Школа «Арктика» как образовательный бренд республики

          В начале 2024 года школа «Арктика» отмечает свою славную дату  25-летний юбилей. Официально она была открыта Постановлением правительства республики 15 февраля 1999 года. По дате создания и по содержанию работы она значима для республики и содержательно наполнена самобытной культурой народов Севера. За годы работы учреждение доказало не только свою состоятельность, востребованность и популярность в среде тех, для кого она была создана.

Основатель и директор школы «Арктика» в 1999-2015 годы, Заслуженный учитель РФ  Виктория Петровна Марфусалова

         2000-е  годы, как известно, не было лучшим временем для открытия школы  повышенного уровня для коренных народов Севера. Возвращаясь   на 25 лет назад к началу 2000-х годов, становится понятно не только то, с какими трудностями столкнулись организаторы школы, но почему нам удалось открыть и сделать столь успешным этот проект. Начнем с того, как удалось найти это чудесное место, где располагается школа. Это был закрытый за рентабельностью и замороженный профилакторий «Якутуглестроя» с большими долгами перед энергетиками.  Прошел большой процесс согласования по ликвидации этого долга должниками и передачи участка с нужными и ненужными, морально устаревшими объектами. В первое время из-за отказа в подведении элементарной телефонной связи даже пришлось подключиться через коммутатор. За рекордно короткий срок (3 месяца) на полном энтузиазме коллектива школы переоборудовали заброшенные здания для учебных целей и  проживания детей. Старое  здание из деревянных панелей приспособили под учебный корпус, который выполняет свою временную функцию долгих 25 лет. Очередной раз убеждаешься, что все временное становится постоянным. Надо заметить, что в этом юбилейном году наконец-то дождались подвижки  по строительству учебного корпуса. Примечательно, что над проектом новой школы работает Иванова Елена Иннокентьевна, проработавшая в школе «Арктика» в годы ее создания. Архитектор по образованию, она после закрытия проектного института, вынуждена была трудоустроиться к нам и  проявить творческое начало на педагогическом поприще. А теперь она автор проекта учебного корпуса родной школы.

Руководители  и воспитанники школы «Арктика» в 2023 году

           В 2001 году начальник отдела инноваций Министерства образования М.Н.Никифорова предложила мне написать проект и поехать в Москву для участия в конкурсе федеральных экспериментальных площадок. После успешной защиты проекта школа стала принимать участие и часто побеждать в разных конкурсах федерального и республиканского уровней. Постепенно стала площадкой для проведения образовательных семинаров и форумов.  Арктиканцы являются постоянными участниками значимых событий в городе и за ее пределами. За эти годы, благодаря арктиканцам, город Нерюнгри получил возможность по достоинству оценить культуру и искусство северных народов. Многие годы обучающиеся школы принимают участие в самых разных форумах за пределами республики. Ежегодно выезжают в Китай для участия в олимпиадах по языкам и культуре КМНС.

          В первые годы сомнения в жизнеспособности проекта и проверки вышестоящих органов изматывали и приводили к стрессам.  В то же время   работоспособность коллектива и поддержка общественности сыграли большую роль в последующих достижениях школы. Было решено в первый год работы школы сделать первый пробный выпуск. На следующий год  в 2001 году второй выпуск школы состоялся уже с тремя золотыми медалистами — Орлова Надя, Данилова Наташа и Мартынова Валя. Орлова Надя сразу после окончания вуза вернулась в родную школу учителем эвенского языка. В последующие годы также были выпуски с золотыми и серебряными медалистами.

Выпускной бал 2013 г.

          Большую  роль в создании имиджа школы имеют такие факторы как высокое качество образования, особенности организации учебно-воспитательной работы, связь с общественностью и наконец, немаловажную роль играет его узнаваемость, неповторимость, наличие тех особенностей, которые притягивают детей. Педагоги из других школ, ученые и представители общественности приезжают сюда часто и задерживаются иногда надолго. В стенах школы создаются совместные образовательные проекты, которые становятся достоянием для арктических школ из других регионов РФ.

В  последние годы перед российским  образованием  ставятся задачи усиления воспитательной работы и необходимость создания таких программ, где актуализируется детское саморазвитие, самоуправление, самовоспитание. В этом плане трудно переоценить потенциал традиционной этнической культуры, который  является источником для создания и развития многих образовательных проектов в современной региональной системе образования. Коллектив школа «Арктика» с первых лет открытия стремится к формированию своей уникальной воспитательной среды, постоянно совершенствуя в ней концепцию, содержание и технологию  работы с детьми. Успешность работы школы «Арктика» в течение  25 лет было прежде всего связано с удачным воплощением идеи общинного самоуправления, модель которой была разработана и реализована буквально с первых лет открытия школы. Участие в самоуправлении формирует важные для общественной жизни человека лидерские качества, закладываются основы будущего менеджера. Эффективными являются такие формы самоуправления, которые построены на принципах общей цели, взаимной ответственности, динамичности, вариативности, интеграции с педагогическим управлением.

Опыт работы школы  «Арктика» по модели общинного самоуправления способствует формированию этнокультурного сознания у детей Севера, активизирует образовательную деятельность,  формирует компетенции, которые в полной мере будут реализованы во взрослой жизни в традиционных кочевых хозяйствах и не только. Пройти школу лидерства в детском общинном самоуправлении — это прекрасный шанс  для детского сообщества в самореализации как представителя  Арктики, способного управлять и отстаивать интересы своего народа в самых разных условиях и ситуациях. В области организации детского самоуправления  имеются фундаментальные исследования С.Т.Шацкого, А.С. Макаренко, А.У.Зеленко, В.Н. Сорока-Росинского, И.В.Ионина, Н.П.Шульмана, И.П.Иванова,  В.А.Караковского, В.А. Сухомлинского, О.А. Газмана, Т.Е.Конниковой и других. Учеными и педагогами разработаны разнообразные формы организации детского самоуправления и его принципы. Без сомнения, детское самоуправление способствует развитию активности, целеустремленности, воли и характера, и в целом благодаря совместной коллективной деятельности формируется и социализируется личность ребенка. Такое воспитание детей в последующем способствует развитию демократических отношений в общественной жизни социума.

Для понимания жизни общины в реальной жизни арктиканцы выезжали в экспедиции в общину «Бугат», расположенной в 300 км от города Нерюнгри. Также постоянно организуются выезды в села Иенгра и в Хатыстыр для участия в мероприятиях, организуемых в этих селах. Благодаря железной дороге, становятся доступными выезды  в соседние регионы республики. Школа славится постоянным участием и победами в республиканских соревнованиях по национальным видам спорта.

          У школы есть свои символы: эмблема, песня, костюмы народов Севера. Дети с большим удовольствием носят  этнические костюмы. Их в школе много. Над созданием коллекции костюмов вместе с детьми занимается своя титулованная мастерица Потапова Христина Олеговна. В стенах школы она развила свои задатки, сформировалась как педагог и мастер своего дела. За эти годы работы в школе она  стала победителем многочисленных конкурсов дизайнеров одежды. На создание коллекции автора вдохновляют  эвенкийские  героические  сказания «Храбрый Содани – Богатырь» и «Всесильный богатырь Дэвэлчен в расшитой — разукрашенной одежде»  сказитель  Н.Г.Трофимов. Фольклор  всегда был неиссякаемым источником «живительных» сил любого искусства, не стало исключением и идея создания  коллекции Христины Потаповой.

          Визитной карточкой школы «Арктика» также является народный ансамбль «Ляредо» (руководитель М.В.Егорова), который вместе со школой отмечает свое 25-летие. Ансамбль известен далеко за пределами республики. Он стал дипломантом и лауреатом многочисленных конкурсов. Постоянно выступает на сцене города Нерюнгри. Традиционное песенно-танцевальное искусство является важным историческим источником, дополняющим и расширяющим общее представление о культуре народа в целом. Танцы продолжает бытовать в современном обществе, украшая народные празднества, внося особый колорит и своеобразие в культурную жизнь народа. Хороводные танцы являются важным образовательным компонентом в школах народов Севера. Трудно переоценить их культурно-образовательное значение в школьном образовании. В школе представлена широкая аудитория – представителей из многих местностей компактного расселения эвенков: Алданский район: поселки Хатыстыр, Кутана,  Угоян; Нерюнгринский район, село Иенгра, Олекминский район: села Тяня, Токко; Оленекский район: поселки Оленек, Жилинда; Жиганский район:поселок Жиганск;  Усть – Майский район: п. Кюпцы). Поэтому собран уникальный материал по созданию хороводной композиции «Радуга эвенкийских хороводов». Детям очень нравится танцевать хороводы, ведь сама форма хоровода – круг, это символ солнца и продолжение жизненного цикла на земле. Школа с гордостью называет имена первых выпускников. Любимец школы, выпускник 2006 года офицер Российской Армии, активный участник СВО Примханов Серик, Апросимов Николай, создавший обучающий контент по эвенкийскому языку, продолжает трудиться над воплощением своей идеи по исчезающим языкам других народов Севера. Старшие дети  талантливой семьи юкагиров Тымкыль не раз украшали своим самобытным горловым пением сцены Нерюнгри. Многие выпускники успешно трудятся в промышленных объектах республики. Директор фирмы «Оксэ» Иванов Валентин тоже является  выпускником нашей школы. Наши выпускники трудятся в самых разных уголках арктического региона,  в том числе в Эвенкии, Бурятии, Амурской области. И можно быть уверенным, что они с гордостью несут имя выпускников школы «Арктика».

Офицер СВО Примханов Серик в годы учебы в «Арктике»

          Какие планы и проекты ожидают школу после строительства учебного корпуса? Школа открыта для сотрудничества по реализации проектов по языкам и культуре народов Севера. Перспективной было бы создание учебной базы  по техническому направлению для усиления профориентационной работы в рамках подготовки кадров для промышленности из коренных народов республики. Тем более школа располагается недалеко от промышленной зоны «Якутугля».

          За долгие 25 лет школа доказала не только свою состоятельность, но стала в ряд тех культурно-образовательных объектов, которые создают имидж нашей республики, является своеобразным и уникальным брендом.

Если вы увидели интересное событие, присылайте фото и видео на наш Whatsapp
+7 (999) 174-67-82
Если Вы заметили опечатку в тексте, просто выделите этот фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!
Система Orphus
Наверх