«ПОДВИГ» ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ
Четверо суток артисты балета ГТОиБ им. Д. К. Сивцева-Суорун Омоллоона возвращались с гастролей по Казахстану и Киргизии, где были восторженно встречены и зрителем, и коллегами. Дорога домой была долгой и трудной: самолет, на котором они должны были лететь в Якутск через Казань, оказался неисправным…
СПРАВИЛИСЬ ЗА ДВА ДНЯ
В итоге летели через Москву. Устали, вымотались очень. Но на тех позитивных эмоциях, которые якутские артисты получили за рубежом, они и справились, хоть и было непросто.
Прилетев в Якутск, сразу все свои силы бросили на то, чтобы за оставшиеся два дня поднять труднейший спектакль — балет «Подвиг», премьера которого состоялась полгода назад (!). И — показать его в канун Дня Великой победы. Станцевать на «ура». Это, несомненно, личный подвиг каждого, кто вышел на сцену.
Думаю, сил нашим артистам придавали образы героев-якутян времён Великой Отечественной, которых они в спектакле исполняли. И — личная ответственность перед ними, теми парнями, что не жалели себя в битвах с врагом.
«Подвиг» — это же дань памяти всем тем, кто, приближая победу, не вернулся с войны. Но также и тем, кто подхватил это победное знамя и пронёс его до Берлина.
МУЖСКАЯ РАБОТА И ЖЕНСКАЯ
Балет «Подвиг» — совместная работа Владислава ЛЕВОЧКИНА, выступившего в качестве либреттиста, и главного балетмейстера Екатерины ТАЙШИНОЙ, которая, собственно, и вдохнула в это либретто настоящую жизнь. И они, якутские парни 40-х годов минувшего века, полнокровно зажили, и были у них и прекрасный мир, и вечная любовь, и война, в которой они остались героями.
— Я давно хотела поставить такой балет — мужской по своей сути, — говорит Екатерина Лаврентьевна. — И попросила Владислава Валерьевича написать несколько разных историй — чтобы через них показать всю силу и мощь мужского состава труппы, всё то, на что способны наши артисты. Чтобы зритель мог восхититься настоящей мужской красотой, статью и мастерством. А они у нас, действительно такие. Я вам абсолютно точно скажу: не всякий артист способен поднимать на вытянутых руках партнёршу и ещё бегать с ней на спектакле. Это надо иметь конкретную силу. Наши — могут!
Но и в сугубо мужском балете без девушек не обойтись — а иначе для чего это всё?!
Скорбит Александра Ларева в образе сельской девушки, вынужденной провожать любимого на фронт — разлучила война проклятущая два любящих друг друга сердца.
Вот он уже на поле боя (вперёд рвутся танки, взрывают землю мощные снаряды), а её хрупкие плечи всё сотрясает внезапно обрушившееся на них неимоверно тяжелое горе…
КТО-ТО ИЗ ШКОЛЬНИЦ ПРОРЫДАЛ ВЕСЬ СПЕКТАКЛЬ
Двое суток репетиций — это же совсем ничего. А зал, полный школьников, затаил дыхание, и кто-то — совсем рядом с оркестром — почти безостановочно рыдал над каждой горькой сценой.
И в этом, скажу я вам, заслуга не только балетной труппы, но и музыкантов оркестра, которые едва от тех рыданий не сбивались. В едином порыве достичь такого накала, отчего зал, когда опускался занавес, бешено взорвался от восторга — это свидетельство и высокого профессионализма, и сильных человеческих эмоций.
Аплодисменты совсем юных зрителей дорогого стоят. Их не обманешь, они остро чувствуют фальшь, а здесь же всё по-настоящему — истории, основанные на реальных событиях, и естественная на них реакция.
ДУХОВЫЕ — ЭТО ВСЁ ЖЕ ПРО ДУХ
«Подвиг» — это такой балет, где аплодисменты тонут под барабанный бой и звуки духовых. А духовые, оказывается, это всё-таки больше про дух, который ничто не может сломить, никакая вражья сила.
Эти дух и мощь сквозили в движениях Павла Необутова, Валерия Аргунова, Владимира Данилова и остальных. Потрясали невероятно сложные прыжки с вращениями Айтала Ефимова; покоряли душа и высокое мастерство Сарыала Афанасьева, который раз взорвавшего чуткий зал, а тот буквально взревел на поклонах.
Сарыал Афанасьев — это всё, что нужно знать про искусство и про преданную зрительскую любовь.
ФРИЦЫ ВЛЕТАЛИ В ЗАЛ НА КАНАТАХ
Невероятные спецэффекты, сочинённые из малого, из ничего, идеи, гениально воплощённые — это всё про этот балет.
Мы видим истории, как будто тысячу раз нам известные, но переосмысленные Владиславом Левочкиным, и каждый раз леденящее душу озеро Ильмень рвет сердце. Показать в балете, как по чьей-то подлой наводке погибает бригада лыжников, сформированная из лучших якутских бойцов, охотников — это невероятно, очень, очень сильно. И простите, но это… еще и очень эффектная сцена — когда немецкие «мессеры» крошили лёд и те, кто не погиб под обстрелом, тонули в ледяной воде…
А вот другая история — с отважным бойцом, который серьёзно ранен, но врагу не сдаётся. Он сражается с фашистами до последнего. Их много — фрицы лезут на него отовсюду и буквально впрыгивают на сцену, преследуют нашего героя. И раненый он представляет для них смертельную опасность — он взрывает гранату и забирает их на тот свет вместе с собой.
А когда тонкий луч света озаряет темную ночь, на землю один за другим спускаются парашютисты-снайперы — вначале наш, а вскоре и фашистский. Это мощные и умные противники в исполнении Сарыала Афанасьева и Николая Попова — они сойдутся в смертельной дуэли с оружием в руках. Один на один…
РАСКРЫЛИ ХАРАКТЕРЫ — СВОЙ И ПРОТИВНИКА
Но не думайте, что всё здесь так просто, что легко предугадывается, кто кого. Этот балет тем и хорош, что ни в одной картине нет предсказуемого решения. Как правило, он неожиданен. Ожидаем он только в финале и то по понятным причинам — когда Аркадий Посельский водружает над Рейхстагом красный флаг. Победа! Это она ожидаема. И так трудно они к ней шли — измотанные, раненные, но все едины в своем победном марше.
Ребята и впрямь хороши. И очень артистичны. Они очень умеют меняться внешне и внутренне, и меняет их не только сценический костюм. Всем им к лицу военная форма — а ведь многие исполняли фрицев, и прекрасно донесли их характеры. Выверенная точность, чёткость и резкость — Екатерина Тайшина нашла для противника такие интонации, чтобы передать беспощадность и жесткость врага. «Наши» — с мягкой поступью, добрым лицом и готовностью к самопожертвованию. К подвигу, который любой ценой. А это то, что испокон веков в нашем характере. И вот этот самый характер и помог выиграть ту войну.
Такой короткий, очень динамичный спектакль и столько эффектных насыщенных сцен! И так много прекрасно удалось рассказать! Неудивителен восторг юных зрителей. Спасибо, балетные! Вы прекрасны!
P.S. По многочисленным просьбам зрителей: 6 мая балет «Подвиг» покажут еще раз.