Site icon SAKHALIFE

«Слыхали ль вы?..» — впервые на премьере «Евгения Онегина»

«Слыхали ль вы?..» — такого еще не было на сцене

Про Театр оперы и балета им. Д. К. Сивцева-Суорун Омоллоона в последнее время стало очень интересно говорить: то и дело — какой-то сюрприз. Вот и теперь.
Казалось бы, о чём особенном ещё можно сказать: премьера «Евгений Онегин» Чайковского — безусловно, это признанный шедевр. Давно и многими поставленный на сцене. И все великие в ней спели, прославив оперу не раз. Да и сюжет нам наизусть известен. Но!
Шедевр представлен Карлом Сергучевым.

А кто же исполнители?

Всё, как по Чайковскому?

Нет, мы не собираемся вздыхать по Лемешеву «Куда, куда вы удалились…».
Быть может, впервые в нашей зрительской жизни нам выпал шанс увидеть, как на сцене зажигают звезды.
2-3 марта в премьере оперы «Евгений Онегин» на сцену выйдут новые молодые исполнители. Вы впервые услышите их имена.

Неужели всё, как по Чайковскому?
Молодой же Петр Ильич, написавший оперу, настаивал, чтобы её исполнение прошло силами студентов. Так и случилось: исполняли студенты, только в оркестре сидели четыре консерваторских профессора да три музыканта Большого театра.
Успех, увы, был не слишком большой, и критика неблагосклонна. В это трудно поверить, но после премьеры газеты писали: «Чайковский — далеко не тонкий художник…»
Естественно, мы такой славы не жаждем.
Худрук якутского театра оперы и балета Павел Васьковский и директор Владислав Левочкин — сами молодые люди. Потому они и задумали сделать спектакль с молодыми исполнителями. Привлечь, например, студентов АГИКиИ или ВШМ. И совершенно справедливо!
А вот о том, как это происходило, нам рассказал режиссёр спектакля Карл СЕРГУЧЁВ.

Про кастинг

— Когда я услышал эту идею, задумался, а есть ли у нас вообще такие способные молодые люди? Я-то точно знал, на кого можно опереться: на Николая Попова, Юрия Баишева, Анегину Дьяконову, которая раньше пела Татьяну. К ним я и обратился. И они ответили: да, такие молодые голоса у нас есть.
  Тогда с руководством театра мы договорились о проведении кастинга, и в одном из репетиционных кабинетов я объявил, что попробовать себя могут все. К нам вышло много  ребят, и, конечно, это было неожиданностью.
Признаться, я уже определил для себя, что Татьяну Ларину будет петь Екатерина Захарова, и это не обсуждается. Когда она поёт — это невероятно пронзительная история. Ее сестру Ольгу исполнит любимица сцены Екатерина Корякина. И это уже успех, в чём многие успели убедиться, услышав их роскошный дуэт «Слыхали ль вы…».
С этим романсом они устроили флэшмоб на Главпочтамте в честь 23 февраля, покорив своих первых неожиданных и благодарных слушателей.
Но тогда, в декабре, мы решили дать возможность попробовать себя еще и другим вокалистам. Я и раньше спрашивал  Марию Михайлову, наше меццо-сопрано, своим ли голосом она поёт. И она решила попробовать спеть Татьяну как сопрано. А после неё захотела попробовать себя и Зинаида Колодезникова, и другие. И в итоге у нас оказалось пять Татьян.
Что касается партии Ольги Лариной, то помимо блистательной Екатерины Корякиной, во втором составе её партию исполнит студентка 2 курса АГИКиИ Лия Винокурова.
На роль Ленского было три претендента, на Онегина — два. Но мы всем честно сказали: будет отсев. Чтобы никто не обижался. Все согласились. Так мы выявили несколько имён, которые потенциально смогут спеть свою партию.
Но ведь нужно не только спеть, а ещё и сыграть!

У Чайковского же каждая нота продумана в соответствие с характером человека, с его темпераментом. И вот, прочитывая партитуру, оказалось, что кандидатам совсем не так просто войти в свою роль.
Опытным путем мы определили два замечательных тенора. Это Александр Степанов и Николай Ефимов — они и будут петь Ленского на премьерных спектаклях.
Из молодых Онегиных остался только один — Алексей Иванов — с очень хорошим мощным потенциалом.
Стоит заметить, что и Алексей Иванов и Николай Ефимов только в январе были переведены из артистов хора в солисты оперы. У Алексея уже были небольшие роли в спектаклях. Но вы же понимаете, что такая роль, как Евгений Онегин, судьбоносна.
Князя Гремина, мужа Татьяны, в первом составе исполнит Егор Колодезников, а во втором — Егор Громов, тоже молодой солист, шикарный бас и очень красивый тембр.
Самые яркие и запоминающиеся образы в опере — это Ленский и Ольга. Самые сложные —  Татьяна и Онегин. Но самая драматичная роль — это, конечно, Татьяна.
Самое главное, что все, кто некогда пел эти партии — Николай Попов, Юрий Баишев, Николай Попов, Юрий Баишев, Анегина Дьяконова — помогают молодым. В качестве руководителя стажерской группы оперной труппы Айталина Адамова ведёт индивидуальные уроки. Ее силами ведётся работа над всеми вокальными партиями в спектакле. Она занимается с ними напрямую каждый день — до ночи, чтобы ребята могли спеть, раскрыть эти образы и свой потенциал.

Всё зазвучало очень свежо

— Я ни в одном спектакле современности ещё не видел молодых ярких исполнителей. И, как это ни странно, они оказались у нас.
Каждый по-своему, они хорошо понимают время. И каждый из них сказал: «А ведь он такой современный, этот спектакль!». Одна из исполнительниц поделилась: «Я стала вникать в образ Татьяны и вдруг поняла, что это я сама».
И это дорогого стоит.
В попытках понимания этого материала артисты стали открывать себя. Они все в таком возрасте, что могут говорить с ровесниками на одном языке и с их интонацией.
Выходит, своевременность и необходимость этого спектакля в том, что молодые исполнители несут молодую энергию. И когда их голоса подхватил оркестр, всё зазвучало очень свежо, и стало очень интересно. И Пушкин, и Чайковский, когда сочиняли этот шедевр, они ведь тоже были молодыми людьми!

За что любить Онегина

— В этой истории любви молодые люди, в которых влюблены две сестры — Ольга и Татьяна — затевают дуэль. И Онегин убивает своего друга Ленского.
Так кто такой Онегин? Герой ли он, или, быть может, жертва обстоятельств?
Смотрите, он богач, мажор, он очень состоятельный и только что получил в наследство громадное имение. Он ездит по всему миру. Центр моды того времени — это Лондон. Из Лондона Онегин едет в Париж, оттуда — в Россию, где его зовет к себе в деревню дядя. И он едет к нему и там знакомится с соседями. А Пушкин ведь писал продолжение своего романа, в котором его герой должен был оказаться на Сенатской площади.
И вдруг поэт не смог ответить сам себе, как продолжится жизнь Онегина дальше — погибнет ли он на этой площади или его сошлют на каторгу, или он уедет в Лондон.
Великого героя из Онегина у Пушкина не получилось. И Чайковский не стал делать из него супергероя.

Почему же тогда не «Татьяна»

— Главный персонаж спектакля — всё-таки Татьяна: и в музыке, и в сюжете именно её образ занимает центральное место. Сцена письма Татьяны и вступление к ней занимают целую картину, тогда как ария и ариозо Онегина — всего лишь каких-то минут десять из всей оперы. 
Так почему же опера называется «Евгений Онегин», а не, скажем, «Татьяна Ларина»? А потому, что Онегин — проводник Татьяниного чувства. Он  появляется перед ней как образ,  остаётся на сцене и через него  раскрывается её русский характер.

В творческом полёте

— Мне нравится эта наша атмосфера готовности и создания произведения. Мы как шарикоподшипниковый завод, который выпускает изделия, но каждое — произведение искусства. Весь наш производственный процесс заряжен настоящим творчеством.
18 солистов! Дирижёр спектакля — Павел Васьковский. Это не первая его работа в театре, но «Евгений Онегин» — это дебют, который, я думаю, будет успешным.  Мне нравится, как работает этот дирижёр: харизматично, спокойно, а на музыке он взрывается. У него есть полёт.
   А какой хороший хор, благодаря тому, что у нас есть такие специалисты, как Октябрина Птицына.
Красивый, прекрасный балет — в спектакле задействовано 15 пар артистов балета. Я даже не ожидал от Екатерины Лаврентьевны такой хореографической силы! Но и она мыслит категориями полёта!
Моя задача — соединить всё это в один продукт, одно цельное красивое произведение.
Работа проведена потрясающая. Задействован весь коллектив. Какие у нас мастерские! А швеи! За каждым элементом спектакля стоят многие, многие люди, которые помогают артистам войти в свой образ. И весь этот громадный труд театрального коллектива рассыплется на премьере бесценной гроздью алмазов для зрителя.

В семейном тандеме

— «Евгений Онегин» — не первая совместная работа вместе с замечательным художником-постановщиком Саргыланой Ивановой. Спрашиваете, заканчивается ли наша работа над спектаклем, когда мы приходим домой? Нет. Мы всё время говорим о театре, думаем о премьере и придумываем что-то новое. Вот и сейчас — спектакль уже выходит, а у нас в голове рождается новая версия, и тоже интересная.
У нас, действительно, идет совместный продуктивный творческий процесс. Нет такого, чтобы Саргылана что-то предлагала, а я отвергал. Или наоборот. Зато бывает так, что она может придумать образ, а в процессе работы  забыть о своей первой задумке. И тогда я напоминаю об этом.

Кое-что об эталонах

— А какая постановка «Евгения Онегина» для меня является эталонной? Да никакой. Мне всегда хочется сделать что-то своё, и так было всегда.
Бунтарь ли я? Ну вы же видели мои спектакли, начиная с оперы «Смерть Паяца», поставленной во время перелома театра. Или диптих «Александр Македонский» и «Кудангса Великий», получивший престижную театральную премию «Золотая маска».
Наверное, в каком-то смысле бунтарь. Но это был интересный процесс. Меня поддерживала вся труппа, и мы спокойно реализовывали наши планы.
И вот сейчас у нас снова возникает что-то интересное. Наша опера с молодыми исполнителями — это не просто пение. Это живое переживание живых ситуаций. Это история о любви.
О том, как молодая особа, очарованная литературный героем, встречает его воплощение в жизни и пылко и сильно влюбляется. Он отказывается от юной красавицы. Но потом, когда она становится поистине царицей, он изумлен: ужель та самая Татьяна?! И возникает вопрос: как они справятся со всем этим? Ведь счастье было так возможно!
И мне кажется, что, хоть у нас ещё нет зрительских откликов, мы можем поздравить себя и весь театр с той огромной работой, которую мы проделали, готовя для нашего зрителя эту большую премьеру.
И главное, что мы даем возможность молодым артистам выразить себя и вдохнуть в спектакль такое свежее и современное дыхание.
Мне нравится эта наша история. И помните: любви все возрасты покорны! Я приглашаю всех почитателей оперы окунуться в этот бесценный музыкальный шедевр в нашем — молодом — его прочтении.
Думаю, это будет прекрасно.


Exit mobile version