Тайная история саха. 2 часть

Памяти Первого Президента Республики Саха (Якутия) Михаила Ефимовича Николаева

Они живут, не возвратясь обратно

Туда, где смерть нашла их и взяла,

Хоть в книгах полустерты и невнятны

Их гневные, их страшные дела.

Они живут, туманя древней кровью,

Пролитой и истлевшею давно,

Доверчивых потомков изголовья.

Нас всех прядет судьбы веретено

В один узор, но разговор столетий

Звучит, как сердце в сердце у меня,

Так я двусердый, я не встречу смерти,

Живя в чужих словах чужого дня.

Л. Н. Гумилев

ВВЕДЕНИЕ

В 2015 году в Национальном книжном издательстве «Бичик» была издана первая часть моей книги «Тайная история саха». В ней предпринята попытка по-новому взглянуть на историю саха с использованием трёхмерной методики исследования истории Л.Н. Гумилёва.

Изначально идея написать такую книгу появилась в ходе участия в реализации научного проекта «Форсайт Республики Саха (Якутия) до 2050 года» в 2011-2013 гг. В рамках этого проекта было необходимо собрать и систематизировать информацию об этногенезе саха. Причём не только гуманитарных наук, но и естественных, в первую очередь, климатологов, генетиков.

Саха (якуты) являются одним из наиболее изученных с точки зрения исторической науки коренных народов Сибири и Дальнего Востока. Существует значительный объём накопленной научной информации о саха, большое количество исследований. Но, несмотря на это в истории саха до сих пор существует много лакун, «белых пятен».

В связи с этим, чтобы разобраться в тайнах истории саха, нужна своеобразная «Нить Ариадны», которая поможет распутать клубок этих неразрешимых доселе тайн и загадок.

Этой «Нитью Ариадны», на наш взгляд, является трёхмерная методика исследования истории Л.Н. Гумилёва. Эта методика была впервые использована им при написании знаменитого научного трактата «В поисках вымышленного царства» в конце 60-х годов ХХ века.

Гумилёв подчёркивал, что, прежде чем излагать историю страны или народа, надо увидеть ее самому, а смотреть можно по-разному: с птичьего полета, с вершины холма, из мышиной норы.

Особенность этой методики Гумилева заключалась в применении исторической дедукции к накопленному материалу в отличие от общепринятого индуктивного метода. Индуктивный метод оказывается бессильным при создании обобщенной исторической картины, особенно тогда, когда имеющиеся в распоряжении науки источники немногочисленны и разрозненны.

В предисловии к своему трактату «В поисках вымышленного царства» Гумилёв писал: «Необходим анализ, который целесообразно проводить путем синхронистического подбора фактов, благодаря чему легко обнаружить преувеличения и недомолвки источников, а также «белые пятна» в общей картине. Заполнение последних возможно только путем интерполяций, восполняющих на основе причинно-следственных связей первоначальную канву событий, полученную из источников. Степень точности при интерполяциях, естественно, снижается, но общая закономерность не нарушается… Следующая операция — синтез: сравнение полученной исторической канвы с аналогичными рядами фактов, установленных таким же образом в смежных науках. Синтез — констатация схождений и расхождений и объяснение того и другого, что и является целью исследования».

В этой связи Гумилёв отмечал, что при историческом анализе лучше всего применять все три уровня исследования. Это, во-первых, анализ, во-вторых, «расчленение», необходимое для того, чтобы распутать неясные места в истории и в-третьих, синтез, когда учитываются результаты разных методик исследования.

В случае нехватки источников по истории того или иного периода, наличия «белых пятен», возможно использование «панорамной» методики. Для этого необходимо собрать и систематизировать все известные факты о том, что происходило до, после и вокруг «белого пятна».

В первой части книги «Тайная история саха» мы ретроспективно дошли от эпохи последнего ледникового периода, через древних ариев, саков — скифов до эпохи хуннов. И пришли к выводу о взаимосвязи и преемственности этих внешне не связанных, по мнению официальной исторической науки, культур друг с другом. На самом деле, при объективном рассмотрении, здесь идёт речь об едином евразийском мире — цивилизации от Тихого Океана до Карпат.

И ключом к пониманию единства этих культур стала история древнего народа саха, связанного и с древними ариями, и с саками-скифами, и с хуннами-гуннами.

Об актуальности восстановления исторической правды, взаимосвязи всех древних культур народов Евразии наглядно свидетельствуют последние события на Украине, история подмены подлинной картины исторических событий вымышленной. Украинский народ, лишённый своей истории, своих исторических корней стал объектом манипуляции со стороны внешних сил, западной англосаксонской элиты и был использован для развязывания братоубийственной войны с Россией.

В народном эпосе Олонхо сказано, что история народа саха сокрыта «за невидимой зыбкой гранью древних гибельных лет, за изменчивой дальней грядой незапамятных бедственных дней». Заглянуть за эту «грань древних гибельных лет» и написать подлинную историю народа саха по большому счёту не удалось до сих пор.

Основные причины забвения подлинной истории нашего народа -это политическая конъюнктура и наличие целого ряда идеологических клише и штампов.

Здесь также проявляется основной внутренний конфликт исторической науки – это противоречие между историческими фактами и их толкованием, интерпретацией. Суть истории — это формула: факт + интерпретация (толкование).

Подлинные исторические факты искажаются в силу политической конъюнктуры по принципу «испорченного телефона» и доходят до потомков, неузнаваемо изменившись, и, как следствие, неправильно понимаются. Исторические факты, не вписывающиеся в господствующие идеологические схемы, угодные властям, просто не замечаются и игнорируются.

Для написания подлинной, тайной истории народа саха необходимо, по нашему мнению, отделить факты нашей истории от их поздних неправильных толкований, применить междисциплинарный подход к изучению исторических процессов, использовать данные различных разделов истории, языкознания, генетики, физической географии, климатологии.

Необходимость новых подходов в изучении истории народов России обусловлена и потребностью российской науки в создании собственной сетки общественных наук, в освобождении от интеллектуальной зависимости от Запада.

Знаменитый философ Мишель Фуко, автор теории о «власти-знании», отмечал, что любая самодостаточная, независимая цивилизация должна предложить миру свою систему знаний. Если ты начинаешь смотреть на мир чужими глазами, ты начинаешь действовать в чужих интересах.

Сейчас отечественные науки об обществе копируют западные образцы. Современные социальные науки, как отмечает известный российский историк А.И. Фурсов, крайне ограничены, и классическая западная триада общественных наук работает лишь в «изучении только одной социальной системы — капиталистической, причем конкретно — ее Североатлантического буржуазного ядра».

И. Валлерстайн также писал, что в основе современного обществоведения лежит триада, пришедшая из конца XIX – начала ХХ столетия: экономическая наука, социология и политнаука. У каждой из этих научных дисциплин свои базовые объекты исследований, отличные от тех, что имеются у других наук, своя методология и свой понятийный аппарат. Экономическая наука имеет базовым объектом рынок (на сегодняшний момент), социология – гражданское общество, политнаука – политику и государство.

По итогам исследования древнейшей истории саха с помощью трёхмерной методики исследования Л.Н.Гумилёва в первой части книги «Тайная история саха» нами были сделаны следующие выводы:

1. Саха являются коренным, автохтонным населением современной Якутии.

2. Саха являются реликтовым, древнейшим народом мира и сложились на территории современной Якутии, как этнос не менее 10 — 15 тысяч лет назад. Это было обусловлено благоприятными природно-климатическими условиями, периодом потепления. На остальной части Евразии в это время наоборот наблюдалось глобальное похолодание, и как следствие произошло вымирание и вырождение их древних цивилизаций.

3. После завершения последнего ледникового периода и нового изменения климата на территории Якутии похолодало. И начинается период древнего великого переселения народов. Большая часть населения древней Якутии начинает расселяться по территории Евразии и Америки.

4.  Древние саха, жители Якутии стояли у истоков цивилизации евразийских народов, которые исторически развивались, как единый организм. Генетически единые народы, каждый в отдельности, имели свои особенности и специфику. Вместе они представляли самодостаточный культурный массив, евразийский суперэтнос. Этот суперэтнос на протяжении большей части всемирной истории играл ведущую роль в истории человеческой цивилизации. До Промышленной революции в Европе.

5. Древние народы, выходцы из Якутии сохраняли связь со своей исторической родиной. Они сохраняли в своих мифах и легендах память о своей исторической прародине. Например, древние арии, заселив во II тысячелетии до нашей эры территории полуострова Индостан, создали знаменитые древние тексты Вед. На основе их анализа индийский общественный деятель Бахадур Тилак в начале ХХ века пишет и издаёт книгу «Арктическая родина в Ведах». В этой книге Б.Тилак пишет, что согласно данным Вед прародина древних ариев была на Крайнем Севере, где 8 месяцев зима, полярная ночь, Северный Ледовитый океан.

6. С территории современной Якутии начинался тысячи лет назад древний нефритовый путь в Индию и Китай. Об этом свидетельствуют ряд фактов. Во-первых, открытое в 2007 г. на территории современного Ленского района Якутии древнее святилище Джампа, датируемое примерно VII — I тысячелетиями до нашей эры, в котором были найдены изделия из нефрита. Во-вторых, на территории Ленского района расположено одно из трёх крупнейших в мире месторождений нефрита. В-третьих, найденные ранее многочисленные древние археологические стоянки на территории Ленского и Олёкминского районов по пути прохождения современного нефтепровода ВСТО.

7.  В силу географической изоляции часть саха, которые остались в Якутии, не просто выжили, но и сохранили в своей духовной и материальной культуре древнейшие, реликтовые знания, утраченные другими народами мира.

8. Основу экономики саха традиционно составляет скотоводство. Хозяйство народа саха является многоукладным комплексным хозяйством, хорошо приспособленным к окружающей северной природе.

Итоги работы археологического изучения Якутии Приленской археологической экспедиции Института языка, литературы и истории СО АН СССР в период с 1964 по 2004 г. наглядно свидетельствуют о том, что Якутия является северной прародиной человечества.

Известный археолог, доктор исторических наук С.А. Федосеева писала: «Существенные коррективы в понимание процессов заселения человеком территории Якутии были внесены после … 1982 г. — года открытия стоянки древнейшего палеолита Диринг-Юрях… На Диринге… были обнаружены кварцитовые орудия, по форме и способу изготовления сопоставимые… с древнейшими орудиями человека, найденными в олдованской культуре древнейшего палеолита Восточной Африки… На Диринге было четко установлено, что люди жили в холодной зоне нашей планеты в условиях существования вечной мерзлоты при среднегодовых температурах около -14°С. Возраст Диринг-Юряха определен в промежутке 2,5-1,6 млн. лет… Впервые в истории науки на конкретных материалах можно разрабатывать идею внетропической прародины человечества. В течение нескольких лет перед ПАЭ стояла задача отыскать памятники, датированные возрастом между 1,6 млн. лет назад и 35 тыс. лет назад, т.е. между дирингской культурой древнейшего палеолита и дюктайской культурой позднего палеолита. К 2000 г. этот хронологический пробел был заполнен: памятники аллалайской культуры возраста 1,6 млн. — 150 тыс. лет назад найдены в долине р. Лены, от г. Олекминска до пос. Намцы, а также кызылсырской культуры возраста 150 — 35 тыс. лет назад в бассейне Вилюя (устье р. Мунгхарыма). В настоящее время на территории Якутии серией памятников зафиксированы все этапы палеолита, которые представлены в Африке… Теперь можно предположить, что на протяжении всего плейстоцена (2,5 млн. — 10,5 тыс. лет назад) население Якутии развивалось в основном автохтонно, в отдельные этапы оно мигрировало на юг до р. Хуанхэ и на северо-восток — к Берингии, а через нее — в Америку. Часть человеческих популяций вытеснялась пришлыми с юга в Америку и в голоцене. Эта миграция связана с популяциями сумнагинской, белькачинской и ымыяхтахской культур… Изучение проблем этногенеза и биокультурной эволюции народов Северной Азии и Америки показывает, каким мощным биокультурным запасом адаптивной прочности обладало население Северной Азии. Оно… было … предельно четко адаптировано к природной среде обитания в зоне вечной мерзлоты… Однако его биокультурная система жизнеобеспечения всегда потенциально сохраняла возможности развития новых форм адаптаций, о чем свидетельствуют различные цивилизации Центральной и Южной Америки (майя, инки, ацтеки и др.)».

Во второй части книги «Тайная история саха» мы рассмотрим историю древних саха с эпохи создания первой евразийской империи хуннов в III веке до нашей эры до XII века, начала эпохи Чингисхана.

Ключ к разгадке этого периода истории древних саха, на наш взгляд, связан с историей одного из легендарных прародителей современных саха, Элляем. Фоном для истории Элляя будет история двух других легендарный прародителей современных саха, Омогой бая и Улуу Хоро.

Вторая часть книги «Тайная история саха» будет посвящена памяти Первого Президента Республики Саха (Якутия) Михаила Ефимовича Николаева, который поддержал идею написания этой книги и был также сторонником северного, арктического происхождения саха и народов Евразии. В 2015-2017 годах он неоднократно встречался со мной и делился своим видением на историю, текущую ситуацию и перспективы развития саха и Якутии.

История Элляя, «татарского царевича», на наш взгляд, это классическая «история блудного сына». Для анализа его истории мы вначале используем первое приближение гумилёвского «историоскопа», взгляд «из мышиной норы», историю одного человека.

Существуют разные версии истории Элляя. Они сохранились в легендах и преданиях саха. Согласно наиболее известной версии Элляй, потомок знатных людей, из-за сложной политической ситуации на своей родине вместе с отцом бежал с юга на Среднюю Лену. В пути его отец Татаар Тайма умирает. И на Лену Элляй якобы прибывает один. После прибытия в долину Туймаады он якобы становится наёмным работником у богатого и влиятельного Омогой бая. Впоследствии, Элляй женится на одной из дочерей Омогоя. Затем он, благодаря своим знаниям и личным качествам, добивается богатства, власти и становится родоначальником правящего рода племени ханглы.

Эта версия, в свою очередь, также имеет целый ряд интерпретаций и версий в зависимости от происхождения и статуса информатора. К тому же не все версии истории про Элляя опубликованы и введены в научный оборот.

И это касается не только Элляя, но и других исторических источников по истории саха. К примеру, в архивах Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН находятся более 140 разных версий героического эпоса Олонхо. Опубликованы, введены в научный оборот лишь 16 версий Олонхо. Таким образом, подавляющее большинство уже записанных версий Олонхо просто пылится в архивах этого института.

Ряд версий истории Элляя и ранней истории саха известны лишь узкому кругу лиц и передаются в устной форме от поколения к поколению. Например, известный религиозный деятель и народный целитель В.А. Кондаков в своих книгах писал, что его близкие родственники, многое знавшие об истории и вере саха, не смогли встретиться с Г.В. Ксенофонтовым во время его известных научных экспедиций по вилюйской группе районов.

Но, если внимательно изучить даже известные, опубликованные легенды и предания об истории Элляя обращает на себя целый ряд нестыковок и загадок официальной, общепринятой версии его истории.

Во-первых, непонятно какой национальности был Элляй и на каком языке говорил.

Во-вторых, остаётся открытым вопрос, как он в одиночку смог преодолеть такой сложный и дальний путь с «юга» в Якутию в те сложные времена политической смуты и междуусобных войн?

В-третьих, почему знатный и богатый Омогой бай дал в жёны «одинокому», «бедному» и «незнатному» Элляю свою дочь?

В-четвертых, когда и с какого «юга» Элляй переселился в Якутию?

В-пятых, что означает его имя, титул или обычное имя?

Если Элляй «татарский царевич», то и язык его должен быть «татарским», хотя сейчас мы, саха, например, не понимаем современных татар. Но, нигде в известных легендах и преданиях саха нет информации, что Элляй общался с жителями долины Туймаады с помощью переводчика. Очевидно, что «татарский царевич» Элляй говорил на языке саха. Поэтому, видимо, этноним «татарин» означал тогда не современных татар, булгар, а другой, близкородственный к саха тюркский народ, или одно из самоназваний тогдашних саха.

История о том, что Элляй якобы в одиночку преодолел огромное расстояние с «юга» в Якутию, также вызывает много вопросов. Тем более, если использовать второе приближение гумилёского «исторископа», «взгляд с высоты кургана» и обратиться к истории уже народов, то по представлениям саха, время появления легендарного Элляя на Средней Лене совпадает со временем междуусобных войн, «Кыргыс уйэтэ». И одинокого неизвестного чужеземца в это время в Якутии ждала неминуемая смерть.

Но Элляя почему-то не только не убили, но и приютили у себя, дали возможность разбогатеть и получить власть. А это можно было обеспечить только при наличии у Элляя военной силы, своей дружины. Поэтому напрашивается вывод, что на самом деле «царевич» Элляй был этническим саха и приехал на Среднюю Лену не один, а в сопровождении своих воинов и приближённых. Об этом историческом факте умалчивают известные исторические предания саха, но они могли сохраниться в неизвестных, неопубликованных и не записанных устных источниках и нерасшифрованных рунических надписях.

История с женитьбой якобы «одинокого» и «бедного» Элляя на дочери богатого и знатного Омогой бая также вызывает много вопросов. В те времена у саха существовала жёсткая социальная иерархия. Браки могли заключаться только между людьми одного социального статуса. Значит, Элляй на самом деле был представителем знатного рода. Причём знатное происхождение Элляя было известно современным саха.

Значение «юга» для саха эпохи легендарного Элляя и время его переселения в Якутию также вызывает до сих пор дискуссии. Согласно наиболее известной версии Элляй прибывает в Якутию с Прибайкалья примерно в ХI — ХII веках, до эпохи Чингисхана.

Но, например, кандидат филологических наук Л.А. Афанасьев — Тэрис и востоковед, доктор филологических наук Н.К. Антонов считали, что история Элляя относится ко II тыс. до нашей эры и связана с историей древнего Китая, Тибета и предками хунну. По их мнению, родиной Элляя были верховья р. Хуанхэ, в нагорьях Тибета.

На наш взгляд, в историях о легендарном Элляе идёт речь не об одном человеке. А о разных членах одной правящей династии древних саха (сака), живших в разное время, и в разных местах.

Об этом возможно свидетельствует уже гораздо более близкая история государства сиров-сеяньто VI-VII веков нашей эры. Это были предки многочисленных племён канглы – кыпчаков — половцев – печенегов, Центр их государства находился на территории современной Хакасии. Правила этим государством династия Илидэ. И созвучие слов «Эл –л- Ай» и «Ил – И (д) э», по нашей версии, не случайно. Слова «Эл» и «Ил» это одно слово, обозначающее государство. Слова «Ай» и «Иэ» это также разные произношения одного слова «Творю, созидаю».

Отсюда возможно и происхождение легенд современных саха о царственном происхождении Элляя, о знании им утраченной древней письменности. Создание вокруг его фигуры образа героя, создателя культурного кода и основ традиционной культуры современных саха. И особая роль рода ханглы, как древнего правящего рода саха. И с этим же связаны претензии его потомка, Тыгына Дархана на роль объединителя разобщённых родов современных саха под единой властью накануне прихода русских в Якутию.

Духовным центром государства сиров-сеяньто являлась священная гора Сахсыр в Хакасии. О тесной связи сиров-сеяньто с древними саха свидетельствуют, например, то, что у нас в Якутии в древности река Лена также назвалась Сахсары. В долине Туймаады была священная местность Сахсары (ныне Сайсары, микрорайон Якутска), священное озеро Сахсары (ныне озеро Сайсары).

К тому же название «сиры-сеяньто» это не самоназвание этого народа, а данные письменных источников сопредельных народов.

На наш взгляд, эта правящая династия сиров-сеяньто Илидэ под разными названиями в разных письменных и устных источниках правила в разных культурных центрах Евразии задолго до государства сиров-сеяньто.

О возможности длительного сохранения в исторической памяти народа традиций преемственности власти свидетельствует, например, традиция выдвижения на руководящие посты кыпчаков-ханглы, потомков сиров-сеяньто в советском Казахстане в ХХ веке.

Для подтверждения нашей версии истории этногенеза саха, особенно её наиболее спорной и малоизвестной древнейшей части мы используем данные и других научных дисциплин. Например, ещё до Октябрьской революции А.Л. Чижевский отметил, что колебания интенсивности самых разнообразных массовых процессов на нашей планете синхронны и возможно связаны с влиянием циклов активности Солнца.

Александр Львович Чижевский, биофизик, историк, социальный психолог, поэт, основоположник гелиобиологии и аэроионификации (1897 – 1964 гг.).  Он окончил Московский археологический институт (1917) и параллельно — Московский коммерческий институт (1918), а также учился на физико-математическом (1915-19) и медицинском (1919-22) факультетах Московского университета.

В 1917-27 гг. он преподавал курс физических методов археологии в Московском университете и Московском археологическом институте. В 1925 г. Чижевский стал профессором Лаборатории зоопсихологии Наркомпроса РСФСР, а в 1931 г. организовал Центральную научно-исследовательскую лабораторию ионизации. Чижевский был почётным президентом Международного конгресса по биологической физике и космической биологии (США, 1939), членом Тулонской академии наук (с 1929 г.) и ряда других академий наук и международных научных обществ.

В 1937-1942 гг. Чижевский возглавлял две лаборатории при Управлении строительством Дворца Советов, а в 1958-1962 гг. — Лабораторию аэроионификации при Госплане СССР.

Первые свои соображения о влиянии солнца на биосферу Земли А. Л. Чижевский высказал в Калуге в октябре 1915 г. в докладе «Периодическое влияние Солнца на биосферу Земли». В своих дальнейших исследованиях Чижевский научно доказал наличие постоянно действующих связей биосферы с космическими факторами.

В 1918 г. в Московском университете Чижевский получил степень доктора всеобщей истории, защитив диссертацию на тему «Исследование периодичности всемирно-исторического процесса». В 1922 г. развил концепцию связи периодичности солнечной активности с развитием эпидемий и эпизоотий, а в 1935 г. открыл влияние солнечных вспышек на активность корнебактерий (эффект Чижевского-Вельховера). С 1959 г. Чижевский разрабатывал вопрос о влиянии Солнца на физико-биологические свойства крови.

В исследованиях А.Л. Чижевского оказались тесно связаны общая биология, физиология и медицина, с одной стороны, и геофизика, метеорология и астрономия — с другой. Известные ученые (К.Э. Циолковский, П.П. Лазарев, В.М. Бехтерев, Н.А. Морозов, А.А. Садов, А.В. Леонтович, Нордманн, Дюбуа, Смит, Брукс, Лессберг) признали принципиальное значение работ Чижевского.

В своей работе «Физические факторы исторического процесса», опубликованной в 1924 г. Чижевский писал: «Современная наука дает основания предполагать некоторую зависимость, существующую между проявлениями интеллектуальной и социальной деятельности человека и рядом мощных явлений окружающей его природы. Жизнь Земли, всей Земли, взятой в целом, … и со всем населяющим Землю человечеством, мы должны рассматривать, как жизнь одного общего организма. Следует уже a priori допустить, что важнейшие события в человеческих сообществах, охватывающие при участии народных масс целые страны, протекают одновременно с какими-либо колебаниями или изменениями сил окружающей природы… Нами было произведено исследование хода исторических явлений в связи с периодическою деятельностью Солнца. Результаты работ в данном направлении изложены нами в «Исследовании соотношения между пятнообразовательной деятельностью Солнца и течением всемирно-исторического процесса, начиная с V века до Р. Хр. и по сие время”. Под «всемирно-историческим процессом» мы разумеем одновременно протекающую социальную эволюцию во всех человеческих сообществах, зависимых или независимых одно от другого по своему пространственному положению на поверхности земного шара… Обнаружив известную зависимость между активностью Солнца и военно-политическою деятельностью человечества, мы высказали свою точку зрения на это явление в труде «Основы Историометрии». Здесь мы изложили предложенную нами теорию периодических изменений поведения организованных масс, одновременных с периодическими изменениями в деятельности Солнца, а также принципы открытого нами одиннадцатилетнего цикла общечеловеческой, коллективной и индивидуальной, военно-политической и творческой активности. Кроме того, мы установили основную и первую измерительную единицу отсчета времени исторического процесса и наметили пути к обнаружению физических законов, управляющих ходом социальной эволюции».

А.Л.Чижевский провел статистическую обработку течения всемирно-исторического процесса. Эта работа позволила на основании количественных закономерностей констатировать следующие основные положения:

«1. На различных континентах земли, в различных странах, у разных народов, зависящих или независящих один от другого в политическом или экономическом отношении, а равно и по отношению к занимаемой территории, главные моменты их исторической жизни, сопряженные с движением большинства масс, стремятся быть синхроничными; количество протекающих одновременно в различных участках земли исторических событий с приближением к максимуму солнцедеятельности постепенно увеличивается, достигая наибольшего числа в эпохи максимумов, и уменьшается с приближением к минимуму. Это позволяет считать каждый цикл исторических событий всемирно-исторического процесса – всеобщим.

2. В каждом столетии всеобщий цикл исторических событий повторяется ровно 9 раз. На всем протяжении всемирной истории человечества, начиная с 500 г. до Р. Хр. и по сие время в каждом веке нами обнаружено по 9 отчетливо обрисовывающихся концентраций начальных моментов исторических событий. Таким образом, можно считать, что каждый цикл всеобщей исторической, военной или общественной деятельности человечества равен в среднем арифметическом 11 годам.

3. Эпохи концентраций исторических событий разделены между собой эпохами, в течение которых количество вновь возникающих исторических событий падает до минимума.

4. Эпохи концентраций исторических событий совпадают с эпохой максимумов солнцедеятельности; эпохи разряжений совпадают с эпохами минимумов.

5. Более или мене длительные исторические события, продолжающиеся в течение нескольких лет и получающие решительное проявление в эпоху максимума солнцедеятельности, а также сопутствующая этим событиям эволюция идеологий, массовых настроений и пр., протекает по всеобщему историческому циклу, претерпевая следующие ясно обнаруживаемые этапы:

I. период минимальной возбудимости;

II. период нарастания возбудимости;

III. период максимальной возбудимости;

IV. период падения возбудимости».

Произведенный Чижевским статистический учет событий всемирной истории показал распределение их по 4 периодам цикла, а именно:

I. период (3 года) содержит 5% исторических событий;

II. период (2 года) содержит 20% исторических событий;

III. период (3 года) содержит 60% исторических событий;

IV. период (3 года) содержит 15% исторических событий…

Возникшую на основе вышеприведенных соображений новую отрасль знания Чижевский назвал «историометрией (измерение исторического времени посредством физических единиц)». Отличие этой единицы времени от предыдущих имеет вполне выделенный исторический смысл, поскольку оно позволяет упорядочить и структуризовать всемирно-исторический процесс в соответствии с ходом изменений солнечной активности.

Чижевским был составлен график изменения всемирной военно-политической активности человечества и был обнаружен полный параллелизм его изменений с ходом изменений солнечной активности с 1749 г. по 1920-е годы.

Чижевский допускал существование и других (кратных основному) периодов в исторической жизни человечества. Он привел и примеры таких периодов – крестовые походы (1094–1270), главные волны великого переселения народов (375–476), свержение татарского ига (1380–1480).

Кроме циклов военно-политической деятельности Чижевский указал также на другие виды политической активности в жизни общества:

«1) Образование религиозных, военных, политических, художественных, торговых корпораций, ассоциаций, союзов и пр.

2) Распространение различных учений – политических, религиозных и пр.; распространение ересей, религиозных смут, паломничества, политических заговоров, подчинены той же закономерности.

3) Локализация возбуждения на различных идеях, а также на увеселениях, зрелищах и пр…

4) Массовые болезненные проявления нервно-психической деятельности человека развиваются, главным образом, в эпохи напряжения пятнообразования.

5) Патологические эпидемии и пандемии чрезвычайно часто совпадают с периодом максимума».

В дальнейшем идеи Чижевского о влиянии циклов солнечной активности на историю человечества были развиты в трудах других исследователей.

Одиннадцатилетний период активности Солнца самый известный и более изученный. Также его называют законом Швабе-Вольфа. Название «одиннадцатилетний» несколько условно для данного цикла. Продолжительность его, например, в XVIII – XX веках колебалась от 7 до 17 лет, а в веке ХХ среднее значение составило 10,5 лет.

В первые четыре года цикла происходит активное увеличение количества солнечных пятен. Также учащаются вспышки, число волокон и протуберанцев. В следующий период (около семи лет) количество пятен и активность уменьшаются. 11-летние циклы имеют различные высоты в максимумах. Их принято измерять в относительных числах Вольфа. Самым высоким индексом за всё время наблюдений отметился 19-й цикл. Его значение составило 201 единица, при минимуме около 40.

Двадцатидвухлетний двойной цикл Швабе связывает пятна и магнитные поля звезды. Каждые 11 лет изменяется знак магнитного поля и положение магнитных полярностей групп пятен. Для возврата общего магнитного поля в начальное положение требуется два цикла Швабе, или 22 года.

Вековой цикл продолжается от 70 до 100 лет. Это модуляция одиннадцатилетних циклов. В середине прошлого века был максимум такого цикла. Отмечена и двухвековая цикличность. В её минимумы (периоды около 200 лет) наблюдаются устойчивые ослабления солнечной активности. Они длятся десятки лет и носят название глобальных минимумов.

Также существуют циклы в 1000 и 2300 лет.

Как считает М. Гухатхакурта, астрофизик НАСА, не только солнечные максимумы воздействуют на нашу жизнь, но и минимумы тоже. Чередование фаз изменения солнечной активности имеет свою специфику и вредные последствия. В солнечные циклы, на максимумах, обостряются риски сбоя в работе различного оборудования. Более интенсивное ультрафиолетовое облучение нагревает атмосферу, увеличивая её объём. Усиливается лобовое сопротивление, воздействующее на спутники и на МКС. Они мощнее притягиваются к Земле, и приходится корректировать их орбиты. Но от этого есть и некоторая польза. Из-за усиления притяжения космический мусор также устремляется к планете, сгорая в плотных атмосферных слоях.

В минимумы циклов интенсивность ультрафиолетового излучения падает, и от этого атмосфера Земли охлаждается и уменьшается в объёме. Солнечный ветер ослабевает, но усиливается поток космических лучей.

С цикличностью солнечной активности тесно связаны глобальные события, происходящие на нашей планете. Самые известные эпидемии чумы, холеры, а также учащение наводнений и засух приходятся именно на максимумы активности Солнца. С этим явлением связываются и социальные потрясения. Революции и большие войны тоже укладываются в систему цикличности.

Но не всё вписывается в рамки цикличности. Солнце имеет свой характер, и иногда проявляется его своеобразие. Например, 23-й солнечный цикл должен был завершиться в 2007 – 2008 годах. Но не завершился, и чем вызван такой феномен, пока не понятно.

Б.М. Владимирский в своей статье «Геофизические процессы и биосфера», опубликованной в 2012 году, сделал следующие выводы о влиянии солнечной активности на творческую активность человека:

«1. Долговременные возрастания солнечной активности хорошо заметны в динамике индексов творческой продуктивности Мэррея: для представителей изобразительного искусства, литераторов, математиков и философов эффект состоит в депрессии творческой продуктивности близ максимума активности с продолжительностью около 30 лет и некоторым возрастанием индекса до и после максимумов.

2. Для музыкантов-композиторов наблюдается возрастание индекса Мэррея в эпоху максимума, так что влияние космического климата может зависеть от типа творческого процесса.

3. Эффект максимума солнечной активности 755 г. обнаружен одновременно для культурной динамики как Нового Света (древние майя), так и Евразии.

4. В 11-летнем цикле солнечной активности эпохе максимума соответствует понижение творческой продуктивности; четные/нечетные солнечные циклы заметно различаются; творческая продуктивность представителей естественных наук в четный цикл в среднем выше, чем в нечетный».

Многочисленные свидетельства отражения динамики Солнечной системы в природных процессах степи, датируемые XIX-XXI вв., свидетельствуют, что в прошлом большие циклы солнечной активности играли решающую роль в истории, особенно в жизни кочевых народов Евразии, создателей великих империй.

Лучшим объектом для проверки этой гипотезы служит Монголия, где по соседству с травянистыми сообществами растут леса с долгоживущими деревьями. Применение метода наложенных эпох в дендрохронологии позволило установить, что во второй половине 179-летнего цикла на протяжении 15-20 сезонов продуктивность растений достигала наивысшего уровня.

Длительность периодов больших урожаев кормовых трав создавала благоприятные условия для обитателей степи. Очевидно, не случайно именно в один из них, относящихся к началу XIII в., произошло объединение Великой Степи под властью Чингисхана.

Космически обусловлена также важная геоморфологическая особенность зоны степей, которая заключается в проявлении на ее территории деформаций литосферы, связанных с переменными напряжениями поверхности земного шара вдоль параллелей 50-52°, соответствующих линии золотого сечения. Существование этой интересной структуры становится очевидным при широтном сканировании Евразии и Северного полушария с использованием индикатора частоты землетрясений.

Имеющиеся материалы указывают на определяющее значение скорости вращения Земли для динамики степных геосистем, которая, в свою очередь зависит от движений внешних планет в Солнечной системе.

В исторической науке идеи А.Л. Чижевского о влиянии Солнца на историю были развиты в работах Л.Н. Гумилева.

Гумилёв в своём трактате «Этногенез и биосфера Земли» (1979) объяснил ряд известных этногенетических процессов с помощью теории «пассионарных толчков» (ПТ), которые происходили в узких (200-400 км) протяженных (межрегиональных и даже межматериковых) полосах на поверхности Земли. Эта теория логично вытекала из фактов почти одновременных событий этногенеза в различных регионах Земли, удалённых друг от друга на тысячи километров, но лежащих вдоль одной геодезической кривой.

От того, что связь этих событий с изменением климата не однозначная, а геологических причин не наблюдалось, было предложено объяснять их эпизодическим космическим излучением, вызывающим мутации у части населения, которая в результате этого становилась активной («пассионарной»). Это явление названо «пассионарным толчком» (ПТ).

Исследование природы пассионарных толчков, выявленных Л.Н. Гумилёвым, было продолжено в работах современного исследователя И.К. Гаршина. Гаршин выявил геофизический характер зон «пассионарных толчков». Их активизация объясняется возникающими напряжениями (с сопутствующим выходом газов) в скрытых трансконтинентальных разломах (линеаментах). Это происходит во время событий ускорения или замедления вращения Земли, на которые влияет объём Мирового океана. Уровень океана зависит от общей увлажнённости климата, на который воздействует солнечная активность и взаимное положение Земли, Луны и Солнца. Причём солнечная активность также зависит от расположения планет.

Одним из наглядных примеров «пассионарного толчка» является Великое переселение народов с кульминацией в V веке н. э. Это событие привело к падению Римской империи и наступлению Средних веков. Процесс этот начался в разных концах Евразии. Готы из Скандинавии начали переселяться на юг, а гунны из Монголии – на запад. Л. Н. Гумилёв причину этого увидел в двух пассионарных толчках III век до н. э. и I век н. э.

Большое влияние на человека и историю оказывает наряду с Солнцем и Луна. Не случайно у всех правителей древних империй были свои советники-астрологи, которые при подготовке рекомендаций для своих вождей, учитывали, в том числе и фазы Луны. Известно, например, что гравитационное поле Луны притягивает к себе огромные объёмы воды мирового океана, создавая прилива и отливы. А человек на 70 % состоит из воды. Биологические приливы и отливы в живых организмах напрямую воздействуют на человека и природу Земли. Луна влияет на умственные и все неосознаваемые человеком процессы его деятельности, биоэлектрическую активность мозга.

В древнем Египте верховные жрецы в полнолуние проводили ритуалы очищения при помощи серебряной амфоры и скипетра Амон Ра.

Культ Луны был создан в древности и является старейшим в мире. Луна считалась у разных народов мира богиней зачатия и деторождения. В шумерских мифах Луна олицетворяет цикл жизни и смерти. В греческих мифах Луна представлялась, как сестра Солнца — Селена.

Луну в разных культурах связывали с различными богами. В древнем Египте с богом Тотом, покровителем мудрости, изображавшимся с лунными рогами. Позднее в Египте верховное божество Изида изображалась с лунными рогами, как хранительница духовных тайных знаний. В древнем Вавилоне и древней Индии Луну связывали с богиней-матерью мира, Астартой и Парвати. Они также представлялись в образе божества с лунными рогами, как символами божественной власти. Все древние боги, изображённые на наскальных рисунках и иконах имели лунные рога, символы тайных духовных знаний.

Согласно данным современной науки, исчезновение Луны может привести к катастрофическим последствиям на Земле. Из-за этого климат на Земле может стать экстремальным. Так, только благодаря углу наклона земной оси, который стабилен из-за гравитационного взаимодействия Земли и Луны, происходит смена времён года.

Без Луны время на Земле двигалось бы значительно быстрее из-за более быстрого вращения планеты, которое сейчас сдерживается притяжением Луны. Резко усилились бы тайфуны и бураны.

Лунный ночной свет оказывает огромное влияние на выживание животных и людей. Без него может наступить кромешный, непроглядный мрак, угнетающий психику человека.

Исчезновение Луны приведёт к прекращению приливов и отливов, массовому затоплению многих территорий суши, исчезновению целого ряда экосистем и видов животных.

Но масштабных исследований влияния Луны на циклы истории человечества, подобных исследованиям А.Л. Чижевского по влиянию циклов солнечной активности на историю, до сих пор нет.

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Если вы увидели интересное событие, присылайте фото и видео на наш Whatsapp
+7 (999) 174-67-82
Если Вы заметили опечатку в тексте, просто выделите этот фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!
Система Orphus
Наверх