23 августа 2024 года в рамках Августовского совещания педагогической общественности республики прошло одно из ключевых мероприятий — стратегическая сессия «Организация профильного обучения: вызовы и векторы развития». Следует отметить, состоялся конструктивный диалог представителей общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций. В работе сессии приняли участие Нюргуна Соколова, министр образования и науки Республики Саха (Якутия), Светлана Горюшинская, председатель Государственного Комитета РС(Я) по занятости населения.
Экспертами на стратегической сесссии выступили Алевтина Аргунова, первый заместитель министра образования и науки РС(Я), Галина Алексеева, д.п.н., научный руководитель, первый заместитель директора ИРО и ПК, Надежда Попова, директор ГБУ «Центр мониторинга качества образования МОиН РС(Я), Анастасия Толстоухова, заместитель директора ГАУ ДПО РС (Я) «Институт развития профессионального образования», Константин Нифонтов, к.ветер.н., проректор по научной работе ФГБОУ ВО «Арктический ГАТУ».
С анализом о текущем состоянии профильного обучения выступил Ньургун Павлов, к.п.н., директор АОУ РС (Я) ДПО «Институт развития образования и повышения квалификации имени С. Н. Донского-II», о реализуемых проектах в области профориентации, подготовки кадров для школ рассказала Мария Тарасова, завотделом дополнительного образования ГАПОУ РС (Я) «Якутский медицинский колледж им. В.А. Вонгродского». Также выслушаны выступления Татьяны Филипповой, начальника управления образовательной деятельности Арктического государственного института культуры и искусств, Анатолия Бравина, заместителя начальника отдела по работе с органами государственной власти РС(Я) Аппарата Управления АЛРОСА, Светланы Кучеренко, представителя ООО «Таас-Юрях Нефтегазодобыча» (Роснефть), Андрея Богданова, исполнительного директора Фонда развития Физтех-школ (Москва), Константина Нифонтова, и.о. проректора по научной работе и инновациям.
Все участники сессии отметили основные проблемы в организации профильного обучения: кадровое обеспеченность, недостаточная организация предпрофильного обучения, организация профильного обучения в малокомплектных школах. Озвучены предложения по вопросам учебно-методического, лабораторного обеспечения, развитию фирменных классов, вовлечению предприятий. Приглашенные участники из ВУЗов и СПО республики выразили готовность к совместной работе с образовательными организациями республики.
По итогам Стратегической сессии прозвучали следующие заключения экспертов:
Аргунова А.П.: «Взаимодействие, консолидация усилий, интеграция уровней образования –залог повышения качества образования». Алексеева Г.И.: «Должна быть муниципальная стратегия развития профильного обучения. Задача начальников управления образования выстроить эту стратегию. Управленческим командам школ необходимо обратить внимание на качественную реализацию содержания профиля обучения, углубленное изучение предметных областей, только в этом случае будут качественные результаты».
Попова Н.Г.: «Учитель – ключевая фигура в образовании, все зависит от учителя. Участники затронули важную проблему готовности учителей к реализации профильного обучения, программ углубленного уровня. Мы должны работать с учителями, обратить внимание на их профессиональное развитие».
Нифонтов К.Р.: «Это очень важное мероприятие. Необходима консолидированная работа всех субъектов общества: родителей, школ, ВУЗ-ов, СПО и бизнеса для подготовки квалифицированных кадров для нашего региона. Предлагаю включить развитие профильных классов в проект по комплексному развитию сельских территорий, которые курируют Министерства сельского хозяйства и просвещения РФ. В республике в этот проект включены 48 территорий долгосрочного планирования развития».
Толстоухова А.В.: «Очень важно системно организовывать профориентационную работу. Ребенок должен с малых лет понимать, чем он может быть полезен своему селу, району, республике».