Символы этноса: якутское сэргэ (видео)
Сэргэ один из наиболее важных памятников материальной культуры якутов, рассматривается как неотъемлемая часть материальной и духовной жизни народа саха.
Бытование ритуальных столбов встречается в культуре не только “якутов, но бурят, тувинцев, хакасов, алтайцев”.
Сэргэ в духовной культуре народа является неким “центром космологического представления о мире”, символизирующего его вертикальную структурность, которая прослеживается также в кумысном кубке чорооне и мировоззренческом мифологическом концепте мирового древа Аал Луук Мас.
В истории изучения сэргэ специалисты выделяют несколько периодов изучения. “Первый приходится на XIX – начало XX вв. Проведенные в этот период исследования, не имевшие целенаправленного характера, внесли значимый вклад в накоплении источников и данных для последующего их систематического изучения”.
Советское время по праву можно считать началом историко-этнографического изучения ритуальных столбов сэргэ. “В этот период знания о ритуальных столбах становятся шире, благодаря трудам многих советских исследователей. Здесь необходимо отметить работы П.А. Слепцова, С.И. Боло, И.С. Гурвича, С.В. Иванова, Ф.М. Зыкова. Они впервые выявили степень изученности проблемы, провели последовательную систематизацию собранных данных о ритуальных столбах.
В 1990-х годах в силу малоизученности темы, В.Ф. Яковлев посвящает целую работу в систематизации сведений о деревянных столбах сэргэ. Он выделяет три вида якутских сэргэ — надворные, культовые и ритуальные. Данная классификация была предложена автором с учетом мировосприятия якутов, отражавшая практическую направленность, т.е. по назначению: потребность обеспечить размножение скота, желание сохранить здоровье, для защиты от злых духов, бед и т.д”.
В трудах Н.К. Даниловой столбы сэргэ были рассмотрены “с целью определения ритуально-мифологического содержания традиционного якутского жилища в контексте пространственных представлений и выявление его семиотического статуса в традиционной картине мира”. Исследователь отметила интересные тенденции актуализации установки сэргэ якутскими диаспорами и руководством республики в различных городах, а недавно и странах, устанавливая тем самым семиотическую связь с родной землей (см. дополнительную информацию по локализации установленных сэргэ: https://archive.ysia.ru/glavnoe/serge/).
Классификацию якутских коновязей предложила и С.А. Дьяконова, “выделив кроме хозяйственных, группу сакральных сэргэ с магико-религиозной функцией для совершения ритуалов и обрядов”, объединив культовые и ритуальные сэргэ, предложенные В.Ф. Яковлевым.
Встречаются данные о погребальных сэргэ. Так “в труде «Погребально-поминальная обрядность якутов: традиции и современность (XIV-XIX вв.)» Р.И. Бравиной и В.В. Попова, отдельно выделяются погребальные сэргэ, как тип сооружений околомогильного пространства. Специалисты описали разновидности погребальных сэргэ, например, кийиит сэргэтэ (сэргэ невесты), обугэ суолун сэргэтэ (сэргэ дороги предков), ба5ах ургэл сэргэтэ (сэргэ с развилинами, от 1 и более), холдьуга ат сэргэтэ (сэргэ, к которой привязывали погребальную лошадь), дабатыы сэргэтэ (сэргэ, устанавливаемые во время обряда ытык дабатыы)”, отмечая, что в погребальных сэргэ можно встретить весь комплекс разновидностей сэргэ, к которым относятся надворные, культовые и ритуальные.
Другие исследователи в своих трудах подметили, что изучение сэргэ может пролить свет “касательно проблемы этнической истории якутов, бурят и других тюркомонгольских народов, сопредельных этим народам”.
Напомним, что этнос и его традиционная материальная культура представляют бытие, рождаемое и метафизично, через сопряжение с символами сознания, которые укореняются ритуалами духовной культуры, с привязанными к ним культовыми сооружениями и артефактами — «мышцами культуры», которые в совокупности с хозяйственными занятиями образуют «тело этнокультуры», ее социальный, культурный код и ментальный строй, связанные воедино языком. Символы являют остов этнической культуры, упакованные через миф статусы человеческого достоинства и морально-нравственного стержня общества.
Само наличие жизнеспособной национальной культуры являет удачно найденный способ включения первичного символизма сознания в социальную и хозяйственную ткань традиционного общества. Первичные символы посредством интерпретации в этнокультуре включались в жизненное обращение. Этногенез и существование этноса со своей культурой собственно является доказательством продуктивности проинтерпретированного символического спектра, его динамики и трансформации во времени, решающего как утилитарные хозяйственные задачи, ответственные за выживание, так и формирующих сакральную систему идентичности. Одним из таких символов в культуре саха стал ритуальный столб сэргэ.
Сегодня сэргэ становится и архитектурно-ансамблевым элементом зданий, утилитарных объектов городской инфраструктуры. В последнее десятилетие появились ритуальные сэргэ, выполненные в новых для культового объекта материалах — металле и керамике.
В рамках просветительского проекта «Academia 2.0» Академии наук РС(Я) вместе с исследователем из Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера ФИЦ «ЯНЦ СО РАН» Айталиной Слепцовой, предлагаем видеосюжет, посвященный семантике якутского сэргэ и его традиционных форм и видов, встречающихся у нас в городе Якутске и просторах нашей республики. Приятного просмотра!