Байкало-Амурская магистраль отмечает 50-летний юбилей
После БАМа железная дорога устремилась к столице Якутии. Это было почти 40 лет назад, когда в 1985 году в посёлке Беркакит легендарным отрядом «Якутский комсомолец» было уложено золотое звено АЯМа «Беркакит – Томмот — Якутск». Мне довелось в то время работать с бойцами знаменитого отряда, который входил в СМП-595 «Юность Якутии».
Мы не имели представления, как строится железная дорога. Для повышения квалификации нас отправили на обучение в Тынду. Там за небольшой срок мы освоили профессию монтёра пути.
На строительство железной дороги люди приезжали со всей страны, в том числе и бамовцы. Это были лучшие годы нашей жизни. В основном, железку строили комсомольцы, посланцы якутского обкома комсомола, который набирал молодёжь со всех районов республики.
За небольшой срок строительства многонациональный коллектив стал дружным и сплоченным. Вместе отмечали праздники, проводили свадьбы, отдыхали и трудились.
Основная работа проходила на звеносборочной базе, которая располагалась на станции Нерюнгри – грузовая. Здесь готовили звенья для будущей магистрали. Когда были материалы (финансирование часто приостанавливали) трудились круглосуточно, несмотря на морозы и жару. Труд был тяжелый, основная работа проводилась вручную. Летом обжигал лицо креозот, которым пропитывали шпалы, зимой стояли лютые морозы, не выдерживала даже техника.
Был у нас свой бронепоезд, на котором мы мечтали дойти до Якутска. Здесь обедали, отдыхали, играли в шахматы. Во время сильной жары открыли кафе у реки и назвали его «Волной». Организовали волейбольную площадку.
Часто к нам приезжали разные известные люди, с концертами артисты. Жизнь была наполнена встречами и мечтой построить быстрее железную дорогу.
Самая интересная работа началась, когда пошла укладка железнодорожного пути. Мы рубили просеку под будущую магистраль.
Жили в вагончиках, сами готовили еду, топили круглосуточно буржуйки, чтобы не замерзнуть. Иногда нас так сильно заметало снегом, что приходилось жить оторванным от внешнего мира. Ждали, пока к нам пробьются бульдозеры.
В то время к нам приходили разные дикие звери: олени, много прилетало куропаток, рядом бродили медведи. Поэтому ночью в туалет ходили по двое. Потому что однажды один из строителей, не успев застегнуть штаны, пулей влетел в вагончик с криком, что там медведь.
Шли годы. Коллектив пополнялся новыми специалистами. И вот позади уже первые уложенные километры, появлялись станции и разъезды. Дорога уверенно шагнула на Север.
В 90-ые годы вновь приостановилось финансирование железной дороги. На этот раз надолго. Люди стали уходить со стройки, в том числе и бойцы отряда «Якутский комсомолец». Жалко и больно было смотреть на то, как распадался коллектив, который в 1976 году привёл железную дорогу в Якутию.
Некоторые строители ушли работать на железную дорогу в МПС (министерство путей сообщения). Кто-то подался к себе на родину. В 1995 году в Якутии была создана Акционерная компания «Железные дороги Якутии», которая приняла в свои ряды бывших строителей АЯМа, обеспечив их стабильной работой. Теперь здесь трудятся их дети. Потом и внуки придут им на смену, продолжая великое дело строителей железной дороги.
Ранее сообщалось, что в Якутии празднуют золотой юбилей БАМа.
Анатолий ПЕРКИН, член Союза журналистов России, бывший строитель АЯМа, секретарь комсомольской организаций СМП-595 «Юность Якутии».
Фото автора