Подскажите мне, что ещё по силе восприятия так убийственно действует на нервные окончания, показывая, что страсть порочна, а жажда свободы ведёт совсем не к ней, а к погибели. Если это, конечно, не криминальная хроника. И не спекталь «Кармен», сыгранный вчера на сцене Театра оперы и балета им. Д. К. Сивцева-Суорун Омоллоона на фестивале «Ария Севера».
Столько страсти реально пережил Вадим Бабичук из Ростовского музыкального театра в роли Хозе на якутской сцене — так, как он, играть и не пропустить через себя — невозможно. Да и, думаю, Ростов по своему темпераменту гораздо ближе к солнечной и таинственной Андалусии, нежели Якутск, еще и поэтому тот образ, который создал молодой ростовский драматический тенор, смотрелся особенно здорово. Он всей душой понимает, как любит Хозе и ревнует Кармен — до дрожжи в сердце. Он просто сходит от этого с ума! Вадим Бабичук поёт любовь как трагедию – от его игры по коже бегут мурашки. Бог мой, вот как оправдываются такие преступления!..
И как же не любить эту дьяволицу Кармен?!
Знаете, какая мысль мне пришла на этом спектакле — жаль, что его нельзя повторить. Потому что спектакли, сыгранные с такими приглашёнными артистыми — одними из лучших в своем роде — уникальны и неповторимы. Это же абсолютно живая игра и живая сила искусства, которую можно ощутить только вот в это время и в этот час.
Кармен сыграла прекрасное, прекрасное меццо Лариса АНДРЕЕВА, артистка Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, которая со своей ролью давно сроднилась. Она знает Кармен вдоль и поперёк, потому что пришла к ней, точнее, её к ней — и за голос, и фактуру — подвели, больше десяти лет назад. Чтобы понять природу Кармен, ее суть и характер, чтобы реалистичнее встроиться в этот образ, она даже специально занималась фламенко и училась стучать на кастаньетах.
Многие, увидев ее на якутской сцене, нашли в ней сходство с легендарной Карменситой Елены Образцовой, и трудно сказать, как это возможно, но страстное животное нутро её чувствовалось не только в голосе. Во всём облике и в глазах — пронизывающих и глубоких.
Особенность якутского спектакля в том, что зритель видит театр в театре, а Лариса выходит в двух ипостасях — как артистка театра, где идёт опера на французском «CARMEN», в которой она играет главную роль и раскрывается, и как, собственно, сама Кармен — чувственная, но никем не покорённая.
Лариса Андреева как-то сказала, что Кармен и Хозе — они как магниты, которые притягиваются друг к другу, а потом их надо с силой разрывать. Поразительно, что именно вот это самое ощущение им обоим и удалось создать и передать зрителю — всего-то спустя пару совместных репетиций в Якутске. Мастера, что сказать!
Недаром директор театра Владислав ЛЕВОЧКИН под долго нестихающие аплодисменты вручил после спектакля обоим артистам Благодарственные письма заместителя Председателя Правительства РС (Я).
Очень хочется отметить якутский балет и хор — они играют в спектакле одну из важных и даже первостепенных ролей. Я бы сказала, что сам спектакль вряд ли можно назвать оперой в чистом виде. Это удачный, на мой взгляд, симбиоз оперы и балета, в котором танцовщики, сливаясь с хором и солистами, выполняют роль народа, ставшего свидетелями происходящих событий — солдат, цыган, контрабандистов, тореадоров, где каждая сцена — шедевр.
Между прочим, во главе группы постановщиков спектакля стоял приглашенный балетмейстер «Franceconcert» и театра «Astana Ballet» Николай Маркелов, а на его счету — ряд концертных номеров в Академии Русского балета имени Вагановой.
Неожиданно и интересно, но режиссер решил, что покажет спектакль, идущий на французской сцене, поскольку это сочинение Жоржа Бизе. И на это рассчитана шикарная сценография, передающая роскошное убранство театра. Здесь все его атрибуты: и зал, и софиты, и зеркала, и огромная — на всю сцену — зеркальная рама, в которой и отражается действие, и богатые костюмы. И огромная красная туфля, как символ безумства, из-за которого, конечно, на почве любви и совершаются преступления.
И к тому, что это спектакль на французской сцене, рассчитано и то, что он идет на французском — на языке оригинала. У зрителя два выхода: либо брать уроки французского, либо задирать голову вверх, на бегущую строку с переводом на русский.
Отрадно было наблюдать за Екатериной Захаровой в роли Микаэлы, которая на днях вернулась в Якутск с дипломом I Международного конкурса молодых оперных исполнителей имени Фёдора Шаляпина. Ее Микаэла — робкая деревенская девушка, беззаветно любящая Хозе, символ женской чистоты и верности, вечная невеста, брошенная своим возлюбленным ради коварной красотки Кармен.
Умилили зрителей прекрасные малыши, очевидно, будущие танцовщики, которые вышли на сцену как маленькие солдатики.
В других ролях в этом чудесном спектакле задействованы блестящие артисты ГТОиБ. Роль Эскамильо исполнил Александр Емельянов, Мерседес — Зинаида Колодезникова, Фраскиты — Анна Згонникова, Ремендадо — Григорий Петров, Данкайро — Владислав Киселев, Цуниги — Егор Колодезников и Моралеса — Алексей Иванов.
Ну а сегодня — завершая часть фестиваля «Ария Севера», Гала-концерт, который собрал всех звезд фестиваля.
Елена СТЕПАНОВА
Фото: Кристина НОВГОРОДОВА