«Следы на снегу» поразили якутян
«…передо мной лист бумаги,
И я пересекаю эту
белую заснеженную равнину –
ОДИН».
Сергей Довлатов
29 апреля в творческом пространстве Центра культуры и современного искусства «Космос» им. Ю.А. Гагарина открылась персональная выставка Михаила СТАРОСТИНА «Следы на снегу».
Старостин Михаил Гаврильевич, график, плакатист, живописец, иллюстратор, дизайнер, член Союза художников России. Родился 1 января 1959 года в поселке Крест-Хальджайы Томпонского улуса. В 1977 году окончил Якутское художественное училище (мастерская графика Ю.И. Вотякова), в 1990 году — факультет промышленной графики Красноярского Государственного художественного института, где учился у С.С. Ливак, М.Ф. Гладунова, С.П. Куликовой. С 2000 года преподает в Арктическом государственном институте искусств и культуры. Заслуженный деятель искусств PC (Я) (2010), заслуженный художник Российской Федерации (2020).
Имя художника, известное широкой публике в республике, стало узнаваемо и за ее пределами, благодаря персональным выставкам, проведенным автором в последние годы не только в России, но и в ряде зарубежных стран, тесному сотрудничеству с иностранными коллегами. Произведения Михаила Старостина хранятся в нескольких крупных музеях, в частных коллекциях Англии, Германии, Франции, Китая, Японии, Канады, США и др.
Михаил Старостин начал свой творческий путь в девяностые годы, во времена перестройки. Когда пали, наконец, оковы соцреализма и художник мог творить, сообразно своему представлению об искусстве. Он придумал универсальные образы вне времени и пространства, полные метафор, несущие глубокий философский смысл. Следуя традициям своего учителя Ю. ВОТЯКОВА, он знал точно, что универсальность не рождается сама по себе, а закладывается самим художником, его высокой степенью интеллектуальности.
Спутать его стиль с творческими исканиями других художников весьма проблематично, даже человеку, не искушенному в изобразительном искусстве. С годами художник выработал свой графический и живописный язык, что достаточно мазка кадмия желтого в абстрактной картине, и у вас возникает «предчувствие присутствия Старостина». В иных работах гротескная метафора в сочетании со скрупулезной реалистичностью в деталях с условно-обобщающей композицией настолько замаркирована автором, что становится его фирменным знаком, обусловленным расширением временного пространства и глобальной персонификацией происходящего. Белое пространство холста или бумаги — бескрайние просторы тундры, а человек так близок к природе, что природа, как это не парадоксально звучит, потеряв его в себе, теряет просто смысл своего существования. Кто ж ее защитит, оценит всю ее красоту и гармонию! То есть человек, являющийся неотъемлемой частью природы, также уникален и ценен, как сама природа. Он неповторим в своей национальной идентификации, носителем традиций и культуры которой является. Как утверждал известный ученый Лев Гумилев «нужно охранять не культуру, а сами этносы и их ареалы, которые, как мы понимаем, часть их этнической истории. Тогда сохранится и культура».
Взятые в качестве эпиграфа слова Сергея Довлатова, есть неотъемлемая часть композиции кружки, которую я приобрела в фойе. Фокус этой кружки в том, что, снаружи она черная, но, когда нальешь в нее горячую воду, кружка приобретает белый цвет и на ней проявляется портрет мужчины в снеговых очках М. Старостина.
+7 (999) 174-67-82