Светлой памяти народного артиста Якутии

Cегодня, 9-й день смерти народного артиста РС(Я), заслуженного артиста России, почётного гражданина Мегино-Кангаласского, Усть-Майского улусов —  Юрия ПЛАТОНОВА. Эту статью я посвящаю его светлой памяти, основоположника музыкально-эстрадного искусства на земле Олонхо.

Когда пишут о крупном специалисте какого-то дела, его принято называть МАСТЕРОМ. Это правильно. Однако есть ещё одно слово, несколько подзабытое – корифей, которое, в сущности, означает то же самое, но в превосходной степени. Словарь С. Ожегова и Н. Шведовой даёт следующее определение: «Корифей – выдающийся деятель на каком –либо поприще».  Так вот, оценивая сделанное Юрием Егоровичем Платоновым, думаю, не погрешу против истины, называя его не просто Мастером, но и Корифеем эстрадно-музыкального искусства республики. Об этом свидетельствует его неутомимый труд и, прежде всего, вклад в становлении якутской эстрады. 

Юрий Егорович Платонов является первым артистом эстрады Якутии из мужчин, который прошёл профессиональное обучение вокалу в творческой мастерской эстрадного искусства в Москве в 1968 г.

«Родился я перед самой Великой Отечественной, 18 июня 1941 г. в селе Майя Мегино-Кангаласского улуса, в семье сельского учителя Егора Петровича и колхозницы Фёклы Андреевны Платоновых, которые проживали в селе Хочо Нахаринского наслега», – такими словами открывается монографическая книга певца «Якутская эстрада пером очевидцев».

Сверху вниз: папа – Егор Петрович Платонов, мама Фёкла Андреевна, бабушка по отцу Аграфена, маленький Юрий Платонов, сестра Зоя

Итак, раннее детство Юрия Платонова, связанное с Великой Отечественной войной, было нелёгким. С малых лет он со всеми детьми собирал колосья пшеницы и ржи, затерянные на полях во время уборки (что было запрещено) и складывал в железные листы для просушки.

Когда Юрию исполнилось шесть лет, его мать вышла замуж за вдовца с тремя дочерьми Петра Гермогеновича Колесова, вернувшегося с фронта инвалидом, потерявшего ногу под Старой Руссой, и впоследствии родила ещё пятерых детей. Родные братья и сестры Ю. Платонова – известные в Якутии люди. Среди них есть магистр народной медицины Александра Петровна Егорова, артистка эстрады и цирка Марфа Колесова-Расторгуева, певец Пётр Колесов, агроном Екатерина Колесова и Анастасия Стручкова – главный администратор цирка.

Вскоре, в 1948 г., Юрия отдали на воспитание старшему брату отца – Ивану Петровичу Платонову, приехавшему в отпуск с работы на золотых приисках. С той поры Юрию Платонову была уготована судьба расти в горах Джугджура, на прииске Ыныкчан, который был тогда центром золотодобывающей промышленности.

Тётя – Анна Степановна Капитонова, дядя Иван Петрович Платонов

В подростковом возрасте у Платонова проявились разнообразные художественные наклонности: он любил посещать библиотеку, где подолгу и с увлечением читал книги, снимал на свой фотоаппарат окружающую природу, людей, удивляя жителей посёлка художественными снимками. Не пропускал будущий певец ни одного сеанса кино, которые демонстрировались в клубе. Особенно ему нравились фильмы, в которых киноартисты пели, такие, как «Цирк», «Волга-Волга», «Весна», «Светлый путь», «Весёлые ребята», «Весна на Заречной улице», «Бродяга» и другие. Это было время, когда искусство кино непосредственно влияло на реальную жизнь людей, которые повсюду напевали песни любимых героев.

Вскоре Юрий научился на слух подбирать запомнившиеся из фильмов мелодии на гармошке.

Ещё в четвёртом классе Юра познакомился с сыном начальника продснаба Гариком Смеляковым. В их доме стоял патефон, на котором Юра часами мог слушать пластинки с записью песен Георгия Виноградова, Леонида Утёсова, Вадима Козина, Ивана Козловского, Сергея Лемешева и других.

«В детстве не мечтал и даже не смел думать о карьере артиста, честно говоря, не знал что это тоже профессия, считал каким-то сверхчеловеческим явлением, не мог представить, что это реальный человек, – пишет Платонов. – Как и все мои ровесники мечтал летать по небу или бороздить моря».  

В эти же годы Юра стал напевать понравившиеся куплеты песен. Пел в лесу, в школе, на улице, с друзьями, дома. Наедине с собой проверял зарождающийся голос, который быстро превратился в мужской баритон.

Певец признает, что основное влияние на выбор профессии сыграла генетическая предрасположенность матери к пению, унаследованная от отца Кузьмы Яковлева, шамана по прозвищу «Маҕан тыhаҕас ойуун», родного деда Никифора Кузьмича Яковлева, известного шамана «Куруппа Ойуун».  Таким образом, шаманские корни родословной Юрия Платонова по материнской линии, возможно, оказали влияние на его склонность к пению и артистической карьере.

По окончании школы, в 1959 г. Юрий становится курсантом Якутского речного училища судомеханического отделения и в течении пяти лет усердно учит устройство корабля, и одновременно является запевалой строевых песен. Возможно, строевые песни и воспитали в будущем певце характер исполнителя патриотических песен, но само пение в роли запевалы явилось первой школой развития певческого голоса.

В 1965 г. курсант Платонов принял участие в городском смотре-конкурсе от имени судоремонтного завода и стал лауреатом конкурса. Его отличало упорство, настойчивый характер, замечательный, редкий по красоте тембр голоса.

Курсант Платонов с другом

Вскоре молодого лауреата пригласили выступить на праздник посвященный 8 Марта в Обкоме партии. На этом празднике его пение услышал секретарь по идеологии и пропаганде Гавриил Иосифович Чиряев. В своём кабинете Гавриил Иосифович сказал вещие слова:

«Механиком может стать любой, а певцом из многих тысяч один». Он посоветовал подумать, выслушать мнение друзей и ровно через неделю встретиться с ним вновь. Мои друзья «морские души» оказались в большинстве на стороне секретаря обкома, назвав меня счастливым человеком от бога, благословили на вторую встречу и этим самым лишили меня права «морского скитальца» и направили на широкий тернистый, но прекрасный мир человеческой души – мир искусства пения».

В 1965 г. начинается новый этап творческой биографии артиста. Бывшего судового механика Жатайского судоремонтного завода Юрия Платонова направили на учёбу в Ленинградскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова.

Он поступил на вокальный факультет консерватории, где в течении двух лет проходил обучение у молодого педагога Бориса Михайловича Лушина. Педагог сразу определил одарённость и яркие вокальные данные юноши, подолгу говорил о постоянных трудностях, о тяжёлой ежедневной работе, о длительном, постепенном и многолетнем процессе овладения основами вокального искусства. Верится, что Борис Лушин заложил тот прочный фундамент, на котором стоит теперь «здание» мастерства, возведённое его учеником из трудолюбия и артистизма. Однако за этой студенческой хроникой учёбы, у вчерашнего речника училища всё ярче проявлялась ностальгия по родине, сказывались сложности по музыкальным предметам, ведь Юрию приходилось учиться наравне с выпускниками музыкальных училищ страны. Проучившись два года Юрий Платонов вернулся в Якутск. Двухлетняя учёба в консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова способствовала максимальному развитию природных музыкально-певческих возможностей артиста, предопределила природу голоса певца, несущего подъём души, энергию страсти.

Вернувшись домой, он вновь устроился во флот в качестве второго помощника механика теплохода «Механик Кулибин».

Однажды, сойдя на берег, Ю. Платонов встретил заместителя министра культуры Якутии Василия Босикова, который, пожурив его за то, что он бросил учёбу, отметил:

«Эх! Тебе ли ходить в этой замасленной куртке? Ты должен выходить каждый вечер на сцену в белом костюме под яркий свет прожекторов и радовать своим появлением зрителей».

В 1967 году Юрия Платонова, как представителя самодеятельности Жатайского судоремонтного завода, имевшего за плечами два курса Ленинградской консерватории, привлекли в КЭБ (концертно-эстрадное бюро, далее КЭБ). В конце января 1968 г., объездив с концертами заречные районы, Юрий Платонов перевёлся в хор театра, где выходил на сцену исполнять сольные партии в опере Г. Григоряна «Красный шаман» (партия Кутуруксута); Т. Хренникова «В бурю» (партия военного); Г. Григоряна «Цветок Севера» (роль Руслана) и др. Знакомство с классическим репертуаром музыкального театра того времени, выявило у молодого певца широту певческого дыхания, возможность слияния звука с драматической выразительностью. Немного проработав в музыкальном театре, в 1968 г., по направлению дирекции Якутского государственного музыкально-драматического театра имени П. А. Ойунского, в лице Василия Босикова, Ю. Платонов отправился учиться во Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства (ВТМЭИ). Приехав в Москву, Юрий Егорович попал к преподавателю, первому исполнителю песни «Катюша» Георгию Павловичу Виноградову, голос которого был знаком ему с «патефона».

«…Моё самосознание во многом сформировано вокальным творчеством Виноградова. Он с таким наслаждением пел, такое удовольствие получал от пения – невозможно передать!»- вспоминал позже Юрий Егорович.

За время учёбы Платонов с особым интересом принимал участие в мастер-классах, которые проводили видные мастера эстрады: Леонид Утёсов, Марк Бернес, Махмуд Эсамбаев.

…Выполнив двухгодичную программу учёбы за шесть месяцев (с апреля по сентябрь месяцы 1968 г.), Юрий Платонов возвращается в Якутск. «Да и особо долго содержать меня в Москве на харчах республики было не в интересах руководства театра, так как ВТМЭИ была хозрасчётной» – отметил певец в своей книге.  

О первом выступлении Юрия Платонова вспоминал Василий Босиков, заслуженный работник культуры РФ и РС (Я):

«…В 1968 году Юрий Платонов вышел на сцену, тогда ещё старого здания Якутского театра, в белом костюме и исполнил «Сээдьэ» Василия Зырянова, «Я люблю, тебя, Россия» Давида Тухманова. Это я помню, как будто случилось буквально сегодня. И его голос начал звенеть по всей республике со стремительной скоростью. Одно его имя начало иметь небывалый успех у жителей городов и районов. Платонова даже приглашали в Москву, обещали сделать якутского Кола Бельды. Но Юрий отказался, мотивируя тем, что предпочитает петь и выступать здесь, у себя на родной земле и для своего народа».

Итак, с 11 августа 1969 г. Юрий Платонов стал числиться штатным артистом эстрады первой категории в якутском концертно-эстрадном бюро с правом на гастроли по Российской Федерации.

Сегодня, надо признать, что талант Платонова формировался под воздействием социалистической действительности с её пафосом созидания, с её бурными стремительными темпами.

Поскольку Ю. Платонов являлся якутским артистом советских концертных организаций (концертно-эстрадное бюро при музыкальном театре, с 1979 г. – Якутской государственной филармонии, с 1992 г. – концертно-коммерческое объединение «Сахаконцерт», с 1998 г. – Государственный театр эстрады РС (Я) – ГТЭ), его репертуар во многом определялся художественным советом данных организаций в соответствии с основными идеологическими установками времени.

Артист Юрий Платонов

Из широкого и многообразного песенного репертуара певца, в его  раскрытии сути творчества и мировоззрения, сегодня мы можем выделить  песни советских композиторов и якутских авторов-мелодистов. И одним из тематических направлений его выступлений была военно-патриотическая тема.

Песня Бориса Мокроусова на слова Александра Жарова «Заветный камень» была знакома с детства. Ю. Платонов услышал его в исполнении Леонида Утёсова, ещё учась в 4 классе. Став профессиональным певцом, Юрий Платонов сразу включил песню в свой репертуар. Ему принадлежит большая заслуга в пропаганде и популяризации данной песни в Республике Саха (Якутия).

Кроме песни «Заветный камень», к военно-патриотическому жанру необходимо отнести ряд песен: «На солнечной поляночке» (В. Соловьёв-Седой – А. Фатьянов), «Старые солдаты» (А. Пахмутова – М. Лисянский), «Матросские ночи» (В. Соловьёв-Седой – С. Фогельсон), «Дороги» (А. Новиков – Л. Ошанин), «День Победы» (Д. Тухманов – В. Харитонов) и другие. Исполняя эти песни на протяжении многих лет, Платонов, безусловно, стал явлением в якутском эстрадном жанре, встав в ряд пропагандистов и интерпретаторов советского песенного периода. После каждого исполнения песен военной тематики певец сразу находил тесный контакт с публикой, ему была свойственна открытая, приветливая манера общения с залом, с ветеранами войны, тыла и труда.

В своих концертных программах Юрий Платонов также обращается к народному творчеству, к народным песням. Из большого репертуара певца мы отмечаем исполненные им песни: русские народные «Из-за острова на стрежень», «Вдоль по Питерской»; украинскую народную «Ганзя»; казахскую «Другу»; тувинские «Селенга великая», «Песня табунщика»; башкирскую «Вернусь»; бурятскую «Санжидма» и другие. Все песни с большой достоверностью певец передавал в контрасте голосовой силы и нежности, в обаятельной, притягательной, присущей только ему, манере. Исполнение такой музыки обладала удивительной способностью быть близкой самым разным народам. Это подлинный синтез, осуществлённый с удивительной художественной красотой, с необыкновенно органичным слиянием национального и общечеловеческого.

Говоря о «платоновской» манере пения, надо признать, что его прекрасный тембр голоса, широта, открытость, доверительность и раскованность обретали в мастере особые качества, когда он исполнял песни о родине, труде, братстве и дружбе. Таких песен у него было немало, достаточно перечислить некоторые из них, как начинаешь верить в его сценическую правду, в его серьёзное понимание темы, видеть в нём настоящего друга: «Песня братства» (А. Самсонов – А. Михайлов); «Русская природа» (В. Хорощанский – А. Поперечный); «Если сердцем молод» (Е. Мартынов – А. Дементьев); «Сирень-черёмуха» (Ю. Милютин – А. Сафронова) и другие.

С самого начала работы в концертно-эстрадном бюро, Юрий Платонов стал следить за популярными якутскими песнями, звучавшими по эфиру якутского радио. Во-первых, потому что по радио передавали самые любимые народом песни композиторов и мелодистов Якутии, во-вторых, эти песни были разрешены художественными советами разных творческих организаций, в-третьих, диктор (того времени) чётко называл имена и фамилии авторов песенного шедевра. Певцу оставалось запомнить имя исполнителя и автора песни и выйти на переговоры с ними.

Таким образом, важнейшей содержательно-тематической группой в творчестве Платонова стали песни на стихи якутских авторов, (профессиональных и самодеятельных поэтов, профессиональных композиторов, а также мелодистов-любителей). 

И одна такая песня стала визитной карточкой певца. Это лирическая песня Дениса Данилова (1935-2014) на слова Альберта Вилюйского (1943-1979) «Yчугэй да этэ ол сайын» (Как хорошо было с тобой прошлым летом). Эта песня была заснята в фильме Николая Марковича Сантаева «Занавес не опускается» и сегодня имеет историческую и художественную ценность.

Именно эта, запечатлённая на плёнку песня, познакомила большое число зрителей с молодым певцом Юрием Платоновым после его приезда из Москвы. Сегодня можно смело констатировать, что это был первый видеоклип на якутскую песню. В этой лирической песне Платонов нашёл свой стиль, интонационный язык Дениса Данилова и с какой-то особой внутренней тонкостью и убедительностью выстроил свою концепцию известного образа – одиноко бредущего парня по берегу реки Лена, вспоминающего прогулку со своей любимой. Юрий Егорович уже тогда стремился раскрыть духовный мир своего героя преимущественно вокальными средствами, добиваясь точной эмоционально-психологической окраски каждой фразы, каждого слова. Чтобы расширить круг почитателей якутской эстрадной песни, Юрий Платонов лично перевёл один куплет на русский язык. Здесь надо добавить, что замечательная оркестровка песни, подчеркнула красоту и свежесть мелодии, а высокое (по тем временам) качество записи помогло в полной мере воспринять выразительную гамму голосового и инструментального оттенков.

Выступая на различных концертах с этой песней, Юрий Егорович словно завораживал зал своей искренностью, ясностью создаваемого им художественного образа. «Я заметил, – признавался мне артист, – что мои чувства и внутреннее видение, то, что я сам себе представлял и видел в своём воображении, передаётся в зал. Это усиливало моё творческое чувство. Было очень художественно ответственно: ведь народ, слушающий меня в зале, нельзя было обмануть. И мне, молодому тогда парню, как бы люди сочувствовали, что я одинок и вспоминаю о любимой в прошедшем времени».

Ещё одно произведение лирико-гражданственного звучания из репертуара Юрия Платонова – песня Аркадия Алексеева на стихи народного поэта Якутии Петра Тобурокова (1917 – 2001) «Мутукча сыта» (Запах хвои).

В песне воспевается весна, где густая зелень леса и цветенье разнотравья манят к себе. И вновь, в исполнении певца передана достоверность, и вновь, в контрасте силы и нежности озаряется певческий феномен Юрия Платонова. Чтобы через песню рассказать о красоте якутской природы русскоязычному зрителю, Ю. Платонов сделал свой авторский перевод:

«Ожили цветы, разлились луга, перелётных птиц – чудны голоса. Это к нам пришла долгожданная, раскрасавица – добрая весна».

За все годы работы на музыкально-якутской эстрадной ниве Юрий Платонов включил в свое творчество произведения многих народов нашей страны. Но, повышенный интерес к северной песне, пробудился у него именно во время гастролей по Северу Якутии. По заданию партии, они всем эстрадным коллективом, инструментарием, световой и звуковой аппаратурой, выезжали на гастроли. Там их встречали оленеводы, охотники, рыболовы и, со свойственным им гостеприимством, старались создать условия для полноценного выступления артистов. После каждого концерта суровые лица северян становились добрее, покладистее, мягче. После каждого концертного выступления обстановка требовала включения в концертный репертуар певца песни с северной тематикой.

Вскоре в репертуар певца вошла песня «Дедова» на собственные стихи Ю. Платонова.

Вот история ее создания. В 1988 г. Юрий Платонов был приглашён своим однокурсником по якутскому речному училищу Вениамином Чикачёвым на 350-летие села Русское Устье Аллаиховского района. Гостеприимный край, богатый охотой и рыбалкой, издавна славился своей самобытной культурой, оседлым образом жизни, богатой фольклорной лексикой, где знаменитый песенный танец «Омуканово» может конкурировать с зажигательным цыганским танцем. Юрий Платонов, объездивший весь Дальний Восток и русский Север (включая многократные гастроли по нашей республике), познавший мужественную и романтическую жизнь речников, оленеводов, рыбаков, охотников, был поражён историей этого уникального края, людьми и культурой. Всё это вдохновило эстрадного певца написать авторские строки, посвящённые Русскому Устью. А музыкант ВИА «Мелодии Севера» Александр Капитонов, тоже вдохновлённый гостеприимством жителей, сочинил мелодию к данным стихам. Показательно то, что впоследствии Юрий Егорович, гастролируя по Нижнему Новгороду и Архангельску, исполняя песню «Дедова», узнал, что в те далёкие времена на кочах прибыли из этих городов прародители русскоустьинцев и заселились на устье реки Индигирка. Вот откуда у северян Якутии доминируют фамилии Востряковы, Кондаковы, Шкулёвы, Чикачёвы.

Вторая песня на стихи Юрия Платонова, на музыку Владимира Корякина «Песнь о Походске» была сочинена в 1997 г. Как-то готовясь отметить свою авторскую радиопередачу «Музыкальный салон с Владимиром Корякиным» в театре оперы, автору песни захотелось пригласить на встречу в прямом эфире Юрия Платонова. И готовя сценарий ведения разговора с ним, он случайно открыл альбом, где были строки Ю. Платонова «Песнь о Походске». Предложив написать мелодию к данным стихам, журналист очень обрадовал Юрия Егоровича. Время не заставило долго ждать, и песня вскоре была готова. На юбилее передачи, которая транслировалась по всей республике, Юрий Платонов не только рассказал об истории создания песни, но и исполнил ее под аккомпанемент на рояле автора мелодии. Песня в зале была принята на бис, а из Среднеколымска на связь вышел радиослушатель и вдохновенно поблагодарил авторов за рождение ещё одной северной песни.

Эти две песни, основная тема которых – тема Севера, где на первый план выходит рассказ о первопроходцах – казаках, заселившихся в северной части Якутии, прочно вошли в концертный репертуар певца. Авторы мелодии постарались воплотить северные интонации, которыми изобилует фольклор русскоустьинцев и колымчан.

Используя на сцене световые эффекты, элементы северной атрибутики, музыкально-пластическую образность, бэк-вокал и сценический костюм, Юрию Платонову удалось с большим обаянием и эксцентричным темпераментом исполнить песни: юкагирскую «Я хочу тебе спеть» ( сл. и муз. И. Курилова); чукотскую «У кого есть?» (сл. и муз. Э. Клепечина); «Песню оленевода» (сл. И. Лебедева, муз. Г. Новогородова);  «Песня охотника» (сл. В. Сивцева, муз. Е. Поликарпова) и другие.

В целом, на протяжении активной творческой жизни, в течение более 50 лет, Юрий Егорович исполнил более 200 песен, выступая на различных сценах дальнего и ближнего зарубежья. Выступал с концертами по России: в Москве, в Санкт-Петербурге, в Нижнем Новгороде, в Архангельске и в других городах. В каждой поездке он знакомил своего нового зрителя с песнями якутских авторов.

Он был мастером–руководителем республиканской творческой мастерской эстрадного искусства ГТЭ. Был доцентом кафедры фольклора и национальной культуры ЯГУ им. М.К. Аммосова.

Юрий Платонов работал с коллективами: «Якутская эстрада – 72», «Чолбон», «Радуга», «Сияние Севера», «Мелодии Севера (1972- 1990).

Организатор ВИА

Певец как организатор стоял у истоков создания не только якутской эстрады, но и государственного цирка Якутии.

Именно он разработал концепцию создания «Республиканской творческой мастерской циркового и эстрадного искусства» в 1990 году. Многие сегодняшние артисты театра эстрады прошли его вокальную школу и стали народными и заслуженными артистами РС(Я), чем он очень гордился при жизни. 

 Он был самым активным участником процесса развития музыкально-эстрадного искусства Якутии. Вся жизнь и творчество Платонова отразило внутренний облик корифея якутской эстрады, волею исторической судьбы оказавшийся в гуще самых разных событий страны —  от идеологии советского государства до современной музыкальной компьютеризации,  где он проявил   непоколебимость и верность высоким идеалам музыкально-эстрадного искусства.

 Посудите сами, в 1968 году став первым профессиональным артистом из мужчин, он на слёте работников культуры в 1970 году  выступил с идеей о групповом обучении талантливой молодёжи во ВТМЭИ в Москве, где в 1972 году сбылась его мечта. Группа выпускников названного учебного заведения назвавшись «Эстрада – 72» впоследствии стали известными артистами эстрады и цирка.

Мастер, учитель

Итак, на глазах Юрия Платонова прошла эволюция сегодняшнего театра эстрады, где из концертно-эстрадного бюро при объединении «Якуттеатр» он превратился в якутскую государственную филармонию, затем в концертно- коммерческое объединение «Сахаконцерт», где в новом веке добился  статуса государственного театра эстрады. Это значит, что последующие поколение артистов ориентировалось на творчество Ю. Платонова и Н. Трапезниковой, брали с них пример для подражания.

Юрий Платонов был автором великолепной книги «Якутская эстрада пером очевидцев», четырех буклетов, посвященных профессиональной якутской эстраде, монографии «Певческое искусство народа – лицо нации», учебного пособия «Краткий справочник по элементарной теории музыки  со словарём – указателем (из цикла «Развитие певческого голоса»).

Таким образом, роль и вклад Ю. Платонова в деле развития музыкально-эстрадного искусства Якутии невозможно переоценить. Он был одним из первых профессиональных артистов музыкальной эстрады, своим творчеством утвердивший высокие стандарты музыкально-эстрадного искусства республики. Сегодня можно утверждать, что творчество заслуженного артиста России, народного артиста Якутии Юрия Платонова является не только источником творческого вдохновения, но и «музыкальной летописью» своего времени.

Будем помнить, что наша республика стала намного теплее и краше от прекрасного эстрадного искусства Юрия Платонова, которому было отдано 52 года. Не забудем, что с нами жил настоящий корифей музыкально- эстрадного  искусства республики, свидетельствующий о его неутомимом труде и, прежде всего, о его бесценном вкладе в становлении якутской эстрады. 

Думаю, что отдавая дань памяти и уважения, признавая заслуги перед музыкально-эстрадным искусством Республики Саха (Якутия) необходимо увековечить имя Юрия Егоровича Платонова присвоив его имя Государственному театру эстрады республики.

Если вы увидели интересное событие, присылайте фото и видео на наш Whatsapp
+7 (999) 174-67-82
Если Вы заметили опечатку в тексте, просто выделите этот фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!
Система Orphus
Наверх