С Иолантой — к свету

25 и 26 ноября на сцене Театра оперы и балета состоялась премьера оперного спектакля «Иоланта», который до этого демонстрировался только в концертном исполнении. В рамках сотрудничества с благотворительным фондом «Искусство, наука и спорт» по программе «Особый взгляд» специалисты Библиотеки для слабовидящих сделали тифлокомментирование постановки, чтобы его смогли посетить лица, имеющие ограничения возможностей по зрению.

Это последняя опера Чайковского, самое светлое, солнечное его произведение, в котором заложен чисто романтический сюжет. В постановке Татьяны Саввиновой он приобрел характер мистической истории, наполненной фантастически красивой музыкой и качественным исполнением солистов оперы, артистов хора и симфонического оркестра (дирижер-постановщик, художественный руководитель театра Павел Васьковский), с тщательным соблюдением баланса между звучанием оркестра и голосами. Задействованы все народные артисты республики: Николай Попов, Юрий Баишев, Григорий Петров, Александр Емельянов, заслуженные артисты: Прасковья Герасимова, Егор Колодезников, Екатерина Корякина, Владимир Павлов, молодые «звездочки» театра: Екатерина Захарова, Зинаида Колодезникова, Мария Михайлова, солистки оперы Ольга Чемпосова, Саргылана Павлова, Дина Охлопкова, Владислав Киселев, Николай Ефимов – два состава исполнителей.

Режиссер-постановщик в этой опере раскрыла тему одиночества девушки, внешне окруженной заботой. Никто не понимает и не может помочь ее тоскующей душе, каждый занят своими мыслями. Отец, король Рене, заточил дочь в «башню из слоновой кости», свита скучает по ярким цветам, но вынуждена притворяться слепыми и носить платья одного цвета.

Музыка и сюжет настолько многообразны, что в этом небольшом по времени спектакле зритель сам может найти и другие тематические линии: например, о верности, чести, о самопожертвовании. Можно прочесть здесь и тему взросления юного создания, которая уже появлялась в другом произведении Чайковского – в балете «Щелкунчик». Есть здесь и тема противопоставления любви горячей, страстной и любви нежной, чистой в параллели Роберт — Водемон, подруг Иоланты Лауры — Бригитты, которую в финале примиряет признание любви к Творцу, создателю всего сущего на земле.

В истории сценических постановок этой оперы есть несколько случаев в России, когда партию Иоланты исполняли профессиональные незрячие певицы. В  Челябинском театре оперы и балета и на Собиновском фестивале 2001 г. в Саратове в роли Иоланты была Светлана Лысенко, в 2021 г. – певица Нафсет Чениб в Ивангородской крепости (open air спектакль, Ленинградская область). А у нас в Якутии в «Иоланте» в партии Короля Рене выступал прославленный бас, слабовидящий от рождения, народный артист РСФСР и ЯАССР Матвей Лобанов, исполнявший также и многие другие ведущие басовые оперные партии в спектаклях.

Первая постановка оперы «Иоланта» в Якутске состоялась в 1984 году, когда наш театр был еще Музыкальным театром. В ней были задействованы ставшие легендарными Ая Яковлева, Мария Николаева, Иван Степанов, Матвей Лобанов, Семен Оконешников, Александр Самсонов, Илья Иевлев, Сергей Перов и др. В 2013 году опера вновь была представлена, но в концертном исполнении.

Режиссер Татьяна Саввинова и художник-постановщик Саргылана Иванова представляют смелое решение спектакля. Тема тотального одиночества среди множества людей – тема вневременная. Поэтому место действия здесь – не средневековый замок короля Рене, а замкнутый «кабинет доктора Калигари», в котором перемешались сон и явь, воображение и реальность героини. Костюмы модельера театра Юрия Лукина созданы так, как их представляет главная героиня, и только одежда персонажей, которые приезжают из других мест, в цвете, потому что они не знают, что девушка не видит. Это олицетворяет их непричастность к миру Иоланты.

Нынешняя опера «Иоланта» — это социальный проект театра, вошедший в российскую программу «Особый взгляд» в помощь слепым и слабовидящим людям.  Благодаря выигранному гранту, незрячие посетители театра смогли побывать на премьере оперы, почувствовать атмосферу зрительного зала, услышать оперный шедевр в исполнении замечательных голосов оперной труппы, хорового коллектива (хормейстер Октябрина Птицына) и симфонического оркестра театра. Весь спектакль с помощью тифлокомментирования сопровождала специалист Библиотеки слепых РС (Я) им. И.Н. Егорова-Горного, заведующая отделом медиа и тифлотехнологий, тифлокомментатор высшей категории  Евдокия Герасимова.

Нужно было видеть, какие светлые, одухотворенные и радостные лица были у наших незрячих зрителей после спектакля! Они с волнением поднялись на саму сцену и сфотографировались с участниками премьеры. Следующий спектакль  по социальному проекту будет большим новогодним подарком для незрячих детей. Это еще один шедевр Чайковского — балет «Щелкунчик». 

Если вы увидели интересное событие, присылайте фото и видео на наш Whatsapp
+7 (999) 174-67-82
Если Вы заметили опечатку в тексте, просто выделите этот фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!
Система Orphus
Наверх