Site icon SAKHALIFE

Сохранить основу якутской культуры: Стратегическая сессия о модернизации табунного коневодства

Сохранить основу якутской культуры: стратегическая сессия в Академии наук Якутии о модернизации табунного коневодства

Знаковая стратегическая сессия прошла в стенах высшей научной организации региона – Академии наук РС (Я). Она была посвящена поиску новых принципов организации экономики якутского табунного коневодства. Сессия, состоящая из трех блоков, среди которых, помимо экономического — проблемы и перспективы табунного коневодства и роль якутской лошади в духовном и социально-экономическом развитии республики. Сессия собрала для мозгового штурма ученых, представителей органов исполнительной власти, специалистов по табунному коневодству, аспирантов и студентов

Мы живем в интересную культурную эпоху. Она характерна тем, что северяне подошли к порогу трансформации социокультурной модернизации народов Северо-востока России в производственно-хозяйственную и экономическую плоскость, как отметил на сессии и интервью президент Академии наук, член-корреспондент РАН Леонид Владимиров.

Подробнее об общих вопросах модернизации в республике смотрите публицистические материалы научного сотрудника Академии наук Якутии на портале SakhaLife:

Проблемы в экономико-хозяйственной организации традиционных занятий коренных народов Якутии все время в повестке исполнительной власти республики. Для Первого президента республики — Михаила Ефимовича Николаева, они были определяющими основами политической миссии, связанной с повышением уровня и качества жителей республики — территории дыхания двух океанов. Остро стоял и продолжает стоять вопрос о перспективах традиционных хозяйственных занятий народов Севера и Арктики. Посыл Михаила Николаева 1998 года задал вектор раскрытия потенциала якутского табунного коневодства, после которого уже через год, в марте 1999 года состоялось знаковое совещение-слет коневодов республики, где в резолюции было отмечено открытие филиала всероссийского института коневодства у нас в республике и объявление АГАТУ (на тот момент Якутской ГСХА) центром развития якутского табунного коневодства.

На Стратегической сессии Академии наук сделан первый шаг по поиску и формированию базовых принципов экономико-хозяйственной организации табунного коневодства, вокруг которых будет вырастать система экономических, правовых, социальных,  научных и образовательных институтов, заточенных вокруг традиционной отрасли саха.

Предлагаем по этому поводу один сюжет, вобравший видеорепортаж, интервью президента Академии наук РС(Я) Леонида Владимирова и новостной сюжет программы “Саха Сирэ” от НВК “Саха”:

***

Позднее мы представим более развернутую видеоинформацию-хронику о прошедшем мероприятии с мнениями коневодов и участников сессии, которая прошла вчера 22 ноября 2023 года в стенах Академии наук РС (Я), отмечающей свое 30-летие.

***

Социокультурное осовременивание XX и первой четверти XXI столетий существенно не повлияло на сохранение культурной самобытности и идентичность коренных народов Якутии. Вместе с тем, их этничность, выраженная символизмом этносознания мигрировала в сферу искусства и народного самодеятельного творчества. Этносимволизм саха и коренных малочисленных народов Севера весь там, со своими конно и оленно- центричными культурными принципами. Так как современная социальная организация, производственые и иные институции резко расширились, отдалившись от традиционных хозяйственных занятий северян,  культуросохраняющие символы оказались активно представленными лишь духовной сферой — профессиональными искусствами, народно-прикладным и самодеятельным творчеством, в то время как в традиционную эпоху они диалектически дополняли и отражались друг в друге. Все хозяйственные занятия северян сакрализовывались духовной сферой — символами мифологико-религиозного сознания. Этот симбиоз собственно и представлял этническую кульутру в своей системной целостности.

Так якутский хозяйственный символизм — конноцентричен и выстроен вокруг табунного коневодства. В современности представленность символизма лишь духовной сферой, как оказалось, недостаточна для здоровья культуры. Наблюдаются деградационные и ассимилирующие процессы в этнокультурах в отношении к традициям, обычаям, традиционным занятиям и, самое важное, — языку, хранителю “культурно-генетического кода” народа. Нет достаточной подпитки феномена этничности и национальной идентичности со стороны современной материальной культуры.

Здесь скрывается философская проблема понимания и освоенности мира — мифом или своременной универсальной рациональностью. Мы не можем просто так перенести конноцентричный символизм традиционной эпохи в современную производственную жизнедеятельность. В прошлом он вполне ясно понимался через соотстветствующие обряды и ритуалы прошлого, в которые люди верили. Сегодня, утратив мифологическое сознание, мы не понимаем в глубине, что для народа означала якутская лошадь — посланник и сын небесного божества Дёсёгёй Айыы. Мы лишь знаем ее функцию от этнографов, эпосоведов, фольклористов, но не понимаем, обретая через это знание бытие. А ведь в прошлом, для простого человека она была кормилицей, транспортом, сырьем. Для олонхосута крылатый конь был символом справедливости, народного благополучия, свободы. Для ойууна он олицетворял его бубен, с которым он поднимался в верхний мир, для боотура конь был его другом, товарищем и мудрым советчиком, а для ремесленников-уус источником приложения своего рукотворного мастерства.

Но решение в философии уже есть! Например, конноцентричный символизм хозяйствования прошлого, в современности заменяется универсальной понятностью институтов, выстроенных под  и для якутского табунного коневодства. Тогда мы можем осуществить принятую практику модернизации культуры, заменив этносимволы вокруг якутской лошади на современные институты якутского табунного коневодства. Этим базовым институтом для искомого модернизированного якутского табунного коневодства, будут новые экономико-организационные принципы.

Таким образом, задача максимум, которую мы реализуем, — это замена сакрального мифологического по природе этносимволизма якутской лошади современным институтом — экономико-хозяйственным, правовым, социальным, образовательным и научным — медико-биологическим, экологическим, ветеринарным, зоотехническим и т.п. Это формы современой, понятной рациональной культуры, в которые будут опосредовано “агрегированы” этнические ценности. Таким образом, этносимволизм прошлого времени, сменяется ценностями институтов нынешнего времени.

Вся серия якутского этносимволизма, отвечающая за материальную хозяйственную культуру, сводилась  к конноцентричной символике, оттеняемой сакральным космологическим символизмом мироздания — верктикалью эпического древа саха — Аал Луук мас, сэргэ, чороона и морально-нравственным символизмом социального взаимодействия четырех основных сословий, который в принципе стал непонятен широким массам современных северян с онаученным универсально-понятийным сознанием.

Образно выражаясь, мы начинаем говорить об институтах условной “современной сакрализации” табунного коневодства, которые подразумевают ценностное подчеркивание важности правовых, социальных, экономических, экологических, научных, образовательных и иных институций, так или иначе связанных с традиционным экологичным хозяйствованием и агрегированными в них этноценностями.

Как отмечает Леонид Владимиров, подобное удалось осуществить в одной западной стране во второй половине XX века. Лошадь стала там реальной национальной идеей. Эта страна — Исландия. Хотя, главным образом овцы и рыболовство вносят неоценимый вклад в экономику  Исландии, в последние десятилетия интенсивно набрала оборот продажа по всему миру окультуренной породы исландской лошади хобби-класса, идущей 5 аллюрами и самым известным и уникальным – тёльтом. Низкие и крепкие исландские лошадки, как и якутские, на постоянном свободном зимнем выпасе на сильнейшем океанском ветре. Некоторые исландские семьи держат по 5–6 голов, используя их как вьючные животные, и для  катания многочисленных туристов, и для спортивной и любительской езды. Смотрите видео об исландских лошадках:

Итак, нужны институты, которые сделают уникальную якутскую лошадь новой “бесконечной” ценностью, а современный саха через новые формы этих институтов снова обретет свое полноценное бытие, не утрачивая культурную идентичность.

Exit mobile version