В Академии наук Якутии займутся разработкой Концепции полилингвального образования в России
В г. Казань Республики Татарстан в формате круглого стола состоялось первое очное заседание рабочей группы по разработке проекта Концепции полилингвального образования в Российской Федерации. В состав рабочей группы от Республики Саха (Якутия) вошла В.Я. Унарова, к.пед.н., ведущий научный сотрудник Центра родных языков Академии наук РС(Я).
Встреча членов рабочей группы организована Федеральным институтом родных языков народов Российской Федерации 10-11 апреля 2025 г. на базе Полилингвального комплекса «Адымнар – путь к знаниям и согласию» в рамках Международного форума «МНОГОЯЗЫЧНАЯ РОССИЯ: ОТ ДИАЛОГА КУЛЬТУР К КАЧЕСТВЕННОМУ ОБРАЗОВАНИЮ». Форум, по инициативе руководителя Центра родных языков Ф.В. Габышевой и приглашению казанских коллег также посетила группа из 11 творчески работающих учителей Усть-Алданского района, готовых внедрить новые идеи и проекты в сферу образования якутских школьников.
Международный форум стал продуктивной площадкой для обсуждения и продвижения передовых научных исследований и педагогических практик в области полилингвального образования. В числе спикеров в пленарной части выступили первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы Российской Федерации по делам национальностей И.И. Гильмутдинов, руководитель Федерального института родных языков народов Российской Федерации (ФИРЯ) Э.И. Бокова, заведующий кафедрой лингводидактики и билингвизма Московского педагогического государственного университета (МПГУ) Е.А. Хамраева, директор Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета (КФУ) Р.Р. Замалетдинов, замминистра образования и науки Республики Башкортостан А.З. Галиева, замминистра образования и науки Республики Татарстан М.З. Закирова, директор Полилингвального комплекса «Адымнар – путь к знаниям и согласию» А.И. Шамсутдинов, представители Узбекистана, Беларуси и Азербайджана и др.
Второй день мероприятия был посвящен педагогическим практикам учителей с инновационными проектами и передовым опытом работы полилингвальной направленности. Были презентованы уникальные проекты, реализуемые в стенах полилингвального комплекса, в котором образовательная деятельность организована на трех языках: русском, татарском и английском. В двух корпусах школы прошли интереснейшие семинары-практикумы, наглядно демонстрирующие модели полилингвального образования. Кроме того, участники форума посетили и ознакомились с работой других школ г. Казани: Гимназии №93 им. А.С. Пушкина, Татарской гимназии №2 им. Шигабутдина Марджани при КФУ и СОШ №12.
Круглый стол, посвященный вопросам разработки Концепции полилингвального образования, прошел под руководством М.Х. Мизовой, к.пед.н., заместителя директора ФИРЯ – ключевого научно-методического центра федерального уровня в сфере сохранения и развития родных языков и реализации этнокультурного образования. Научный руководитель проекта – Е.А. Хамраева, д.пед.н., профессор МПГУ.
В состав рабочей группы вошли представители тех республик, в которых ведется обучение на родных языках. В Татарстане, как и в Башкортостане, реализация проекта по полилингвальному образованию была начата еще в 2019 году. У них на региональном уровне уже разработаны и реализуются свои Концепции полилингвального образования. В данное время успешно функционируют полилингвальные образовательные комплексы в Татарстане и сеть полилингвальных многопрофильных школ в Башкортостане.
В задачи рабочей группы входит как проведение анализа теоретических и практических аспектов полилингвального образования, так и подготовка предложений по внесению изменений в нормативные правовые акты.
Разработка концептуального документа осуществляется в соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации.
Ссылки на каналы и социальные сети Академии наук Якутии:
https://vk.com/public217206078
https://rutube.ru/channel/24490370
Организатору экспедиций, учителю-наставнику посвящается. Читайте здесь