Супруга премьера: Все оберегали его сон, дети не шумели
ОЛЬГА УЛТУРГАШЕВА: ОН БЫЛ НА СЦЕНЕ ЛУЧШЕ ВСЕХ
29 апреля — Международный день танца
«Артисты, как парашютисты, — говорил Анатолий Ултургашев, — сорок лет и — на пенсию. Я же, как Владимир Васильев, буду танцевать до последнего!»
Легенда мирового балета Владимир Васильев был его кумиром. Последний раз тот вышел на сцену, когда ему исполнилось 50.
Премьер балета ГТОиБ им. Д.К. Сивцева-Суорун Омоллоона Анатолий Ултургашев танцевал, отмечая на сцене свой 60-летний юбилей.
Он работал в театре до 2015 года. Запись в его трудовой — одна единственная: о приеме на работу в 1968-м. Сегодня мы вспоминаем заслуженного артиста РСФСР и ЯАССР в Международный день танца — в этот день обычно проходил его творческий вечер, на котором он принимал поздравления с днем рождения.
На якутской сцене Анатолий был одним из лучших. Во всяком случае, те ярчайшие образы, которые он создавал, помнятся так, будто он станцевал их вчера. Неслучайно Лира Габышева, многолетний летописец балетной и оперной сцены, связала с его именем известные пушкинские строки — «душой исполненный полёт». По признанию Лиры Львовны, он поднял якутский балет сразу на три ступени развития.
О том, каким он был в жизни, рассказывает та, с кем он счастливо прожил в браке больше 40 лет — потомственный педагог, Отличник образования РС(Я), Почётный работник сферы образования РФ Ольга УЛТУРГАШЕВА.
Что значит быть женой премьера
— Мы познакомились в Русском в драматическом театре, где шла опера Гершвина «Порги и Бесс». Я тогда была студенткой 4 курса ИФФ ЯГУ и редко ходила в театры. А если и ходила, то в Русский, и балетом не интересовалась.
И вот в антракте он подошел ко мне познакомиться, и я подумала: «Что за дяденька?!». Была я совсем молоденькой — 21 год, он — старше меня на целых десять лет. За его плечами уже был семейный опыт, но я, конечно, об этом ничего не знала. Как и то, что он танцует в балете.
Я влюбилась и ходила не только на все его спектакли, но и знала весь репертуар и сидела на всех репетициях — от начала и до конца. И конечно, мне казалось, что он лучше всех. Смотрю: как красиво, прыжки высокие. А тогда наряду с ним на сцене выступали Борис Матвеев, Александр Ягодкин — великие мастера!
Мы поженились, один за другим родились трое наших детей, и я целиком ушла в домашние хлопоты, а он — в творчество.
По профессии я педагог (работаю в спецшколе для детей с нарушением зрения), но его рабочий график был для семьи законом, мы подстраивали нашу жизнь под него. В субботу, воскресенье шли спектакли, наш папа возвращался домой поздно. Первым делом к столу: за весь день ни крошки во рту! Когда спал — все оберегали его сон, дети не шумели. Единственным выходным был понедельник. Когда он отдыхал, мы всегда куда-нибудь ездили — в Абалах на машине, или поедем на реку, и он обязательно закинет удочку и поймает рыбу. Все удивлялись: на рыбу ему везло.
Первая машина у нас была «ЛУАЗ-969» — маленькая, проходимая, на ней мы всей семьей ездили по ягоды, грибы. Даже если кто ленился, не хотел ехать, папа всех поднимал, заряжал своей энергией.
Анатолий был очень увлекающимся. За что ни возьмётся, всё делает идеально. По шахматам, шашкам у него был первый разряд — и он выступал на соревнованиях, защищая честь театра. Сказали бы ему, будь шахтёром, он и шахтёром бы стал идеальным. Но однажды ему сказали: «Будешь артистом!», и он выкладывался на все сто.
«Будешь артистом!»
— Он родился в Нижней Тёе в Хакасии — глухой деревушке, где будет 20 домов или нет? По расстоянию Нижняя Тюя от Абакана, как от нас до Покровска.
В десять лет за хорошую учёбу Анатолия награли путёвкой в пионерлагерь. Как раз туда и приехала комиссия из Новосибирского хореографического училища — набирать мальчишек и девчонок на учебу. Педагоги быстро поняли, что этот вихрастый пацанёнок то, что им нужно. Прекрасные данные, сильный, пластичный, податливый, чувствует музыку.
Мама Харатина Надановна как узнала — в слёзы, замотала головой: сына не дам! Но он из всех пятерых — старшего брата Иосифа, названного в честь Сталина, младшего Володи, двух сестрёнок Насти и Маечки, — был в семье таким единственным. Как сказали, фактурным. Хоть и непонятно, в кого: артистов в роду не было, а уж балета тем более. Что и говорить, избранный!
Родителям пришлось смириться. Да и самому мальчику учиться очень хотелось.
Здравствуй, Якутия!
Единственной проблемой, с которой столкнулся будущий танцовщик, было незнание русского языка. Но и это упорный мальчишка постепенно преодолел. И — увлёкся чтением книг. Его однокурсница Лира Габышева, заглядывая в свободную аудиторию, частенько заставала Анатолия там за книгой, а он сердился, когда его неожиданно отрывали от любимого занятия.
В 1968 году Ултургашев окончил училище и задумался, как быть дальше. Он вернулся бы к себе в Хакасию, но из всех театров там был только ансамбль народного танца «Жарки».
В Новосибирске, кстати, учились ребята из Якутии: Алексей Попов, Геннадий Баишев, Наталья Христофорова, Лира Габышева… Педагог, видимо, предчувствуя возрождение якутского балета благодаря звездной когорте, предложил Анатолию Ултургашеву ехать в Якутию. Так и вышло, выпускники Новосибирского хореографического училища 1960-х годов — «золотое поколение», создали основу развития профессиональной балетной труппы Якутии.
Театр располагался тогда в старом здании на Ойунского. Анатолию Ултургашеву сразу предложили сольные партии. В 1969 году был поставлен балет Валерия Каца «Кюн-Куо» по сюжету якутского национального эпоса-олонхо, где ведущую партию Кулут Туйгуна исполнял Анатолий, дебютировав в дуэте с Клавдией Ивановой.
А в дипломном спектакле выпускника ГИТИСа Алексея Попова «Вальпургиева ночь» Анатолий Ултургашев в образе Вакха произвёл настоящий фурор. «Словно неведомые силы играли, любуясь прекрасным юным божеством, то подбрасывая его вверх, то роняя, заставляя замереть, как скульптуру в драгоценном камне…» — писала Лира Габышева. За эту партию Совет творческой молодежи при обкоме ВЛКСМ выдвинул Ултургашева на звание лауреата республиканского конкурса «Лучший дебют 1976 года».
У него с Алексеем Поповым было прекрасное сотворчество, в итоге которого рождались сюита «Сияние Севера», балеты «Двое», «Ильмень-озеро», «Маленькая ночная серенада», «Болеро», «Кармен-сюита», «Маугли» и многие другие.
Хулиган — это в его характере
— Все партии, — рассказывает Ольга Ивановна, — им были любимы: столько сил, души и таланта вложено в каждую!
Он всё время мечтал станцевать Спартака — как и его кумир Владимир Васильев. Увы, в то время у нас «Спартака» не ставили.
А мне очень нравилась его партия в героическом спектакле Германа Комракова «Подвиг», поставленном Алексеем Поповым специально на Анатолия Ултургашева. Он так и говорил, что спектакли ставит на него. И «Подвиг» тоже был под него. Больше никто этот спектакль, кроме Ултургашева, не танцевал.
В спектакле «Подвиг» задействовано мало женщин, и мне это нравилось — я его, конечно, ревновала и говорила: «А меня не поднимаешь! Других на руках носишь, а меня нет». Он смеялся: «Это другое! Тебе бы надо сгруппироваться!»
А самому ещё очень нравился спектакль «Барышня и хулиган». Он был очень органичный в партии Хулигана, быть может, потому, что у него такой характер и был.
С ним невозможно было ругаться: всё переводил в шутку. Стоило мне рассердиться, как он что-то скажет и всё — мы оба хохочем. Всегда у него было хорошее настроение. Не было такого, чтобы утром встал и — мрачный из-за погоды. Он умел радоваться всему.
На даче сидим, а он в окошко смотрит: «Ой, посмотри, как красиво! Птички пою-ю-т!». Наш папа видел всё это. Дождь идёт — радуется. Снег сыплет — радуется. И когда заболел, успокаивал меня: всё будет хорошо.
Два чемодана благодарностей
— С гастролями Анатолий объездил всю страну и за границу, где это было возможно. Раньше вообще уезжали на гастроли на месяц. Он участвовал в Днях якутской литературы и искусства в Москве и Ульяновской области, Магадане, Хакасии и в Монголии, на первых зарубежных гастролях театра в городах Китая.
Несколько раз выступал на БАМе, на Фестивале искусств «Стальные рельсы АЯМа» — оттуда привёз много-много благодарностей, писем, приветственных адресов, грамот, пополнивших два чемодана, в которых я всё это храню.
Будучи лауреатом премии комсомола Якутии, он постоянно участвовал в съездах. Гордился тем, что выступал в Москве, в Большом театре.
И когда театр приобрел свой новый статус — он выступил на его презентации.
Он танцевал и в 60 лет — на своем творческом вечере. Выйдя на пенсию, работал педагогом-репетитором в театре, и преподавал в хореографическом училище, куда его пригласила Наталья Посельская.
Семейная балетная традиция
— Анатолий гордился своими детьми и хотел, чтобы кто-то из них продолжал танцевать. В 90-е годы на небосклоне якутского балета взошла звезда Саяна Ултургашева, который теперь продолжает своё искусство за рубежом. Отец до последнего поддерживал отношения с сыном, созванивался с ним и постоянно виделся, когда Саян приезжал летом в Якутск.
Наша младшая дочь Галинка окончила Республиканское хореографическое училище и несколько лет работала с папой, вместе ездила с ним на гастроли. Теперь она многодетная мама, у неё четверо детей.
А вот старший её сын Саша — все удивляются — как на дедушку похож, учится в Якутской балетной школе им. А. и Н. Посельских. О нём говорят: второй Анатолий Павлович растет! И ходит, как дедушка, и держится так же.
Первое время Саша не очень-то обрадовался перспективе танцовщика: раньше он учился в обычной гимназии, и нагрузка была — не сравнить с той, какая в училище. Но дедушка сказал: «Данные есть, надо учиться!» И Саша постепенно втянулся, самому стало нравиться.
«Разговоры о важном» по понедельникам в балетной школе в этот раз были посвящены легенде якутского балета Анатолию Ултургашеву, которому исполнилось бы 74 года. Лира Львовна рассказывала ребятам о знаменитом артисте, а Саша о том, каким он запомнил своего дедушку.
+7 (999) 174-67-82