантов, которые будут способствовать творческому росту, будущему развитию музыкально-художественной культуры Якутии.   

Exit mobile version