45-летие укладки последнего Золотого звена Малого БАМа на железнодорожной станции Беркакит.
29 октября 2022 года секретари Якутского рескома КПРФ Виктор Губарев и Вячеслав Куличкин присутствовали на историческом событии — праздновании 45-летия укладки Золотого звена Малого БАМа на станции Беркакит. Бывший комсомольский работник Виктор Губарев на этом митинге выступил с яркой речью. Он, в частности, сказал, что сегодня оживают героические страницы истории. Это поистине масштабное событие произошло 29 октября 1977 года в день рождения Ленинского комсомола, накануне 60-летия Великой Октябрьской Социалистической революции. Это был трудовой подарок к главному празднику нашей страны.
И вот, спустя 45 лет, мы собрались здесь тоже в знаменательное время, когда наша республика отметила 100-летие образования ЯАССР, а 30 декабря исполнится 100 лет со дня образования Союза Советских Социалистических Республик — нашей Великой порушенной Родины, которой нет на карте, но которая жива в наших сердцах.
Трудовой подвиг в мирное время совершили многочисленные посланцы молодёжи со всех концов страны. А сегодня молодые люди с оружием в руках отстаивают честь и независимость России. Рожденный в труде и бою комсомол всегда был в первых рядах трудовых и ратных дел, свершений и подвигов.
Начавшееся в 1974 году Всесоюзное строительство Байкало-Амурской магистрали стало историческим событием и имело для Якутии особое значение. В Якутию пришел новый вид транспорта — железнодорожный. А для этого требовалось строительство отдельной ветви по маршруту БАМ — Тында — Беркакит, которую назвали «Малый БАМ». Этот Якутский участок БАМа дал развитие Южно-Якутскому территориально-производственному комплексу, железнодорожным путем связал Нерюнгри со всеми городами страны.
Для молодых строителей, бойцов отрядов «Якутский комсомолец» и «Юность Якутии» Малый БАМ стал университетом жизни, труда, закалки характера и дружбы с народами всей великой страны. Участие в этой стройке века закалило ребят и вывело на большую дорогу жизни.
В апреле 1974 года на XVII съезде комсомола в Москве БАМ объявили Всесоюзной ударной комсомольской стройкой, и Правительство Якутской АССР, поддержав призыв, дало задание Якутскому обкому ВЛКСМ сформировать отряд и направить на строительство БАМа. Так сформировался отряд «Якутский комсомолец» (командир отряда Анатолий Климов, комиссар Гаврил Адамов). За спиной ребят — километры прорубленных просек, возведенные станции и посёлки, сотни километров, уложенных главных, подъездных и станционных железнодорожных путей.
Отряд «Юность Якутии» полным составом влился в СМП – 595 «Юность Якутии» (командир отряда Валерий Фомин, комиссар Семен Михайлов, комсорг Анастасия Павлова). Начальник СМП Евгений Иващенко, как и лидеры комсомола — первый секретарь обкома комсомола Алексей Томтосов и первый секретарь Нерюнгринского горкома Дмитрий Трофимов проявляли постоянную заботу о молодых строителях. Ведь здесь были практически вчерашние школьники, большинство из сельских районов, которых поманила неизведанность, романтика и величие молодёжной стройки века.
Ветераны строительства как сейчас помнят день 29 октября 1977 года. Морозное утро. Встреча высоких гостей, митинг и — отряд «Якутский комсомолец» готов к укладке «Золотого звена»! На торжество, посвященное укладке последнего звена и прибытию первого поезда на конечную станцию Беркакит приехали первый секретарь Якутского обкома КПСС Гавриил Иосифович Чиряев, председатель президиума Верховного Совета ЯАССР Александра Яковлевна Овчинникова, министры СССР.
Республика гордится именами бойцов отрядов «Якутский комсомолец» и «Юность Якутии» — строителями Малого БАМа. Их имена вписаны в летопись комсомольской славы Якутии: Алексей Иванченко, Максим Габышев, Анатолий Климов, Гаврил Адамов, Руслан Николаев, Николай Пухов, Иван Босиков, Анастасия Павлова, Семен Михайлов и многие-многие другие. Они составляли костяк стройки. И сегодня их жизнь и героический труд — яркий пример для молодёжи всех поколений.
Жизнь продолжается, и дело их продолжается. Ставший опорным для сооружения основного участка БАМа, участок АЯМа (Малый БАМ) от Транссиба до Беркакита и Нерюнгри был сооружен к 1979 году. Центральный участок АЯМа от Нерюнгри до Томмота был построен к 2004 году. Северный участок, построенный к 2011 году, соединяет центральные районы республики и город Якутск с железнодорожной сетью России. В перспективе планируется продолжить этот участок до речного порта Якутск —правобережный на берегу Лены, построить мост и довести железную дорогу до вокзала в Якутске, таким образом обеспечив сухопутную связь Якутска с остальными регионами России.
И по максимальному варианту предусматривается строительство железнодорожной линии от Нижнего Бестяха до Магадана, что в дальней перспективе создает возможность продлить ее до Анадыря и Уэлена на Чукотке — для реализации проекта тоннеля под Беринговым проливом. (Идея в том числе российского и нашего учёного Павла Мельникова (длина 86 км); продвигают китайцы — соединение Евразии с Аляской). Вот такие грандиозные планы в столь непростое время.
С развитием железнодорожного движения связывается будущее развитие нашего сурового северного края. Сейчас перед нами стоит задача сохранить и нарастить самостоятельное развитие страны и выстоять перед давлением коллективного Запада. Так и будет! Слава первостроителям Малого БАМа!
Виктор ГУБАРЕВ, первый секретарь Якутского рескома КПРФ, Заместитель председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я)