Site icon SAKHALIFE

С любовью о старом Якутске — Евгений Суровецкий

Люди нашего города

В солнечный, морозный день ранней весны 2023-го хлопнула дверь Музея истории города Якутска. Улыбчивая девушка, представившаяся Ульяной Суровецкой, бережно вытащила из сумки старую толстую тетрадь в коричневом переплете.

В каждом старом городе есть люди, являющиеся знаковыми для своего поколения. Их многие знают, на них равняются, о них долго вспоминают. Они вовсе не герои, это просто люди своего времени. Одним из таких символов Якутска ХХ века является Евгений Кузьмич Суровецкий. Он родился в нашем городе в начале ХХ-го и ушел вместе с веком, в 2000-м. Он стал свидетелем и непосредственным участником многих эпохальных событий и в начале 1990-х годы записал свои воспоминания. Рукопись захватывает с первых же строк! Автор рассказывает о многом: Якутске одноэтажном и деревянном, улицах и площадях, людях и событиях.  Необыкновенная жизнь была у горожанина Суровецкого! Маленькому Жене посчастливилось посидеть в первом прилетевшем в Якутск самолете. Именно его мама оказалась первой женщиной, ездившей по Якутску на велосипеде… Музейные работники обратились в SakhaLife, чтоб как можно больше якутян ознакомились с рукописью горожанина, жизнь которого стала частью истории любимого города.

«По живости своего характера мать совершала часто довольно экстравагантные для того времени поступки. Например, в 1915 году она где-то раздобыла велосипед, может быть у А.А. Семенова, надела шаровары под юбку, научилась на нем ездить и стала раскатывать по городу. Это произвело фурор, вызвало ужас и скандал у чопорных горожан, особенно у женщин. Ведь она была первой женщиной в Якутске, севшей на велосипед, да к тому же надела шаровары».

В 1990-ые Суровецкий был избран первым председателем только что созданного Клуба старожилов города Якутск. Многие помнят статного, всегда подтянутого, седовласого мужчину. Каждому из пяти своих внуков он оставил бесценное наследство — по экземпляру своих воспоминаний, пять толстых тетрадей с машинописными листами. В этих тетрадях – целая жизнь, его мысли, его духовные ценности. Повествование эмоциональное, теплое, человеческое. Голосом Евгения Кузьмича звучит неповторимая история города Якутска, согретая любовью его щедрого сердца. Настолько необыкновенны и ценны для общества эти мемуары, настолько переплетаются с историей города и республики, что SakhaLife при согласии семьи и по инициативе музея истории Якутска начинает публиковать воспоминания Евгения Кузьмича Суровецкого. Рукопись, названная «Обыкновенная жизнь в необыкновенном веке», была написана в 1990-1994 годы. Все страницы напечатаны самим Евгением Кузьмичем, иллюстрированы его личными снимками города и переснимками исторических фотографий. В публикациях мы постараемся максимально сохранить авторский текст.

СПРАВКА

Евгений Кузьмич Суровецкий (6.04.1913 — 13.02.2000)- организатор профсоюзного и физкультурного движения в Якутии. Заслуженный работник народного хозяйства ЯАССР, кавалер ордена «Знак Почета», почетный гражданин г. Якутска Был председателем Якутского республиканского совета ветеранов спорта и Совета клуба старожилов г. Якутска при Якутском государственном музее истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского.

Родился 6 апреля 1913 года в городе Якутск. Окончил семь классов школы в г. Якутске (1930), ФЗУ в г. Киренске, курсы преподавателей физкультуры (1932), Высшую партийную школу при ЦК КПСС (1958). Работал токарем в Якутской гостипографии (1931-1932), учителем физкультуры ФЗУ типографии, в Якутских медицинском и финансовом техникумах, инспектором, заместителем председателя Якутского городского совета физической культуры (1931-1933), инспектором-методистом Якутского Высшего совета физической культуры и спорта (ЯВСФК) при ЯЦИК (1934), преподавателем физкультуры, истории СССР и истории ВКП (б) в Якутской фельдшерско-акушерской школе (1936-1941), председателем Абыйского районного комитета по физической культуре (1941), командиром Абыйского районного подразделения всевобуча (1941-1944), инструктором, заведующим военным отделом Якутского обкома ВКП (б) (1944-1948), секретарем ЯОСПС (1948-1954), заместителем начальника по политчасти геологоразведочной экспедиции № 100 Якутского геологического управления (1954-1955), директором лугомелиоративной станции Горного района (1955-1957), старшим инструктором, зав. отделом производственно-массовой работы и заработной платы ЯОСПС (1958-1969 г.), заместителем председателя, затем — председателем Якутского областного совета НТО (1969-1985). Суровецкий принимал участие в разработке законопроектов СССР о северных льготах, по введению новых условий оплаты труда и нормирования и переходу на 7-мичасовой рабочий день и на 5- тидневную неделю, азработал правила по якутским национальным видам спорта.

«Судьба каждого человека — это просто один абзац, в лучшем случае – глава истории, которую создавали предшественники и будут продолжать потомки. Из цепочек этих абзацев и глав соткана история народов и стран. Чтобы узнать и лучше понять ее, надо находить и восстанавливать в ней каждое звено, доискиваться, как эти звенья связываются между собой. В этом ценность воспоминаний людей, живыми глазами видевших далекое прошлое, участников событий, ставших такой «старой» историей. Вот и я здесь пытаюсь вспомнить, чтобы сохранить для следующих поколений то, что мне виделось, в чем я принимал участие, причем стараюсь давать, казалось бы, мелочи, имея в виду, что именно «мелочи», подробности, дают наиболее полную картину, характеризуют время, эпоху, участников событий».

ЕВГЕНИЙ СУРОВЕЦКИЙ «ОБЫКНОВЕННАЯ ЖИЗНЬ В НЕОБЫКНОВЕННОМ ВЕКЕ»

Глава 1. Так мы начинались…

Мало кто из современных людей хорошо знает своих предков, неродовитые мы. Не знаю и я своих предков. Не велось у нас родословной, не до этого было рабочим семьям в старые, дореволюционные времена. Хлеб для пропитания — вот что было главным.

После революции нелегкие годы гражданской войны, годы становления тоже не вызывали мыслей о своем прошлом. А в наши дни стремительная, как принято говорить — НТР, целиком захватила души и мысли.

Но в последние годы у многих замечается желание выяснить – а кто же мы, кто были наши предки. И это подогревала еще и раскрутившаяся в последние годы гласность, вызвавшая интерес к прошлому, к тем людям, которые жили в бурные годы дореволюционные и в становления Советской власти, особенно в трудные дни 30-х и 40-х годов.

Но оказалось очень трудным раскрыть своих прошлых родичей, дальше своих родителей — ведь на простой люд никто генеалогий не составлял. В то же время предки — это наши корни, притом все более разветвленные вглубь веков. Скажем, у каждого из нас есть отец и мать, у отца свои отец и мать, у матери — свои, а у каждого из нас, значит, уже кроме отца и матери — еще по два деда и по две бабушки. И так чем дальше вдаль веков, тем шире сеть предков. А каков результат? Тот, что мы даже точно не знаем, когда в какой семье родились даже наши отцы и матери, не говоря уже о более далеких предках. А ведь каждый человек имеет своих родителей и, может быть, в его родословной были и воины, и моряки, и ремесленники, и крепостные крестьяне, а может и рыцари средневековые, или запорожские казаки (ведь отец у меня, например, родился в г.Ейске — это Северный Кавказ, Азовское море, недалеко от Диких степей южной Украины). А предки наши сотни лет тому назад были шляхтичами или холопами панской Польши, византийскими славянами и кто его знает кем…

Итак, начну с отца, о том, что мне известно о нем.

Фото: Отец Суровецкий Козьма Евтропиевич. Снимался в г.Чите в период участия в революции 1905-1907 годов, когда руководил боевой дружиной по борьбе с контрреволюционной черной сотней. Здесь он в костюме кубанского казака

Отец мой, Козьма Евтропиевич Суровецкий, родился в г. Ейске Кубанской области России в семье кубанского казака, батрака. Судя по отцу, моего деда звали Евтропий. Поскольку отец родился в Ейске, выходит, что дед Евтропий жил в городе и там можно было бы разыскать его следы: происхождение, занятие, сословие. Но этого я не знаю и, видимо, не смогу узнать.

В ноябре 1944 года я обнаружил данные об отце, приведенные в книге «Политическая каторга и ссылка» — биографический справочник Общества политкаторжан и ссыльно-поселенцев. Издан в 1934 г. Находится в книгохранилище научной (ныне республиканской) библиотеки г.Якутска, за № 190514. Вот что пишется в этом справочнике: «Суровецкий Козьма Евтропиевич — русский, сын батрака, слесарь; родился в 1881 году в г. Ейске, Кубанской области, образование домашнее. В революционном движении с 1904 г. В 1905 г. примкнул к Читинской организации РСДРП, был членом боевой дружины и председателем союза рабочих; спасаясь от ареста, бежал на родину. В 1906 г. снова вернулся в Читу, вошел в Забайкальскую федеративную группу «Вооруженное народное восстание» и, работая в типографии, организовал и участвовал в террористических актах. Арестован 29 января 1908 г. в Чите и там же 14 июня 1908 г. Иркутским Военно-О.Судом осужден по I ч. 126 ст. УУ в ссылку на поселение. Наказание отбывал в Якутске, работал наборщиком и слесарем до 1917 г. Беспартийный. Чл. билет Общества политкаторжан № 880″ (Здесь надо пояснить: сокращения означают — «по I части статьи Уголовного Уложения»).

Примерно в 1955 году мой младший брат Геннадий разыскал отца в г.Сумы (Украина) и записал его ответы на вопросы в июле 1962 г. Отец по просьбе журналиста газеты «Социалистическая Якутия» А.Т. Тимшина, писавшего в это время книгу о связях с М. Горьким, прислал свои воспоминания о якутском промышленном и культурном деятеле А.А. Семенове, близко знакомым с М. Горьким. А с А.А. Семеновым отец был хорошо знаком, так как строил для него свинцово-плавильный завод на устье реки Алдан в 1915-1916 годах (в местности Ботомай). Воспоминания были написаны главным образом о том, как создавался в Якутии свинцово-плавильный завод и какое участие в этом принимал Козьма Евтропиевич Суровецкий. Но из него можно почерпнуть некоторые сведения об отце. Он здесь не пишет о своем участии в политической жизни, так как цель его воспоминаний — рассказ о свинцово-плавильном заводе. Но мне кое-что помнится о том, что он принимал активное участие в революционных событиях тех лет, о чем расскажу далее. Сейчас же хочу отметить, что, судя по тому, что мне известно, Козьма Суровецкий состоял в РСДРП, не был ни эсером, ни меньшевиком, он был беспартийным рабочим-революционером, каких в то время было немало. Но, как говорится в справочнике о политссыльных, — он примыкал к РСДРП. И в этом отношении отец проявлял большую активность в революционном движении. Это видно из имеющихся материалов и из того, что я помню. Многое дополняют рассказы матери и сестер.

Итак, об отце, при всей скудости материалов, можно все же сказать довольно много. Как видно из прежде упомянутых документов, Козьма Евтропиевич Суровецкий родился в 1881 году, в г. Ейске, Кубанской области, в семье батрака – кубанского казака. В учебных заведениях не учился, образование получил домашнее, по профессии рабочий-слесарь, кровельщик. Хочется здесь отметить, что несмотря на домашнее образование он был очень начитанным и высококвалифицированным рабочим. У нас в Якутске, например, была очень большая библиотека, с художественной и специальной литературой по горному делу, геологии и другим наукам. Причем пользовался отец этой литературой постоянно. Участвуя в революции 1905-1907 годов, отец был активным функционером организации РСДРП, хотя и не состоял ее членом. Об этом свидетельствует то, что он был членом и даже руководителем боевой дружины по борьбе с черной сотней, а также председателем союза рабочих. После бегства в Ейск он, вернувшись в Читу, немедленно включился в революционное движение в составе группы «Вооруженное народное восстание» и был организатором и участником террористических актов. Что это за акты, для нас осталось неизвестным. После осуждения в ссылку на вечное поселение летом 1908 г. отец в составе партии политических ссыльных в количестве 300 человек, в сопровождении 105 человек конвоя, был отправлен из Александровской пересыльной тюрьмы (Иркутская область) по направлению к реке Лене. Шли этапом, где пешком, где на карбазах. Часть ссыльных была оставлена на поселение в различных местах Иркутской области, часть, в том числе четырнадцать читинцев, среди которых был и мой отец, были направлены в Якутскую область. Сплавом на карбазах группа политссыльных прибыла в Якутск в конце августа 1908 года.

Продолжение следует

Exit mobile version