В.Индигирский: Поистине любимый и народный Владимир Татаринов
(Посвящается к 80- летию со дня рождения нар. арт. Якутии В.С. Татаринова)
Даже на фоне расцвета якутской музыки, когда артисты эстрады имеют свой роскошный театр, именные гримерные (не снившиеся основоположникам якутской эстрады), когда артистам дозволено всё, творчество ВЛАДИМИРА ТАТАРИНОВА представляет в некотором роде уникальное явление.
![](https://sakhalife.ru/wp-content/uploads/2025/02/1-v-tatarinov-513x598.jpg)
Он дебютировал с гитарой в 1974 году, после окончания Всероссийской творческой мастерской эстрадного искусства в г. Москве. С той поры он — непревзойденный артист, автор-исполнитель, несущий высокое имя театра эстрады Республики Саха-Якутия.
Артистическая карьера Татаринова складывалась неординарно и, прежде всего, потому что Владимир Татаринов являлся выпускником физкультурного отделения Якутского педагогического училища. С 1967 года он был увлеченным школьным учителем физкультуры в Намском, Таттинском, Вилюйском районах. Страстно занимался спортивным ориентированием и стал в Якутии первым кандидатом в мастера спорта по данному виду.
![](https://sakhalife.ru/wp-content/uploads/2025/02/2-fizruk-shkoly-513x684.jpg)
В 1974 году, будучи начальником дистанций по спортивному ориентированию, он узнал об отборе для учёбы будущих артистов эстрады. Владимир успел забежать в театр на прослушивание и исполнить перед преподавателем ВТМЭИ ( из Москвы) свои песни. Его колоритные самобытные гитарные песни произвели впечатление на председателя жюри. Учитель физкультуры автоматически был зачислен в группу отобранных талантов. Таким образом, с этой минуты, подающий надежды спортсмен Якутии, решительно и бесповоротно связал свою судьбу с искусством и творчеством. При этом, свой бойцовский характер оставил при себе и не променял до преклонных лет.
Организатор культуры В.А. Босиков в статье от 14.09.2004 в газете «Якутск вечерний» вспоминал: «Отточив свое мастерство в великом городе у великих педагогов, в мае 1974 года (набранная группа, ставшая ВИА «Чороон») молодой коллектив показал свою первую большую программу на сцене Саха театра. Многие зрители до сих помнят новые мелодии Владимира Татаринова, прозвучавшие в концерте».
…Бесспорно, зрители были ошеломленны бородатым высоким певцом с гитарой наперевес, с ярким запоминающимся голосом и лукавыми блестящими глазами.
![](https://sakhalife.ru/wp-content/uploads/2025/02/3-1976-gastroli-513x277.jpg)
Карьера певца складывалась вполне благополучно. Молодой певец, мелодист, музыкант -гитарист имея хорошую физическую подготовку, прошедший профессиональную учебу во ВТМЭИ, начал свое победоносное путешествие по сценам клубов республики. Заворожительному успеху артиста сопутствовали его авторские триумфальные песни, ставшими практически народными: «Умнуллубат онус кылаас» (Незабываемый 10 класс) на сл. В. Гольдерова, «Сана хаар» (Первый снег) на сл. А.Бродникова, «Харбалаах» сл. П. Тарабукина, «Песня про грузчиков» и другие. Необходимо подчеркнуть, что кумир молодёжи тех лет в душе оставался спортсменом и бойцом. Не потому ли его заслуженный успех и слава не сделала его избалованным и капризным премьером, что так часто случается с артистами эстрады?
![](https://sakhalife.ru/wp-content/uploads/2025/02/4-v-tatarinov-s-gitaroj_obrabotano-513x668.jpg)
И сегодня Владимир Семёнович был и остаётся певцом-тружеником, певцом-философом, современным олонхосутом ( » что вижу, слышу, ощущаю, то и пою). Он и сейчас не испытывает никакого зазнайства оттого, что он народный, что он популярный и любимый народом артист. Посудите сами, если на концерте коллеге по цеху требовался баянист, пианист или инструментальный ансамбль, то наш артист с гитарой нуждался лишь в публике. Владимир всегда был востребованным и кассовым. Недаром, директор театра эстрады В.В. Филиппов отмечал, что гастроли Владимира Татаринова всегда приносили в кассу театра деньги (причём до последней копейки).
![](https://sakhalife.ru/wp-content/uploads/2025/02/5-shest-chelovek-513x287.jpg)
Какие же причины воздействовали на его популярность и востребованность? Думаю, что на формирование творческих принципов артиста — мелодиста воздействовали факторы, которые он получил в период учёбы в Москве, во время гастролей: от художественных течений якутской поэзии, слушания радио, контактов с музыкантами. Ища и вырабатывая свой собственный авторский стиль он постоянно общался со своим внутренним миром, слушал музыку предыдущего поколения, преломляя их через свое художественное восприятие.
Не случайно, его песни разнообразны в жанровом отношении и эмоционально уравновешанны, отличаются интонационно — мелодической распевностью, некоторой эпичностью. Национальная природа его песенного творчества выражает содержательный литературный текст, выразительно усиливая духовный мир и высокий посыл моего героя.
Он тщательно отбирает тексты своих песен, нацеленных на характерное национальное начало. Повторю, что стиль Татаринова формировался в советский период, под влиянием гитарных песен бардов, вокально-инструментальных ансамблей. Он уже тогда уловил новые художественные веяния, стилистику новых музыкальных формаций. Гитарная якутская песня стала впоследствии формой его творческого самовыражения.
Практически на протяжении своего творческого пути Татаринов редко меняет образно -эмоциональный стержень. Его популярные песни: «Умнуллубат онус кылаас» (Незабываемый 10 класс) на сл. В. Гольдерова, «Сана хаар» (Первый снег) на сл. А.Бродникова, «Куутуу диэн тугуй» (Ожидание) на сл. С. Тарасова наполнены эстетической утонченностью и эмоциональной наполненностью. Декламационно-выразительные песни: «Дьоллоох буолун» (Будьте счастливы)на слова Х. Горохова, «О5о баар буолан»(Благодаря дитя) на сл. Ст. Свешникова , «Таптыыр ахтар Сахам Сирэ» (Любимая Якутия) на сл. Эллэя насыщенны яркой мелодической основой. Художественную ценность несут песни: «Сурук суох» (Письма нет) на сл. Г. Данилова и «Ньургуhун» (Подснежник) на сл. Е. Слепцова, «Тыыга» на сл. М. Тимофеева, где автору свойственно спокойное раздумье и сосредоточенное настроение. Автор взволнован душевной красотой природы и лирическим высказыванием на песне «Куhунну куорэ5эй» (Осенний жаворонок) на сл. М. Тимофеева. «О5ом мичээрэ» (Улыбка ребенка) на слова У. Сысолятина, «Сахам Сирэ» (Якутия) на сл. Т. Дьугэ и песня на слова А. Григорьева «Иэхэй Чуохай» наполнены восхищением и прославлением величия любви и красоты. В своем искусстве артист демонстрирует свободное владение вокальной интонацией, пониманием особенностей исполняемой музыки, где всегда, на первом месте у него чуткое отношение в внутреннему смыслу поэзии, его связи с музыкой создающего художественный образ. Татаринов овладел этим искусством в полной мере.
Следующей убедительной константой В. Татаринова является его ГОЛОС. Это голос счастливого человека. Его пение — всегда удивительный вокальный полёт.
Повторю ещё раз, ворвавшись на сценическую эстраду, он своим необычным тембром голоса, с гитарой в руках, сумел привлечь на свою сторону публику и получить одобрение коллег по цеху: Юрия Платонова, Натальи Трапезниковой, Марфы Колесовой, Петра Пестрякова, где только от одной их улыбки можно было возгордиться.
![](https://sakhalife.ru/wp-content/uploads/2025/02/6-chetyre-artista--513x328.jpg)
Но, только не он! Мой герой имея большой успех у зрителя и всенародную любовь, всегда оставался самим с собой. Как только у него находилось время, он тут же начинал искать тему новой песни, общался со зрителями в поиске насущных их проблем, таким образом постоянно нарабатывая и обновляя свой певческий репертуар. Он творил, сочинял. И постепенно у него сложился свой особый репертуар, с яркими жанровыми колористиками: комическими, лирическими, весёлыми. Не будем забывать, что в тот период его творчества, на протяжение многих лет царила искусственно созданное холодное отношение к певцам-бардам, к певцам с гитарами. Но он и тогда не сломался, и сейчас забыв свои обиды, не чувствуя досады, он по-прежнему бодр, уверен в себя, находится в непрерывной артистической деятельности. И так же ярко и голосисто поёт.
Кстати, о его голосе. В чем секрет столь долгой неувядаемости, несокрушимости Татариновского голоса, который сегодня можно назвать выносливым? Секрет кроется в «радости». Да, да! — в радостности пения. Как важна эта радость для него, которую он черпает из видения нашего мира, передающаяся потом нам, зрителям. Мне думается, что эта радость рождается из его мучительных поисков. Эта радость, которая делает его голос молодым: улыбающееся лицо, ясный ум, цепкая память, кипучая фантазия, нежное чувство, дух бодрый. А ещё к этой радости прибавляется обилие красивых обертонов , усиливающих выразительность звучания и динамический колорит, восхищающие любую публику. Видимо, в этом и состоит отличительная особенность Татариновского голоса, яркого на протяжении всего диапазона.
![](https://sakhalife.ru/wp-content/uploads/2025/02/7-my-vse-513x495.jpg)
… А теперь сидя на его званном ужине, где приходится размышлять мне о потрясающем имениннике , я прихожу к мнению, что Владимиру Семёновичу удалось до своего 80-летнего возраста сохранить свой голос. Голос его уверенный, нарочито ясный и полный. Как же так получилось сохранить голос после непростых десятилетий интенсивной артистической деятельности? Видимо, тут надо открыть секрет. Владимиру Татаринову с юности удалось избежать болезни подражательства. Ведь он все это время давал свободу своему голосу, не запирал его в грудной клетке, а просто дарил его, как подарила ему этот голос сама природа. Не потому ли и сейчас голос певца свободен и подвижен, отсюда и его сердце и ум. Отсюда и ясность, и заразительная бодрость этого необычайного голоса, который узнаешь среди тысячи других. А то, что необычно на эстраде — всегда артистично, художественно, ценно, желанно.
Рожденный в гуще перемен нашей страны, плоть от плоти наш Артист, выработавший за все годы артистической жизни иммунитет против пошлости и безошибочную интуицию на подлинную сценическую якутскую красоту.
Итак, Владимиру ТАТАРИНОВУ 80 лет. И сейчас наш артист при полном параде, хорошо причёсан, стильно одет, в лакированных туфлях. Весь его облик уже несёт в себе художественный образ, раскрывающий его духовное содержание, внутренний мир.
![](https://sakhalife.ru/wp-content/uploads/2025/02/8-teatr-estrady-513x311.jpg)
Несомненно, песни Владимира Семёновича ТАТАРИНОВА — аксакала и мэтра якутской эстрады уже давно являются частью золотого фонда якутских песен, а артистический путь выпукло отражает основные тенденции развития музыкально-эстрадного искусства Якутии.
…Переменчивая эстрадная мода постоянно рождает все новые направления и стили. Но на этом серпантине музыки никогда не потускнеет искусство ВЛАДИМИРА ТАТАРИНОВА. Ведь на его песнях выросли целые поколения. Многие учились у него. Его плодотворные традиции, отражённые в творчестве артистов группы «Иэхэй — Чуохай», живут на нашей эстраде.
![](https://sakhalife.ru/wp-content/uploads/2025/02/9-iehej-chuohaj-513x684.jpg)
16 февраля любимый и признанный народом артист ВЛАДИМИР ТАТАРИНОВ приглашает зрителей на КОНЦЕРТ, приуроченный к 80-летию со дня его рождения, где в честь Большого мастера выступят самые титулованные и перспективные артисты якутской эстрады. Пусть ещё долгие годы звучит музыка Владимира ТАТАРИНОВА, радуя всех своей мелодичностью, свежестью, душевностью, не лишеная новаторства. ДА БУДЕТ ТАК!!!
![](https://sakhalife.ru/wp-content/uploads/2025/02/10-afisha-513x371.jpg)
Владимир ИНДИГИРСКИЙ
Засл. работник культуры РС(Я),
Член правления Союза авторов-песенников Якутии,
Член союза журналистов России,
Музыкальный обозреватель.
Предыдущие материалы автора:
Владимир Индигирский: Рождественские встречи со сладкими призами
Владимир Индигирский: Сахая — всегда на высоте!
Владимир Индигирский: 80 лет первой музыкальной школе Якутии
+7 (999) 174-67-82
![Система Orphus](https://sakhalife.ru/wp-content/themes/sakhalife/img/orphus.gif)