Профессор Ольга Шлыкова: Цирк Якутии – это феномен в мировом культурном пространстве
Доктор культурологии, профессор Ольга ШЛЫКОВА: Цирк Якутии и перспективы зрелищных искусств
В начале ноября завершилась декада, посвященная 50-летию творческой деятельности заслуженного артиста Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) Сергея Расторгуева. В рамках юбилейной даты прошёл ряд мероприятий, объединивший почитателей творчества основателя Государственного цирка Якутии, ценителей циркового искусства, деятелей науки, исследователей в сфере образования и культуры. Отрадно, что мероприятия вызвали живой интерес, привлекли внимание общественности и представителей творческих индустрий к перспективам дальнейшего развития цирка Якутии.
ФОТО: Ольга Владимировна Шлыкова
Разделить радость приехали коллеги из разных регионов страны, в числе которых профессор кафедры ЮНЕСКО ИГСУ Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, профессор кафедры библиотечно-информационной деятельности и гуманитарных дисциплин Арктического государственного института культуры и искусств, доктор культурологии Ольга Владимировна Шлыкова. Наша гостья была одним из модераторов Всероссийского круглого стола с международным участием «Якутский цирк в мировом измерении» и выступила с докладом на тему «Зрелищные искусства: исторические повороты и тренды».
-Ольга Владимировна, расскажите, когда вы познакомились с Сергеем Расторгуевым?
-Мое знакомство с Сергеем Васильевичем состоялось как раз в связи с его поступлением в аспирантуру кафедры культурологии и социально-культурной деятельности Арктического государственного института культуры и искусств. Он как пионер во всем вошел в первую плеяду выпускников, достойно представил и фактически защитил диссертацию на тему истоков и развития якутского цирка. В это время и родилась идея в рамках его творческого юбилея организовать мероприятие научной направленности. В итоге мы провели Круглый стол под названием «Якутский цирк в мировом измерении», тема близкая к его диссертационной работе. Одновременно она очень интересная и важная, поскольку на тему зрелищных искусств проводится не так много исследований.
ФОТО: Участники круглого стола
В эпоху глобального переформатирования кодов традиционной культуры, когда реализуются масштабные этнографические проекты, нарастает интерес к цирковому искусству Севера, как к искусству городской национальной культуры и к искусству, которое объединяет и показывает самобытность, современность и индивидуальную личность. Здесь заложены зерна креативного многомерного потенциала, и высвечена возможность Российского культурного многообразия. Это работает на укрепление этнокультурной идентичности якутского народа, а также множественной общероссийской идентичности различных народов нашей страны.
-Вам, как зрителю, насколько близок цирк?
-Если честно, то я редко ходила в цирк. Даже в детстве. Возможно это связано с тем, что у меня были другие увлечения, и сам цирк всегда ассоциировался с хищниками, которых опасаюсь по жизни. И вот семь лет назад я впервые узнала о существовании цирка Якутии и была очень удивлена, что в Якутске есть такой феномен, как северный цирк. Неожиданная встреча состоялась во время городского праздника. Мимо меня яркой парадной колонной прошествовали артисты якутского цирка с небольшим мамонтенком, в красочных костюмах. Потом, благодаря знакомству с Сергеем Васильевичем, стала вникать в историю цирка и, наконец. увидела цирковое представление Государственного цирка Якутии. Передо мной открылся целый мир северного цирка с невероятными возможностями артистов, богатым репертуаром, самобытным дыханием. Юбилейное шоу Сергея Васильевича поразило масштабами, тем, что цирк пронизан культурными кодами саха, а сам Сергей Васильевич Расторгуев — это не просто прекрасный организатор цирка, жонглёр, а истинный человек – оркестр. Одним словом, чувствую себя счастливчиком, пребывающим в состоянии открытия чего-то для меня нового и прекрасного.
ФОТО: Во время экскурсии
— Как вы считаете, каковы перспективы у зрелищных видов искусств?
-Большинство из нас являются жителями умного города, с умной экономикой, умной экологией и умной мобильностью. Мы, безусловно, сталкиваемся с новыми вызовами, среди которых имеет место быть такое веяние как «отмена культуры», прорыв цифровизации и, как следствие, вторжение в нашу жизнь симулякров. Самый простой пример волны симулякров — те же фотографии, сделанные на фоне 3D-объектов, так называемое фейковое присутствие. В тоже время в искусстве, не только зрелищном, возникает много новых форм: реди-мейд, ассамбляж, инсталляция, перформанс и так далее. Современное искусство всё чаще можно встретить в самых неожиданных локациях: на центральной площади города, в храме, ресторане и даже торговом центре. Но не все эти виды проживают долгую жизнь, многие обречены на сезонность и быстрый спад популярности. Чего не скажешь о таких видах искусства, как театр и цирк. Однако было время, когда им также предрекали недолговечность, однако эти реальные искусства продолжают устойчиво доказывать свое право на существование.
Сейчас, когда мы все больше говорим о перспективах увеличения доли досугового времени, цирковое искусство занимает особую нишу. Цирк со своим авторским языком выступает художественным посланником и вступает в культурный диалог со зрителем. Уверенно проникая в повседневность, он обеспечивает социальное вовлечение публики в процессы культурного преобразования как города, так и личности. Особенность цирка заключается в том, что при всей его инновационной направленности он умеет сохранять традиционные культурные смыслы и доносить их до своей аудитории, прежде всего — детей. Поэтому цирк в определенной степени — это еще и познавательно-образовательная, и исследовательская площадка. Таким образом, цирк как вид зрелищного искусства, становится драйвером социокультурных трансформаций в эстетике постиндустриальных жилых городских пространств, он выступает идентификатором конкретных территорий, культуры и конкретного этноса.
-В чем по-вашему главная особенность якутского цирка?
-Цирков в мире много, и они все разные. В них могут быть универсальные, шаблонные признаки данного вида искусства. Но есть цирки, как я уже отметила, со своим авторским языком, несущим определенную культурную инициативу, направленную не только на удовлетворение досуговых потребностей, но и на конструктивный пересмотр коммуникативных и творческих стратегий. Сохранение культурных кодов, креативность, познавательность, эмоциональность и зрелищность – все это позволяет создателям и организаторам цирка Якутии открывать новые горизонты высокохудожественного эстетического развития самого себя и своего окружения.
ФОТО: Фото с юбилейного вечера Сергея Расторгуева «Мои 50 лет творчества»
Сегодня цирк Якутии – это уже не только бренд Республики Саха (Якутия), но и феномен в мировом культурном пространстве. Северный цирк потому и привлекает внимание, что он сохраняет уникальную самобытность якутской культуры, перенимает лучший мировой опыт в области циркового искусства, зрелищных технологий, экспериментирует и создает творческие коллаборации. Здесь я абсолютно четко вижу роль личности в истории. Во-первых, семья Расторгуевых собственно была и продолжает быть локомотивом, который в сложный период для всей страны пробивал идею цирка и смог убедить руководство республики в необходимости создания такого уникального учреждения культуры. За тридцать лет, как мне думается, сделано очень много прорывного.
-На круглом столе была поднята тема о проблемах цирковой индустрии. Какие на ваш взгляд самые злободневные?
-Действительно, на круглом столе объединились ученые, практики и управленцы циркового искусства. Мы прослушали выступления руководителей компании «Росгосцирк», Московского цирка на Цветном бульваре имени Юрия Никулина, Государственных цирков республик Казахстан, Таджикистан, Белоруссии, представителей сферы вузовского образования, исследователей Сибирского отделения Российской академии наук. Говоря о проблематике в структуре российских цирков, хочется заострить внимание на отсутствии исследовательских разработок по теме циркового искусства. Это на самом деле серьезная работа, которая могла бы способствовать отстаиванию интересов цирка, его статуса как самостоятельного элитарного, классического учреждения культуры, в том числе и для того, чтобы встраиваться в такие государственные программы, как «Пушкинская карта», например.
ФОТО: Гости во время экскурсии по цирку
Остро стоит вопрос и по теме кадрового состава, нуждающегося в совершенствовании программ повышения квалификации и профессиональной подготовки специалистов — управленцев (менеджеров) в сфере циркового дела. Как человек, посвятивший 40 лет сфере образования в области культуры, могу сказать, что не так легко открыть направление подготовки менеджеров чисто циркового искусства. Безусловно, в каждом ВУЗе культуры и искусства с учетом специфики региона, индивидуальности профиля создаются какие-то направления. Но существует дефицит педагогов-практиков, которые могли бы осуществлять научное руководство образовательной программы и раскрывать потенциал нового поколения. Очень надеюсь, что Сергей Васильевич после защиты кандидатской диссертации обязательно продолжит научную и педагогическую деятельность. Диплом преподавателя-исследователя и знание всех нюансов выстраивания модели уникального цирка позволяют тиражировать и использовать этот опыт в других местах. Было бы замечательно, если на новой территории цирка Якутии появится отдельное пространство для реализации прикладной подготовки цирковых артистов и воспроизводства управленческих кадров.
-Вы побывали в гостях в нашем цирке. Поделитесь впечатлениями?
-Я впервые оказалась в закулисье цирка. Действительно, цирк – это серьезное хозяйство, которым, должно быть, не так просто руководить. Когда ты простой зритель, ты не задумываешься о таких вещах. На первый взгляд, кажется, что здесь достаточно много места. С другой стороны, – буквально каждый квадратный метр задействован под хранение реквизита, костюмов, содержание животных, техническое
Проект будущего модернизированного здания цирка Якутии
На примере цирка Якутии очень явно прослеживается еще одна проблематика цирковой сферы — имущественный комплекс. Здание цирка нуждается в модернизации и расширении площадей. Сейчас мы наблюдаем, что якутский цирк находится на волне развития и смотрит в будущее. Для дальнейшего роста и совершенствования необходима поддержка и завершение строительства 2-го этапа здания, включая технологические новшества, трансформеры. Более того, в якутском цирке имеется готовый проект будущего цирка, подрастают молодые перспективные кадры. Меня приятно удивил еще один факт. Оказывается, в якутском цирке работает больше 20 цирковых семей. Это говорит о преемственности и формировании поколения, которое и будет придавать цирку Якутии новое лицо. Поэтому будущее — оно не абстрактно, оно — вот, рядом. Будущее необходимо взращивать и непременно в него вкладываться.
+7 (999) 174-67-82