Учитель от Бога       

Мои размышления о презентации книги «Илья Романович Назаров», состоявшейся 9 июля в с.Майя Мегино-Кангаласского улуса в рамках «Сельской ярмарки & образовательной марки-2024» педагогической общественности республики.

Профессия учителя физкультуры относится сегодня к уважаемым в обществе в связи с возросшим интересом людей к спорту и здоровому образу жизни. Достаточно ли дать детям базовую физическую подготовку, сформировать интерес к регулярной физической активности, в том числе и личным примером? Конечно же, большое значение имеет личность учителя, умеющего заражать детей своими эмоциями и чувствами, чтобы каждое сказанное им слово стало для них значимым, весомым. Обо всём этом рассказано в выпущенной к печати тиражом 505 экземпляров одноимённой книге издательства “Сахаада” и отпечатанной в ООО “Дом мира” в городе Новосибирск.

Красной нитью в книге, во всех статьях-воспоминаний руководителей различного ранга улуса, республики, коллег, учеников, родных и близких проходит значимость лучших качеств героя книги: его организованность и ответственность, любовь к физической активности, здоровому образу жизни, особое отношение к детям и, что немаловажно, развитые организаторские способности. Речь идёт во многом о вере в возможности ученика, раскрытии этих возможностей, вера в способности ребёнка. Это дорогого стоит, считаю.

Илья Романович — человек с богатым внутренним миром, умеющий искренне любить детей, поставивший перед собой задачу жизни — заинтересовать, приобщить к ежедневным занятиям физической культурой каждого школьника. Он – учитель новатор, экспериментатор, опыт которого тиражирован далеко за пределы республики. Ему хотелось работать в спортивном зале с современным оснащением, чтобы было достаточно инвентаря для всех видов упражнений, проводить занятия на оборудованной спортивной площадке у школы, и это было достигнуто в школах, где он проработал. Для таких экспериментов, конечно, важна материально-техническая база школы: чем больше спортивного инвентаря, тем лучше и интереснее проводятся уроки. Вот что написал в 2003 году в журнале “Сельскҥая школа со всех сторон”Анатолий Маркович Цирульников, д.п.н., профессор, академик РАО: «…запомнилась начальная школа в селе Майя, точнее, учитель физкультуры Илья Романович Назаров – автор нестандартного оборудования для маленьких спортзалов. На полу спортзала сделана разметка для разминки: для нормального шага, среднего, широкого. Регулируемый баскетбольный щит, резиновый жгут вместо металлической планки для прыжков в высоту – для преодоления страха. Все это сделано из стареньких раскладушек, резинок, фанерок. В маленьком спортзале есть медиатека и видеотека, где можно показать замедленно и ускоренно, возвратиться и повторить, как разбегается лучший прыгун республики. «Сравнение ребёнка с ним самим» — слова Ильи Романовича – эта педагогика и привлекает меня в Якутии». А вот что вспоминает Иннокентий Баишев, к.п.н., доцент ИФКиС СВФУ, ученик Ильи Романовича: « …В одном из зарубежных журналов увидел свой маленький школьный спортзал, оборудованный авторскими тренажерами. Мой преподаватель Белорусского государственного института физической культуры был в «культурном» шоке и много раз пересматривал статью в журнале, качая головой от восхищения».

Для Ильи Романовича время, отведенное на общение с детьми — общение необычное: через движение к положительным эмоциям. Здесь налицо – организация ставшего актуальным сегодня дополнительного образования в период летних каникул. Какой отдых? Поездки заграницу с семьёй, отдых в санатории, лечение?! Илья Романович летом снова с детьми: у него работает «Летний трудовой лагерь», вовлекающий детей работам на сенокосе, постройке изгороди. Об этом вспоминает один из его воспитанников Андрей Григорьев, Почётный и заслуженный строитель республики: «Научился спартанской жизни в лагере труда и отдыха, пользоваться топором, косить сено. Позже, на встрече выпускников, подарил ему домашнюю киностудию.  И созданный им видеоролик стал победителем конкурса видеороликов о летнем отдыхе учащихся, проведённом Институтом повышения квалификации работников образования. Удивило умелое применение цифровой технологии получше, чем мы, еще в те годы». Этому же обучал  детей  в школе и в каникулярное время. Илья Романович был убеждён, что учитель должен быть креативным, способным создавать новое, быть коммуникативным, компетентным, шагать в ногу со временем.

           К слову, Илья Романович еще в те 90-е годы понимал важность и значение тесного сотрудничества школы c социумом. После назначения его в 1993 году директором одной из крупнейших школ республики, Майинской школы II-III ступени, он непосредственно сам взялся за перестройку учебно-воспитательной работы. Так, считал, что помимо учёбы детям необходимы занятия прикладного направления, развитие универсальных учебных действий – функциональная грамотность, говоря современным языком. В пустовавших рекреациях 1 этажа школы были оборудованы несколько небольших кабинетов под обучающие мастерские, куда были приглашены на работу в школу мастера-производственники, люди, не имеющие педагогического образования. Это были  мастерские по изготовлению простых ювелирных изделий, по пошиву верхней одежды в национальном стиле, даже по подшивке унтов, по приготовлению национальных блюд и т.д. Дети (особенно неорганизованные) с увлечением восприняли такое времяпрепровождение, охотно занимались у мастеров, научились первичным навыкам ремесла. Многие тогда не поняли этих новшеств, почти феномена, и впоследствии, после его ухода с должности, всё было приостановлено, уничтожено. А если бы это начинание продолжилось, школа стала бы первым экспериментатором воспитательной работы через дополнительное образование обучающихся, а улус — «пионером» социокультурной модернизации образования. По крайней мере, я считаю так.

              В заключение хочу подтвердить аксиому, что учитель это не просто профессия, это образ жизни. Быть всегда в самой гуще детей, жить их жизнью, их интересами, зажигать в их душах стремление постичь совершенства. Думаю, что многим ученикам пригодились «уроки жизни» Ильи Романовича Назарова, заслуженного учителя Республики Саха (Якутия), Учителя учителей, «Методиста Якутии», учителя от Бога с большой буквы.

Все присутствовавшие на презентации книги выразили безмерную благодарность инициаторам данного проекта за подготовку и выпуск столь содержательного и солидного издания  Февронье Николаевне Егоровой, ветерану педагогического труда СВФУ и Дмитрию Афанасьевичу Егорову, к.ф-м.н., отличнику образования РС(Я). Надеемся, что сиё издание станет «Настольной книгой» не одного поколения  учителей физкультуры, а также родителей, педагогов на долгие года.

                                                                 

Если вы увидели интересное событие, присылайте фото и видео на наш Whatsapp
+7 (999) 174-67-82
Если Вы заметили опечатку в тексте, просто выделите этот фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!
Система Orphus
Наверх