Общественный деятель, профессор Ульяна ВИНОКУРОВА живет активно и ярко. И о всех значимых событиях в жизни республики, на которых она успевает побывать, оставляет отзыв в своем телеграм-канале. Ульяна Алексеевна, посетив концерт, посвященный 60-летнему юбилею Натальи МИХАЛЕВОЙ – САЙА, высоко отозвалась о творчестве народного поэта Якутии.
Сайа — «чистейшей прелести чистейший образец» гражданской и любовной лирики на языке саха. И на родном языке её поэзия стала выражением духовного кода этноса.
Метафоричность, мифологичность, музыкальность стихов Натальи Владимировны Михалёвой — Сайа превратили её творчество в подлинно народное песенное искусство.
В День осуохайа состоялись два концерта «Барыта баар этэ…», составленные из песен на стихи Сайа. Получилось необыкновенное соврөменное культурное событие: сотни стихов стали любимыми песнями и народными гимнами, такими как «Сахам сирэ», «Төннө туруом дойдубар», «Саха маһа», «Саха ох саата»…
Полный зал «Сергеляхских огней» подпевал, снимал на видео, превратился в состояниө Оһуохай под запевалой Сайа.
К своему 60-летию Сайа признана духовным феноменом народа саха. Её стихи непереводимы в силу неразделимой связи с ментальностью, звучанием языка саха и его мировоззрением.
Даже краткий отзыв о творчестве Сайа трудно писать на другом языке, так как не берусь переводить даже отдельные двустишия. Например: «мин көлүөнэм халлаана — саха күннээх былааҕа». Дословно: «небо моего поколения — якутский солнечный флаг». И тут пропали сочетание звуков, образность, историчность, чувство поколенческой гордости.
Проницательность стихов Сайа — в содержательности их коннотаций, контекстов, в культурном коде, усвоенных с молоком матери. Не зря она якорит свои стихи на сунтарской земле предков олонхосутов.
Музыкальность любовной лирики Сайа снискала признание и любовь родного народа. И она по праву носит звание народного поэта Якутии.
А гражданская лирика Сайа — сокровище, ограненное Словом, Мыслью и Душой поэта. Она звучит проникновенно голосом Сайа в сопровождении ансамбля якутских музыкальных инструментов «Кыл Саха» (рук.Анна Томская). Я бы все стихи Сайа прослушала бы в этом составе: музыкальность и народность образного мышления Сайа сполна созвучны и передаваемы с «Кыл саха».
Сайа и «Кыл саха» рождены, чтобы вместе оживить прекрасные и глубинные струны души народа саха.