НАША прогрессивная интеллигенция давно сокрушается по поводу того, что Россия, упустив не один раз шанс приобщиться к Западу, так и не стала его частью, оставаясь дремучей, косной страной – Азией. Утонченный Антон Чехов прямо так и писал, притом, с неприсущей ему горячностью – победить в себе азиата, в смысле того, чтобы стать цивилизованным человеком. А посмотрите трезвым взглядом эпическую кинокартину о Петре Первом. Нам внушается понятие, как само по себе разумеющееся, что исконный русский образ жизни, который решил переделать великий реформатор — темный, грязный, в отличие от западного, светлого, развитого, а русские люди – невежественные, отсталые, в особенности, их исконная аристократия – бояре, женщины же – глупые дебелые бабы.
Данная мысль красной нитью пронизывает, в общем-то, всю так называемую передовую русскую литературу. Думаю, сие не нуждается в особых доказательствах, надобно только перечитать классику от дворян-либералов до разночинцев и пролетариев. Одни «свинцовые мерзости» русской жизни, о которых с гневом писал «буревестник революции» Максим Горький, чего стоят.
Между тем, все это — полная дребедень, не соответствующая действительности. Просто мы подпадаем под власть собственного представления Запада о себе самом, как о центре развитости, света всей земной цивилизации, которое агрессивно насаждалось и насаждается силой.
На деле Запад отличается особенной жестокостью, равнодушием к другим расам, народам, сочетаемым с величайшим высокомерием ко всему чужому. «Бремя белого человека», напыщенно писал трубадур британского нашествия Редьярд Киплинг, нисколько не сомневаясь в блистательности колонизации Англией «дикого мира». Подобного поэта в русской литературе нет.
***
НИ ОДИН русский ученый не додумался до измерений черепа, чтобы доказать совершенство или несовершенство тех или иных рас. Совершенная, разумеется, западная раса, то есть, не вся европейская, но только – арийская. Такой метод был разработан неким Кампером, затем дополнен каким-то Блюменбахом. Безвестные господа. Но в XX столетии их «математические» выкладки легли в основу «коричневой чумы» — государственной политики III Рейха, развернув всемирную человеческую трагедию.
А, вот, Миклухо-Маклай, проведший 10 лет в Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании, наоборот, пытался доказать, что папуасы, то есть черные, самые обыкновенные люди.
Из-под пера ни одного русского философа не вышла какая-либо теория, которая обосновала бы врожденное неравенство человеческих рас и оправдывала жесточайшее отношение к подобным себе, отличающимся лишь внешностью и цветом кожи. В 1853 году лощеный и, как характеризируют современники, да и последующие неофиты, образованнейший человек своего времени, французский аристократ, дипломат Жозеф Артюр де Гобино издал свой громадный труд из семи томов – «Essai sur l`inegalite des races humaines» («Опыт о неравенстве человеческих рас»), ставший философской опорой самых страшных злодеяний нашего времени. Между тем, это сочинение есть самая настоящая ахинея, в которой приведены фантазии, самые нелепые представления о мире и себе человека, не имевшего элементарных научных, исторических знаний. Так он утверждает, что финны – монголоиды, а китайская цивилизация была заложена арийцами и тому подобную чушь. Договаривается даже до того, что Чингисхан и его воины – арийцы.
Именно Жозеф Артюр де Гобино первым определил одну расу, как «высшую», называя ее арийской и относя к ней только германские племена. Русские, по его классификации, поскольку были славянами, то есть, как он считал, потомками азиатов, конечно же, занимали низшую ступеньку в иерархии индоевропейских народов.
Де Гобино утверждал, что «белые люди (безусловно, арийцы, В.М.) отличаются также необычайной любовью к жизни (стоит уточнить, к собственной. В.М.)… Их жестокость, когда она проявляется, ограничена сознанием необходимости определенных пределов, чего не встретишь у чернокожих». Однако, надо заметить, черные, все же, не истребляли целые племена и народы. Так что, эти самые «определенные пределы» именно у Гобино безграничны. Каменное сердце, абсолютное самомнение, что именуется гордыней, одним из семи смертных грехов. Но в итоге это – обыкновенная глупость.
Далее рафинированный аристократ с изысканным слогом, создававший свои «труды» в уютной тиши роскошного кабинета и, вероятно, не представлявший во что выльется его теория, в которой был систематизирован бытовой расизм, писал: «Нет нужды добавлять, что понятие чести и цивилизаторский смысл, заключенный в нем, неизвестны ни желтым, ни черным расам». Но на деле у Гобино цена чести – подлая. А как же иначе, если без угрызений совести относиться к другим, как к полуживотным, чьи чувства, жизнь не стоят ровно никакого внимания? Мудрые и благородные, имеющие честь, так не поступают.
Русские не торговали инородцами, похищая их с родных мест. Крепостное право и американское рабовладельчество, не говоря уже о римском, это вовсе не одно и то же. Русские не изводили под корень туземные племена, как англосаксы краснокожих, когда заселяли новый для них континент, где уже жили налаженным укладом люди.
Кстати о «бремени белого человека». Данное понятие под другой формой дошло и до наших дней. Так нынешний пророк земли русской Александр Солженицын при встрече с американцами, когда он был выдворен из Советского Союза, сурово восклицал о бремени ответственности за весь мир, которое лежит на плечах Соединенных Штатах. Разумеется, о бремени центра демократии и гуманизма, стало быть, прогресса и человеколюбия.
Между тем, именно по велению президента Америки, притом, когда в этом уже не было необходимости, были сброшены на города, где преобладало гражданское население, атомные бомбы, в мгновение ока унесшие жизни сотен тысяч людей – японцев, то есть, не арийцев. Безусловно, данное деяние являлось лишь актом устрашения, чтобы только показать, кто хозяин на Земле. Какая же это гуманность, какой же это образец совершенства?
И кто отпустит Америке это, надо называть вещи своими именами, преступление перед человечеством?
Даже Иосиф Сталин, обругать которого ныне считается, пожалуй, правилом хорошего тона, демонстрирующим прогрессивность, не додумался до подобного решения, хотя у него, несомненно, возможности были.
***
КСТАТИ, следует заметить, что последний костер религиозного суда в Европе потух лишь в 1826 году. А про разгул мракобесия в средних веках не стоит даже упоминать. В России костры запылали лишь при Петре Первом, который внес и такое наказание в армии, как шпицрутены, когда сквозь строй солдат с палками пропускали провинившегося, после чего тот был уже труп. Такова гуманная Европа.
Безусловно, демократия, как государственная формация, установленная в большей части на Западе, является лучшей изо всех бывших и существующих ныне режимов, потому как она исходит из признания всех прав и свобод индивида. Но у этой формации есть одна существенная особенность, которую следует учесть при анализе – данные отношения, в общем-то, действенны лишь по отношению к своим, к себе подобным, что, между прочим, закреплялось на государственном уровне, то есть разделение людей на высших и низших являлось писаным Законом, за нарушение которого предусматривалось наказание. Возьмите Элладу, Древний Рим и Соединенные Штаты XIX столетия, когда демократия сосуществовала с самым настоящим рабовладельчеством, также Южно-Африканскую Республику совсем недавних времен с ее конституционным апартеидом. А на великом континенте «свободы» расовая сегрегация была отменена лишь в середине XX века. Все блага демократии распространялись только на свободных граждан, то есть, на своих, на себе подобных. Рабы, а они, как правило, были не белыми, не обладали никакими правами – они считались полезными животными.
В России, даже во времена царского самодержавия, без пламенного обличения которого невозможно было считаться либералом или демократом, такой государственной политики не проводилось. Черта оседлости, установленная для евреев, была географической линией, ограждающей проникновение не свойственных империи экономических отношений. Ведь евреи, которые крестились и принимали православие, уже не подвергались дискриминации, становясь обладателями всех прав основной русской нации, вплоть до причисления к дворянскому сословию.
И ныне, на деле, чванливое отношение к «дикому» миру так же сохранилось у Запада – изменилась только форма и переменились объекты.
Например, недавно, когда миру стали известны факты бесчеловечного отношения американцев к заключенным в Ираке, по телевизионным каналам были показаны кадры о реакции их соотечественников. Многие оправдывали своих солдат, а одна дама выразилась, дескать, это же позволительно, ведь это же не очень обычные заключенные, ну, не такие, как мы. Сим сказано все, выявлена суть мировоззрения Америки, цитадели Запада.
Недаром Соединенные Штаты в начале оккупации под явно надуманным предлогом суверенного государства, пусть там и правил тиран, через ООН добились неприкосновенности для своих солдат перед международным военным трибуналом. По их мнению выходило — даже мысли нельзя допустить, что американцы способны на какие-то преступления наподобие солдат других армий, и обвинять этих рыцарей свободы и прогресса в чем-либо предосудительном можно будет, лишь преследуя корыстные мотивы, направленные, конечно же, против демократии. Но оказалось, что вовсе не так. Более того, безнаказанность породила злодеяния.
В общем, на совести Запада с давних пор много зла перед миром.
И сегодня та же картина – свободные люди, живущие при демократии, и рабы, не обладающие никакими правами, точнее, арийцы и низшие расы. Только вместо арийцев Европейский Союз и Соединенные Штаты Америки, их граждане, а вместо низших – так называемый Третий мир.
И с этой своей, прямо скажем, идиотской колокольни Запад до сих пор пытается вершить, насаждая повсюду собственное мнение о себе, судьбах всех народов Земли, указывать им, как жить, что делать, как себя вести. Эта одна из частей Света, пусть и богатейшая (безусловно, за счет нещадного выкачивания задешево ресурсов «диких» колоний), величаво называет себя мировым сообществом. Ни много ни мало всем мировым сообществом!
***
МЕЖДУ ТЕМ, на Западе до XIX столетия не стирали одежды, не мылись нормально. Западные люди были очень грязны. Никакого удивления и брезгливости не вызывало то, что по одежде или прическе королевы ползали вши. Во дворцах Версаля на столах стояли блюда, на которых аристократы «высшей» расы давили вшей. Они носили с собой специальные золотые палочки, чтобы поскрести под одеждой свои чесоточные тела.
А у русских к этому времени были бани. Русь жила чисто (хотя арабские путешественники утверждают обратное. Думаю, что здесь имеет место смещение восприятий, путаница с западными людьми) и никогда не знала эпидемий чумы, разразившихся в итоге ужасающей антисанитарии европейских городов, где в разных местах, в том числе и в водостоках, гнили трупы и людей, и домашних животных.
У Запада было плохо с понятиями обыкновенной этики — стыда, срама. Прямо во время балов разодетые, но вшивые дамы и господа справляли свою нужду там же, где находились, подзывая лакеев с горшками.
Западные люди научились мыться, стирать одежды у презираемых ими китайцев, когда осваивали Гонконг и Макао. Кстати, в связи с этим, вот, еще один стереотип «прогрессивного» мира. Походы Чингисхана или других восточных полководцев – это нашествие, агрессия же Запада, при которой применялась тактика «выжженной земли» – цивилизационная миссия.
Но бумага, порох, шелк были созданы китайской цивилизацией. Арабская нумерология легла в основу высшей математики. Попробуйте римскими цифрами складывать, к примеру, дроби. У истоков современной медицины стоял гений Востока Абу Али ибн Сина, именуемый Авиценной…
Человеческие расы, народы, люди, безусловно, различны. Различны, но равны перед исходом, налагаемым на каждого человека, каждый народ и любую империю – равны перед смертью. Это непреклонная воля непостижимой, неукротимой высшей силы, которую не может избежать ни один человек, какой бы он ни был могущественный, какой бы «высший» он ни был.
Кто может сравниться, потягаться с этой силой? Кто может быть властен над ее наговором, отменяя его? Никто. Раз так, то вправе ли кому-либо указывать другим людям, как им жить и вести себя? Кто может, исходя из собственных представлений о мире и себе, судить их, устанавливая собственное мнение как закон?
***
РОССИИ не стоило бы оглядываться на Запад, который отнюдь не является лучшим образцом. Ничего хорошего из этого, как показывает опыт, не выйдет. Возьмем, к примеру, ту же коммунистическую теорию, согласно которой мы строили светлое будущее 70 с лишним лет. Она-то возникла в Европе и бродила там, как непонятный никому призрак, пока не добралась до березовых рощ, окунув патриархальную крестьянскую страну в кровавую купель, пробуждая из бездонных глубин души народа самые низменные страсти.
И ныне идейное обоснование всего того злого, что есть у нас, берет начало с Запада. Например, скинхеды-то – явление совершенно нерусское. А что говорить-то о последователях Адольфа Гитлера – позорного явления для русской земли?
Да бытовой расизм, кухонный шовинизм имеет место быть в нашей жизни, но не только у русских, но, пожалуй, у всех народов и племен земли.
Таков наш мир, сознание которого берет начало из инстинктов – свой – чужой.
Между тем, у России свой путь, соответствующий ее собственной душе, собственному мировоззрению. Это, на мой взгляд, вечное строительство чего-то нового, в котором было бы хорошо всем обездоленным, так сказать, царство справедливости, земля обетованная. Великие потрясения, трагические попытки реализации этой национальной идеи есть история России…
Зачем же России копировать худшее, ссылаясь на чужой, якобы прогрессивный опыт? Например, так называемую интеграцию, являющейся на деле унификацией, которой следует Запад. Почему мы все должны быть на одно лицо? Почему все регионы обязаны быть одинаковы, как крупнопанельные дома? Разве плохо, когда земля наша состоит из неповторимых языков и земель, образовывая Федерацию? Ведь в этом-то и заключается наша самобытность.
Ситцевой называл Россию Сергей Есенин, вкладывая в это сочетание непередаваемые, но понятные россиянину чувства к родной земле. Какой музыкой веет от этих звуков – Купава, Любава, Ярослав, Нюргун, Салават, Хаджи-Мурад, Суздаль, господин Великий Новгород, Туймаада, Казань, Кабарда…
Нет, Россия и Запад есть совершенно противоположные образования человеческой цивилизации, притом у последнего худших сторон намного больше.
Но кто оценит и отпустит, как грех, вклад Запада в темную сокровищницу жестоких «достижений» человечества, что выплыли из мрачной глубины невежественной самонадеянности?
Западу стоило бы подумать о спасении своей души, нежели играть роль праведного верховного судьи планеты. Ведь предъявления обвинения или, как говорят сами западные люди, счета ему не избежать. Таков ход истории.