Своеобразный мелос, магический звук произвели неизгладимое впечатление
Музыкальная медитация Театра Олонхо
Ренессанс смычковых музыкальных инструментов случился не так давно, являясь продуктом развития музыкальной культуры, ренессансных процессов в этнокультурном комплексе нашей республики. Во многом популярности инструменту придали эксперименты с аутентичным звуком, например, известного мастера и импровизатора Руслана Прокопьевича Габышева, инструменты которого могут «говорить» и «петь» человеческим голосом и явлениями природы, так как струны выполнены из конских волос определенно выбранных якутских лошадей.
![](https://sakhalife.ru/wp-content/uploads/2024/12/20241212_184528-1024x576.jpg)
![](https://sakhalife.ru/wp-content/uploads/2024/12/20241212_185320-1024x576.jpg)
В республике на возрожденном из забытия с середины XX века струнно-смычковом инструменте кыл, сегодня уже играют около 1000 человек. На открытии Ысыаха Олонхо в Амге выступили 120 музыкантов на кылыһах-кырыымпе, сообщила Анна Томская, руководитель ансамбля «Кыл Саха» при Национальном театра танца Республики Саха (Якутия) им. С.А. Зверева-Кыыл Уола.
Исполнение, наполненное своеобразным якутским мелосом (https://rutube.ru/video/26ed1052b773a4e279aaf954a19aac8a/) с использованием национальных, порой экзотичных инструментов, сегодня присутствует и в исполнении современных балетов на сцене «Большого театра Якутии» (https://rutube.ru/video/40e5dc6657d3145a49980f3b552b738c/?r=wd) и других национальных театрах республики.
![](https://sakhalife.ru/wp-content/uploads/2024/12/20241212_185340-1024x576.jpg)
![](https://sakhalife.ru/wp-content/uploads/2024/12/20241212_185350-1024x576.jpg)
Вчера отдельным медитативным исполнением «Иһийэн Иһиллэн» музыкальных импровизаций, отметился наш Театр Олонхо. Постановка Павла Колесова вместе со своими коллегами произвела на многих зрителей неизгладимое впечатление, заставив сопереживать буквально до слез и как наяву видеть картины, навеянные исполнителями, среди которых было два гитариста, два вокальных исполнителя и артисты, использующие национальные якутские инструменты — духовые, ударные, смычковые и варганные.
Звучание инструментов и голосовые партии заставили активно включиться образные фантазии зрителей, а подоплекой импровизации стали эпические зачины, ассоциируемые со структурой Олонхо, где важно перемещение картин мирной земной жизни к случившейся беде, затем борьбе доброго и инфернального начала и, в конце, — победы добра над злом, которое онтологически оказывается неистребимым в этом мире, ибо порождает те самые колебания начал, в том числе, как оказалось — акустических, рождающих магический звук.
![](https://sakhalife.ru/wp-content/uploads/2024/12/20241212_190336-1024x576.jpg)
![](https://sakhalife.ru/wp-content/uploads/2024/12/20241212_191624-1024x576.jpg)
В национальной музыкальной культуре происходят активные творческие процессы, которые могут со временем кардинально трансформировать этнокультурные сценические искусства, создав новые формы и каноны, вбирающие в себя эстетику ритуальности, музыкальной и пластической медитативности, их синтеза, а это может родить со временем новый вид, не побоимся сказать, театральной формы, к которой давно идут представители творческой интеллигенции. Кстати, сегодня ансамбль «Кыл Саха» отмечая свое 10-летие, также проводит свой творческий вечер.
Предлагаем отрывки из вчерашнего музыкального перформанса Театра Олонхо. Приятного просмотра!
https://rutube.ru/video/private/298ed97b3722fb17aee8bc983dbf784f/?p=qa9ZeDZOwgzXhfXkM5ITbQ
+7 (999) 174-67-82
![Система Orphus](https://sakhalife.ru/wp-content/themes/sakhalife/img/orphus.gif)