Site icon SAKHALIFE

Роль керамики в погребальных обрядах древних саха

На выставке в Якутске представили роль керамики в погребальных обрядах древних саха

В музее истории Якутска, на выставке «Якутская керамика: от забвения до возрождения», в среду состоялась лекция «Керамика как элемент погребального обряда якутов». Младший научный сотрудник Арктического научно-исследовательского центра РС (Я) Артем Иванов рассказал о находках керамики в древних погребениях. В рамках лекции были представлены образцы керамических изделий из коллекции Музея арктической археологии им. С.А. Федосеевой АНИЦ.

Образцы керамики из фондов Музея арктической археологии им. С.А. Федосеевой АНИЦ РС (Я). Фото ulus.media

Артем Анатольевич, аспирант Алтайского государственного университета, сообщил, что в Якутии обнаружены около 380 старинных погребений разного времени, в которых была обнаружена посуда из дерева, кожи, бересты, металла, керамики, фаянса и фарфора. При этом керамические изделия встречаются достаточно редко – они выявлены лишь в 18 захоронениях (около 4,7 % от общего числа погребений).

Ученые объясняют это традиционными верованиями народа саха – их предки верили, что дух посуды тесно связан с духом домашнего очага и оба они принадлежат к категории добрых существ, не терпящих соприкосновения со всем «нечистым». А таким считали и умершего или приближающегося к смерти человека.

Есть мнение, что все предметы погребального инвентаря являлись личными вещами покойника и вместе с ним клали только те, которыми он пользовался при жизни единолично. Поэтому керамическая посуда общего пользования, редко встречается в древних захоронениях.

О роли керамики в погребальных обрядах древних саха рассказал младший научный сотрудник Арктического научно-исследовательского центра РС (Я) Артем Иванов. Фото пресс-службы АНИЦ РС (Я)

Чаще всего керамика встречается в детских и женских погребениях. Так, практически во всех захоронениях детей обнаружены целые горшки «боччук» небольших размеров. Древние саха в них кипятили молоко детям. Известно, что в старину с рождением ребенка для него обычно заказывали именной горшочек. В подтверждение этой версии археологи отмечают следы нагара молочных продуктов практически на всех сосудах из детских погребений.

В захоронениях женщин керамика представлена как целыми сосудами, так и их фрагментами. Так, у керамического сосуда из погребения Улахан Эбэ намеренно проломлено дно, что связано с традицией порчи погребального инвентаря, объясняемой страхом перед покойником.

Возможно, в случае с женскими погребениями присутствие в них керамики объясняется гендерным характером гончарного ремесла у саха. Известно, что гончарством среди них занимались преимущественно женщины.

Слушатели лекции. Фото пресс-службы АНИЦ РС (Я)

Керамику также обнаружили в двух мужских погребениях с богатым сопроводительным инвентарем. В обоих погребениях керамика представлена целыми горшками.

Ученые предполагают, что керамические сосуды и их фрагменты использовались в погребальном обряде не только как часть погребальной посуды. Так, в мужском погребении Дыгасы керамический горшок выступает эквивалентом погребального покрывала/маски для лица и, вероятно, маркирует погребение самоубийцы.

А применение керамики как элемента ритуального действа зафиксировано в погребении Хатасского погоста II, где боковая стенка крупного керамического сосуда использовалась как основа для разведения ритуального огня при проведении обряда тризны.

Имеющиеся на сегодня данные позволяют говорить о керамических изделиях, найденных в погребениях, как о неординарной традиции в погребальном обряде древних саха. Такая традиция в основном отмечена в детских и женских захоронениях Центральной Якутии. Редкое использование керамики в качестве сопроводительного инвентаря может быть объяснено мировоззренческим представлениям якутов о сакральности глиняных сосудов. В ходе дальнейших исследований ученые намерены выяснить истоки такой традиции в погребальной практике народа саха.

Напомним, что выставка «Якутская керамика: от забвения до возрождения» реализуется при поддержке Союза керамистов РС (Я), компании «Камелек», Арктического научно-исследовательского центра РС(Я), Музея археологии и этнографии СВФУ, ИГИ и ПМНС СО РАН.

Этот уникальный проект объединил мастеров и ученых, исследующих и возрождающих древнее ремесло народа саха. Выставка знакомит посетителей с историей и настоящим якутской керамики. В экспозициях представлены древние артефакты от каменного века до нового времени, найденные в Якутии. Также она отражает истоки и факты, связанные с сакральным смыслом гончарного дела. Выставка работает до 15 июня 2024 года в Музее истории Якутска по адресу: ул. Аммосова 1/1.

Exit mobile version