Мощное рождение якутского скульптора Николая Чоччасова сопровождалось эпическим гимном Иэйэхсит, призывным топотом жеребенка, будущего богатырского коня, клекотом трехглавого Өксөкү кыыл, в зорких глазах которого отражается мир человека…
Первая персональная выставка скульптора Николая Чоччасова смела ранний его имидж как творца всем известных талантливых, веселых и социально чутких городских скульптур.
Сам Николай Чоччасов выглядит как глубинный предок народа саха. И из него прорвался древний культурный код саха в формах современного искусства. Как «Рождение богатырского коня» он поднял лишь переднюю ногу, заявляя о своем предназначении в эпическом искусстве саха.
Творчество Чоччасова, на мой взгляд, чем-то неуловимо родственно монгольской, бурятской скульптуре, но более мифическое, при этом с тонким чувством юмора текучести реального, свободного от монументальности.
Захотелось Чоччасова познакомить с монгольским скульптором Лхамсүрэнгийн Ганхуягом, чтоб сверить эпическое время в современности.
Я влюбилась в чоччасовскую эпическую девушку-богатыршу «Кыыс Дэбилийэ». В живописи женщины-защитницы предстают устойчивой глыбой. А тут грациозная, с сильной гибкой фигурой целеустремленная девушка с длинным копьем, которая скорее поразит своей красотой.
Красота — главная цель творчества скульптора Николая Чоччасова. Потому он так чуток к выразительности ритмов, движения, поз и орнаментов.
На первой персональной выставке Чоччасова создалась атмосфера ыһыаха, благодаря его многочисленным друзьям и поклонникам.
Его имя стало для меня перспективно знаковым после светлой, красивой скульптуры «Река Лена».
И вот прозвучал сильный Табык в Центре культуры и современного искусства им. Ю.А.Гагарина, зазывающий на «Рождение мифа». И вы попадете в пространство полусвета, где каждой скульптуре выделено отдельное закрытое пространство, чтобы Вы побывали наедине с собой, с Я- мифом. И чтоб вышли просветленным эпическим миром Света и Любви.