Так начинался АЯМ — первостроитель

Байкало-Амурская магистраль отмечает 50-летний юбилей

После БАМа железная дорога устремилась к столице Якутии. Это было почти 40 лет назад, когда в 1985 году в посёлке Беркакит легендарным отрядом «Якутский комсомолец» было уложено золотое звено АЯМа «Беркакит – Томмот — Якутск». Мне довелось в то время работать с бойцами знаменитого отряда, который входил в СМП-595 «Юность Якутии». 

Мы не имели представления, как строится железная дорога. Для повышения квалификации нас отправили на обучение в Тынду. Там за небольшой срок мы освоили профессию монтёра пути.

На строительство железной дороги люди приезжали со всей страны, в том числе и бамовцы. Это были лучшие годы нашей жизни. В основном, железку строили комсомольцы, посланцы якутского обкома комсомола, который набирал молодёжь со всех районов республики.

За небольшой срок строительства многонациональный коллектив стал дружным и сплоченным. Вместе отмечали праздники, проводили свадьбы, отдыхали и трудились.

Основная работа проходила на звеносборочной базе, которая располагалась на станции Нерюнгри – грузовая. Здесь готовили звенья для будущей магистрали. Когда были материалы (финансирование часто приостанавливали) трудились круглосуточно, несмотря на морозы и жару. Труд был тяжелый, основная работа проводилась вручную. Летом обжигал лицо креозот, которым пропитывали шпалы, зимой стояли лютые морозы, не выдерживала даже техника.

Был у нас свой бронепоезд, на котором мы мечтали дойти до Якутска. Здесь обедали, отдыхали, играли в шахматы. Во время сильной жары открыли кафе у реки и назвали его «Волной». Организовали волейбольную площадку.

Часто к нам приезжали разные известные люди, с концертами артисты. Жизнь была наполнена встречами и мечтой построить быстрее железную дорогу.

Самая интересная работа началась, когда пошла укладка железнодорожного пути. Мы рубили просеку под будущую магистраль.

Жили в вагончиках, сами готовили еду, топили круглосуточно буржуйки, чтобы не замерзнуть. Иногда нас так сильно заметало снегом, что приходилось жить оторванным от внешнего мира. Ждали, пока к нам пробьются бульдозеры.

В то время к нам приходили разные дикие звери: олени, много прилетало куропаток, рядом бродили медведи. Поэтому ночью в туалет ходили по двое. Потому что однажды один из строителей, не успев застегнуть штаны, пулей влетел в вагончик с криком, что там медведь.

Шли годы. Коллектив пополнялся новыми специалистами. И вот позади уже первые уложенные километры, появлялись станции и разъезды. Дорога уверенно шагнула на Север.

В 90-ые годы вновь приостановилось финансирование железной дороги. На этот раз надолго. Люди стали уходить со стройки, в том числе и бойцы отряда «Якутский комсомолец». Жалко и больно было смотреть на то, как распадался коллектив, который в 1976 году привёл железную дорогу в Якутию.

Некоторые строители ушли работать на железную дорогу в МПС (министерство путей сообщения). Кто-то подался к себе на родину. В 1995 году в Якутии была создана Акционерная компания «Железные дороги Якутии», которая приняла в свои ряды бывших строителей АЯМа, обеспечив их стабильной работой. Теперь здесь трудятся их дети. Потом и внуки придут им на смену, продолжая великое дело строителей железной дороги.

Ранее сообщалось, что в Якутии празднуют золотой юбилей БАМа.

Анатолий ПЕРКИН, член Союза журналистов России, бывший строитель АЯМа, секретарь комсомольской организаций СМП-595 «Юность Якутии».

Фото автора

Если вы увидели интересное событие, присылайте фото и видео на наш Whatsapp
+7 (999) 174-67-82
Если Вы заметили опечатку в тексте, просто выделите этот фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!
Система Orphus
Наверх