Site icon SAKHALIFE

Приват-театр Якутска представил «Мастера»

Мастер – кто он?

«А!.. Так он наркоман… И жен менял, как перчатки. Поговаривают, со второй и третьей жил одновременно. Так же низок и подл, как и я», — скажет иной, ухмыляясь. На это Пушкин в свое время дал ответ: да, и подл, и низок, но не так же, как вы, — по-другому…

 Кто открывал учебник литературы, наверняка, замечал почти в каждой биографической статье фразу: «он любил жизнь во всех ее проявлениях». С годами понимаешь, что это формула, за которой кроется бремя страстей человеческих. Писатель не ангел, на его долю выпадает все, что достается другим людям, но отклик души и импульсы к действию у творческой личности иные, чем у простых смертных. Мысли об этом пробуждает новый спектакль приват-театра Ольги Андреевой «Синяя птица». Сценическая фантазия на основе биографии и романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», названная «Мастер», состоялась 5 апреля в Центре культуры и современного искусства им. Ю.А. Гагарина.

Инсценировка Ольги Андреевой, режиссера и руководителя театра, стала основой для спектакля «двойной экспозиции». Первый план — отношения Булгакова с любимыми женщинами, второй —  реминисценции этих отношений в романе “Мастер и Маргарита”: взлеты и падения, восторги и разочарования, собственные грехи и раскаяния. По ходу действия образы реальных людей превращаются в персонажей булгаковского романа, а персонажи очень напоминают реальных людей. Главный герой Михаил Булгаков – Мастер из романа (Олег Харьков). Эти превращения и дают двойную экспозицию, в которой прочитываются взгляды писателя на жизнь и на самого себя в  глобальном круговороте добра и зла между Богом и Дьяволом.

Три его жены, появившиеся вначале как три сестры милосердия, исполнили, каждая, по-своему, миссию музы и спасительницы. Весь творческий путь писателя связан с ними неразрывно.

Первая жена Тася, она же Фрида из “Мастера и Маргариты” (Елена Слепцова). Ее история открывает ряд драматичных событий в жизни писателя. А начиналось все так легко, по-весеннему. Встреча среди цветов с милой девушкой, ставшей любящей самоотверженной женой, спасшей его от наркотической зависимости, верой и правдой служившая сестрой милосердия своему любимому доктору-хирургу. Морфий стал причиной бед. Все, что получено в дар от отца Таси ушло в ломбард, нет еды, проданы обручальные кольца, стала нежелательной беременность Таси. Избавление от нее отозвалось непроходящей печалью. И   романс о гроздьях душистых белой акации звучит, в устах Таси, как исповедь об угасающем чувстве.

Булгаков оставляет ее за то, что она “ничего не смыслит в литературе». Сомнения Таси в том, что Булгаков будет печататься  соседствует с  амбициозностью этой милой, стойкой девушки. Роман “Белая гвардия” вышел, но посвящен не ей, как было обещано!… И копченая колбаса, принесенная писателем бывшей жене, “чтоб не голодала”, летит ему в голову.

Вторая жена, которой и был посвящен роман «Белая гвардия», Любовь Белозерская (Ольга Ильина, она же Гелла из романа), очаровательная, только что из Парижа, влюбленная в Булгакова и в его творчество, увлекает писателя стихами и задорно исполненной старинной французской песенкой. Любовь между ними возникает легко и весело. Люба была прекрасным помощником, секретарем, вдохновителем, переговорщиком с издателями, и все было бы чудесно, но… Одна фраза, брошеная Любой в ответ на просьбу тише говорить по телефону: «Ничего, потерпишь, ты же не Достоевский…», открывает глубину пропасти между этими людьми – она тоже не верит… Наверное, считает, что его успех это ее заслуга. Здесь рождается известная фраза: “Ничего и никогда не просите…”.

Но ни нервные срывы мужа от переутомления, ни обыск в их доме и изъятие рукописей, ни разгромная статья в газете не останавливают борьбу Любови Белозерской за творчество Булгакова: “я сломаю все двери!…”

И в это время… появляется Елена Шиловская  (Светлана Кан, она же Маргарита в романе). Их встречу знаменует фраза Мастера: «Кто вам сказал, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, читатель, и я покажу тебе такую любовь!»

 Нежная, трепетная в жизни, впервые полюбившая так, как «пронзает молния, как поражает финский нож», будучи замужем и имея двух сыновей. В романе Маргарита идет на Бал к Сатане с единственным стремлением вырвать из когтей безумия и вернуть своего любимого Мастера, идет навстречу своему страху, проявляя характер «пламенной генеральши» Елены Шиловской, возведенный Булгаковым до магии ведьмы, Королевы бала, правит которым сам Воланд (Александр Иванов). И вот, наступает вожделенный момент, сейчас исполнится ее единственное страстное желание, но  Фрида-Тася… «Фрида-а-а-а!…» — крик Маргариты и страдальческий, и победный вырвался как сама ее любовь к Мастеру, любовь Елены Шиловской к Михаилу Булгакову. Да, Маргарита испрашивает у Воланда прощения для Фриды, мучимой тридцать лет за убийство новорожденного младенца. Этот страшный эпизод из “Мастера и Маргариты” ни что иное, как метафора раскаяния в злодеянии самого Булгакова, убедившего свою первую жену Тасю делать аборты, боясь, что родится урод от наркомана. От этого греха его очищает Маргарита, ценой возможной потери своего счастья. Но недаром она — ведьма! Воланд покорен, он позволяет объявить ее истинное желание. Да, Мастер вернулся, рукопись, некогда брошенная в огонь, возвращена. Роман дописан. Ни Воланд, ни Иешуа не забирают Мастера к себе – он достоин ни света, ни тьмы, великий писатель достоин покоя.

Обаяние молодости и эмоциональная отзывчивость исполнителя роли Булгакова-Мастера, искренняя любовь всех трех жен и кульминационная сцена Маргариты-Шиловской наметили ансамбль, представляющий булгаковский мир мистических инфернальных образов — мир «Мастера и Маргариты» в вечной борьбе, суть которой сформулирована в эпиграфе сценической фантазии: «Бог и дьявол воюют, а поле их битвы – сердце человека» (Ф.М. Достоевский).

В сегодняшней премьере участвовали две актрисы, Ольга Ильина и Светлана Кан, начавшие путь в «Синей птице» еще младшими школьницами. Они учились театру у Ольги Никитичны Андреевой во Дворце детства. Встретившись через тридцать лет несколько членов этой студии, решили и в шутку, и всерьез сыграть спектакль. Что с того, что никто не выбрал актерской профессии, это не мешает любить театр. И сыграли не что-нибудь, а “Лысыю певицу” Ионеско. Да так сыграли,что стали обладателями диплома первой степени Международного театрального фестиваля им. Фаины Раневской в Москве. Успех окрылил, дальше был “Дядя Ваня” Чехова, получивший диплом второй степени на том же фестивале в следующем году. Третий спектакль «Жизнь человека» Леонида Андреева поставлен по инсценировке Ольги Андреевой, показавшей мастерскую интерпретацию философского текста и продуктивность создания инсценировки режиссером для собственных постановок. Впервые с этим спектаклем  студия провела гастроли в Алдане.

 Около десятка новых актеров — любителей играли в сегодняшнем «Мастере», включая главного героя Булгакова и Мастера – Олега Харькова. Его приветствовали горячими аплодисментами также, как и новичка Василия Кривошапкина – Крысобоя, Кота (Бегемота).

Уже в третьем спектакле  участвуют : Елена Слепцова – Тася, Фрида, сыгравшая до этого немало ролей в Момском народном театре; Александр Иванов – Воланд, Игорь Петров – Пилат, отец Таси, Наташа Петрова – секретарша, вахтерша, Лионелла Федосеенко – секретарша, хозяйка.

Сегодня в составе Приват-театра Ольги Андреевой «Синяя птица» проявили мужество и стойкость, преодолев страх сцены, сыгравшие впервые актеры-любители: Егор Гаврилов – Иешуа, гость, Алан Болотаев – Азазелло, Владислав Суханов – Коровьев (Фагот), Ольга Болотаева – секретарша, Марика, Елена Гуревич – секретарша, аккордеонистка, Эстер Федосеенко – гимназистка, Александра Расторгуева – курсистка. У артистов труппы, которая возникает на наших глазах, есть возможность составить прекрасный актерский ансамбль, намеченный в этом спектакле. Иначе не может быть, поскольку они попали в руки мастера.

Пока у театра нет никакой финансовой поддержки, у него нет своего помещения, в его составе нет сценографа, художника, костюмеров, гримеров, реквизиторов – все своими руками, на свои средства. Тем не менее, зрители увидели в спектакле и хореографические сцены (студенты Якутского колледжа культуры и искусств), и использование технических средств – экран с титрами и сюжетами-отбивками, видеоэкспозициями перед новыми сценами, и   профессиональную работу со светом и музыкой.   Постановка сложная по гриму, костюмам и реквизиту прошла  без накладок и проколов, как говорят строгие  зрители. Помогает авторитет Ольги Никитичны, более тридцати лет работающий с народными театрами и студентами колледжа культуры, среди которых  много друзей. Ольга Никитична  любит своих актеров и по праву гордится своими учениками, студийцами и выпускниками колледжа. Большинство из них работают в сфере культуры. Многие являются главными специалистами в районных отделах культуры по всей республике, есть те, что работают и за ее пределами (Москва, Челябинск).

Радость общения с творческим человеком, настоящим мастером-педагогом, профессиональным режиссером всегда наполненным  новыми идеями  притягивает к ней людей, открытых искусству. На вопрос, что привлекает ее к народному и любительскому театру, которым она посвящает свою жизнь, Ольга Никитична отвечает “все новое, незатасканное, оригинальное рождается на почве голого энтузиазма, свободного от официальных рамок. Без шор, без оглядки. Именно это дают народный и любительский театры”…

VIVAT! Ольга Никитична, VIVAT!

В.А. ЧУСОВСКАЯ, театральный критик, к. филос. н.

Exit mobile version