Сергей Расторгуев: Я — за строительство Арктического центра искусств и эпоса!

Сергей Расторгуев когда-то начинал в маленьком цирковом кружке при Дворце Пионеров в Якутске, потом отучился в эстрадной мастерской в Москве и закончил прославленный ГИТИС. Он всю жизнь лелеет мечту о настоящем северном цирке.

Создав крепкую семью и непоколебимый ни перед чем творческий тандем с одной из первых профессиональных актрис якутской эстрады Марфой Петровной Колесовой, они в конце 80-х основали синтез-театр «Ойуун», взяв в его состав выпускников Московского циркового училища, Свердловской творческой мастерской эстрадного искусства, воссоединились с коллективом «Тюсюлгэ» под руководством Владимира Иванова.

Как раз в это время первый президент Республики Саха (Якутия) М.Е.Николаев, поддержав идею ярких энтузиастов Расторгуевых, издал указ об основании Государственного цирка Якутии. С тех пор чета Расторгуевых знакома и почитаема многими. Их вклад в развитие социально-культурной сферы ценят и уважают в родной республике, опыт и мастерство славят на мировых аренах. Неоценимый вклад в становление циркового искусства в северной республике в будущем непременно будет оценен еще выше. 

– Сергей Васильевич, больше чем уверена, что о вашей биографии и достижениях писали очень много. Давайте лучше поговорим об актуальном и насущном, – с порога заявляю я.

Да, так будет еще лучше, – соглашается Сергей Расторгуев, –  2019 год для нашего цирка знаменательный – нам исполнилось 25 лет. Отметили юбилей, проводим все запланированные мероприятия, выпустили большую книгу-альбом, прошел традиционный большой цирковой фестиваль, в рамках фестиваля состоялся форум. Эту тему широко освещали в СМИ.

К 100-летию Якутской АССР в Якутске будет построен “Арктический центр искусств  и эпоса”. Это будет объединяющий центр для всех культурных учреждений, туда войдут Якутская филармония, Саха академический театр, Театр Олонхо и др. 

Общественность восприняла эту новость двояко: кто-то выступает против, а кто-то — с радостью. Как обычно у нас бывает, в соцсетях стали писать “лучше бы школы, детсады строили, чем вкладывать миллиардные суммы на культуру”. А по-моему, это совсем неплохой проект. Я считаю, что мы всегда должны руководствоваться глобальными целями. Если идея единого культурного центра претворится в жизнь, центр будет притягивать не только туристов со всех стран, но и будет хорошим местом отдыха и просвещения жителей нашей республики. Центр, выполняющий множество функций, позитивно скажется на деле сохранения родного языка, традиций и обычаев народа. Сохраняя самобытные традиции, мы сможем передать в наследство будущим поколениям настоящую якутскую культуру в неискаженном виде. 

Поэтому я говорю, что поддерживаю строительство Арктического центра искусств и эпоса. И в то же время необходимо, чтобы там нашлось место для самого северного “Бриллиантового цирка”. Может в какой-то современной форме – детской цирковой студии, например, или как кабинет, уголок, но цирк тоже там должен быть представлен. 

А что насчет финансирования? Для строительства школ и садов работают муниципальные и федеральные программы финансирования. А этот центр построят, как я понимаю, на основе государственно-частного партнерства. Такого этнокультурного центра не было и нет в Дальневосточном регионе. Он будет притягивать внимание всей мировой общественности, тем самым открыв новые пути развития для нашей молодежи.

Я бываю по работе в самых разных странах, поэтому думаю, что мне есть с чем сравнить. Подобные культурные центры уже успешно функционируют, например, в Казахстане и Казани. 

«У нашего цирка большие перспективы«

И планов у нас очень много. К нам приковано внимание зарубежного зрителя, их привлекает наша экзотичность и северные мотивы в творчестве. Мы громко заявили о себе на масштабных цирковых мероприятиях. Поступает множество предложений о гастролях. Жаль, что не всегда приходится соглашаться. 

Готовим постановку циркового спектакля “Шаман Солнце”. Это будет нечто в современном стиле, но не без этнической линии. Планирую привлечь в творческую команду профессионалов из Москвы. Будут использованы якутские музыкальные инструменты, привлечены порядка 60-80 наших артистов. Надо все продумать так, чтобы появилась возможность выступать на любой площадке – будь то арена цирка или большой спорткомплекс, например. Сейчас ведем переговоры с мировой звездой – режиссером Франко Драгоне. Он известен тем, что ставил номера в Цирке дю Солей, является автором самых грандиозных шоу в мире. 

Если осилим финансовую составляющую, то в 2020 году покажем наш грандиозный цирковой спектакль.

 – Безусловно,  у вас всегда много идей и творческих планов. Вы умеете поражать простого обывателя – зрителя, а как к таким идеям относятся в верхах, поддерживают ли должным образом?

По поводу “Шамана Солнце” и других вопросов встречались с Ил Дарханом А.С. Николаевым. Должно состояться совещание по решению создания нового циркового спектакля международного уровня.

У нас также есть еще большой повод надеяться на поддержку властей – это  строительство второй очереди здания Цирка. За нашим зданием было три ветхих деревянных дома. Это старые типовые двухэтажки, жильцы которых давно ждут переселения в новые квартиры. Один дом сгорел, из трех домов теперь осталось два. Один из домов признан ветхим и занесен в план переселения, а жильцы второго своевременно не смогли собрать документы, теперь мы пытаемся помочь им с бумажной волокитой. Хотим, наконец, чтобы началась заветная стройка. Председатель Правительства В.В. Солодов заверял, что стройка начнется в ближайшие два года. Теперь со строительством Арктического культурного центра, наша стройка опять переносится на неопределенный срок. Срок, который сейчас озвучен (2023-2025 гг.), для нас это слишком долго.

– Вы же давно настаиваете  на  строительстве второй очереди…

С 2004 года ждем. Сначала помешал экономический кризис 2008 года. До сих пор нет проектно-сметной документации. А без этих документов  я не могу даже в министерство культуры России обратиться за помощью. 

В настоящее время происходит масштабное реконструирование цирков по всей стране. Не отстать бы и нам. На прошедшем в Якутске международном цирковом форуме был принят меморандум, в который в очередной раз подписали участники форума – видные деятели искусства России и зарубежных стран, и снова внесены предложения о необходимости строительства второй очереди Цирка. 

Как стать цирковым артистом

– Сергей Васильевич, а  что мы можем рассказать тем, кто хочет отдать детей в цирковую школу?

– Летом следующего года начнется отбор в Пекинский международный колледж искусств. Как всегда было до этого, отберем 20 талантливых ребят для дальнейшего обучения в Китае. 

Принимаем детей с 10-12 лет. Поступившие будут учиться в течение 6 лет. После окончания принимаются на работу в наш цирк. 

На отборочный этап раньше приезжали преподаватели с Китая, теперь у нас есть свои выпускники, отучившиеся у них, поэтому прием новых студентов они доверили нам самим. Большинство ребят приезжают из улусов, из многодетных, малообеспеченных семей. Родители, заботясь о будущем детей, стремятся отправить их в цирковую школу. Наши дети очень выносливы, терпеливы и в целеустремленности им не занимать. Мы со своей стороны всячески поддерживаем их. Они настоящие молодцы, проходят через очень требовательную образовательную систему Китая.

Чтобы стать цирковым, в первую очередь, надо обладать отличным здоровьем и хорошей физической подготовкой. Главное в нашем деле, это большое желание стать артистом цирка.  Если родители приводят детей силком, это сразу видно, да и ребенок не сможет пройти все испытания. 

Хотелось бы, чтобы приезжали также дети из северных улусов, чтобы потом в будущем ставить номера с истинным северным колоритом. Сейчас в арсенале наших выпускников из Китая номера только российской и китайской школ. 

– А выпускники прошлых лет все ли трудоустроены?

А они все работают у нас. В нашей сфере постоянно должна происходить смена поколений. На смену артистам всегда приходит не менее талантливая замена – это закон жизни. Первое и второе поколение выпускников в стопроцентном составе были приняты на работу. Третье поколение в этом году вернулось тоже в полном составе. Первый выпуск закончил 15 лет назад, второй – 8.

Нам нужны высокопрофессиональные артисты. Поэтому мы и начинали практику зарубежного обучения. После многих встреч и переговоров с вышестоящими министерствами, нам удалось добиться того, чтобы дипломы наших ребят были признаны как средне-специальное образование. Теперь на базе СПО наши выпускники могут поступить в желаемый вуз. В основном выбирают СВФУ, ЧИФКИС, АГИКИ, чтобы потом заняться тренерской и педагогической деятельностью. 

Наши дети все время проводят на работе, непрерывно оттачивая свое мастерство. Часто бывает, влюбляются, создают семьи. Тогда я действительно радуюсь, потому что циркового артиста поймет только цирковой. Человеку из любой другой среды будет очень трудно мириться с жизнью супруга на чемоданах. Иногда случается так, что, встретив спутника жизни не из своей среды, артист отказывается работать в цирке. Например, было очень жалко отпускать на вольные хлеба одного мальчика — акробата. Так хорошо у него получалось все, человек был рожден для этой профессии. Мы его отучили, приглашали педагогов из России для постановки номера. А он взял и ушел. Но мне было очень обидно. Хотя я понимаю, что особенно для нынешней молодежи, цирковая профессия не может принести много дохода, зарплаты у наших артистов совсем небольшие. 

– Но артисты цирка, как и в балете, имеют возможность раньше уйти на пенсию…

Акробаты, жонглеры, эквилибристы, наездники на лошадях, канатоходцы уходят на пенсию через 15 лет трудовой деятельности. Жонглеры – через 20 лет. Получается ,что дети поступают учиться цирковой профессии в 14-15 лет и уже в 35 они могут уйти на заслуженный отдых. Но артисты всеми силами стараются продлевать свою трудоспособность. Девушкам труднее: став матерями, они могут прибавить в весе, потерять навыки, поэтому стараются быстро восстанавливаться и  выходить на арену. 

– Вернемся к заветной мечте о цирковой школе…

Мы бы набрали 30 детей с обучением на 5 лет. И, основываясь чисто на наших национальных особенностях, готовили бы номера с северным колоритом. Наш цирк может наравне тягаться с любым мировым цирком. С нами конкурируют, с нами хотят работать. Но не всегда мы имеем возможности выезжать на гастроли. Все как всегда упирается в финансовые проблемы. Не хватает энергичных, креативных менеджеров. Вот пришли бы молодые парни и девушки с фонтаном идей и горящими глазами, мы  готовы с ними работать. 

Если вы увидели интересное событие, присылайте фото и видео на наш
Whatsapp +7 (999) 174-67-82
Если Вы заметили опечатку в тексте, просто выделите этот фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!
Система Orphus
Наверх