Ученые АГИКИ создали электронную базу данных музыкальных инструментов народов Арктики

Ученые Арктического государственного института культуры и искусств создали электронную базу данных музыкальных инструментов народов Арктики. Об этом сообщила кандидат искусствоведения, доцент кафедры искусствоведения вуза Варвара Дьяконова.

«В рамках проекта НОЦ «Север – территория устойчивого развития» сотрудниками кафедр искусствоведения и прикладной информатики была создана электронная исследовательская база из коллекции музея музея музыкальных инструментов народов Северной Азии для искусствоведческого изучения различных аспектов инструментальной музыкальной культуры и фольклора народов Севера, для сохранения культурного наследия малочисленных северных народов в современных условиях, а также для исследования феномена звуковых архетипов в культурных традициях народов северо-востока России», — рассказала исследователь.

Сотрудниками кафедры информатики под руководством Валентина Черкашина проведена работа по размещению электронной версии исследовательской базы на сайте nasledie.nlrs.ru.

Для создания исследовательской базы данных ученые оцифровали объекты музея по музыкальному фольклору народов Севера, аудиозаписи по музыкальному фольклору негидальцев, подготовили аналитическое описание 75 музыкальных и фоноинструментов. Руководителем проекта является музыковед-фольклорист, кандидат искусствоведения, проректор по научной, творческой деятельности – руководитель программы развития АГИКИ Вера Никифорова.

Музей был открыт в 2017 году в Арктическом государственном институте культуры и искусств. Созданию Музея предшествовала многолетняя исследовательская и собирательская деятельность известного российского ученого, этномузыколога, доктора искусствоведения, профессора кафедры искусствоведения АГИКИ Юрия Шейкина. Ученый побывал с более чем ста музыкально-этнографическими экспедициями в разных уголках Сибири и Дальнего Востока.

В течение многолетней научной деятельности им была собрана уникальная коллекция музыкальных инструментов и звуковых орудий, которые использовались в обрядовой, праздничной и повседневной практике народов Сибири.

Одной из важнейших задач вузовского музея является формирование особой научно-образовательной и творчески ориентированной среды посредством участия студентов и преподавателей в деле сохранения и популяризации объектов нематериального наследия региона.

Просветительские проекты

Представление уникальных музейных предметов и артефактов направлено на достижение научно-образовательных и просветительских целей, развитие различных форм музейной коммуникации.

Музейная коллекция может быть органично интегрирована не только в учебный процесс в рамках изучаемых учебных дисциплин «Культура и искусство народов Арктики», «Музыкальная культура народов Сибири», «Народно музыкальное творчество», «Народные музыкальные инструменты» и др.), но и в существующие региональные просветительские музейные программы по музыкальному краеведению в области культуры и искусства. Наличие подобного музея в вузовском образовательном пространстве позволяет сделать учебный процесс более наглядным, предметным и осязаемым, наполнить его конкретным музыкально-этнографическим содержанием.

«Юрий Ильич собирал свою коллекцию фоноинструментов, основываясь на разработанную им регионально-историческую типологию музыкальных инструментов народов Сибири», — рассказала Варвара Дьяконова.

В основу этой типологии положен функциональный принцип, где инструменты рассматриваются в контексте музыкальной практики. Согласно автору типологии, в каждой конкретной культуре и историко-географическом регионе фоноинструменты представлены пятью историческими формами интонационно-акустической практики: архаичной, фольклорной (традиционной), легендарно-мифологической, исторической, современной. Типология показывает процесс развития музыкального инструмента как постепенную эволюцию в изменяющихся исторических условиях, объясняет факты рождения новых инструментов и отмирания старых.

Всего в фондах Музея хранятся 130 фоноинструментов народов Северной Азии: алтайцев, бурят, долган, нанайцев, нганасан, нивхов, тувинцев, саха (якутов), теленгитов, удэ, украинцев, хантов, чукчей, эвенков и эвенов.

В основе научной атрибуции экспонатов музея лежат две методики классификации и описания музыкальных и фоноинструментов. Это регионально-историческая типология Ю.И. Шейкина и систематика музыкальных инструментов Э. Хорнбостеля и К. Закса. В систематике Э. Хорнбостеля и К. Закса музыкальные инструменты классифицированы по двум основным критериям: источнику звука и способу извлечения звука и включают четыре класса инструментов – идиофоны, мембранофоны, хордофоны и аэрофоны.

Основу исследовательской базы, сформированной в рамках проекта, включены архаичные, традиционные и современные музыкальные и фоноинструменты: 35 идиофонов (деревянные, бамбуковые, костяные, металлические варганы) и 40 аэрофонов (берестяные натуральные трубы, травяные флейты, свистки из коры тальника, ореха и др.).

В будущем будет продолжена работа по формированию исследовательской базы данных, оцифровка экспедиционных материалов Юрия Шейкина, а также предполагается изучение коллекции музея с целью издания каталога музыкальных инструментов.

О НОЦ «Север»

НОЦ «Север: территория устойчивого развития» создан на базе учреждений Академии наук Якутии совместно с Якутским научным центром Сибирского отделения РАН и Северо-Восточным федеральным университетом (СВФУ) для внедрения новых технологий и исследований в сферах биотехнологии и мерзлотоведения. НОЦ «Север» объединяет пять дальневосточных регионов (Якутия, Сахалинская и Магаданская области, Камчатский край и Чукотский автономный округ). 

https://agiki.ru/press-center/news/novostnaya-lenta/uchenye-sozdali-bazu-dannykh-muzykalnykh-instrumentov-narodov-arktiki/

Если вы увидели интересное событие, присылайте фото и видео на наш Whatsapp
+7 (999) 174-67-82
Если Вы заметили опечатку в тексте, просто выделите этот фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!
Система Orphus
Наверх