Site icon SAKHALIFE

Принципы дарообмена северян и экологизация хозяйствования на Севере

Дарообменные отношения являются моральной практикой прошлых эпох. Но можно ли их использовать в современных формах? Например, для экологизации хозяйствования в субарктических и арктических территориях РФ, там, где рыночные (капиталистические) отношения всегда будут идти в разрез экологии, тем «договорным отношениям» между Природой и обществом, которые существовали на протяжении веков, сохраняя биопотенциал и биоразнообразие окружающей среды.

Считаем, что тема символических дарообменных отношений как опыт традиции несет историческую и прикладную значимость, помогая переосмыслить принятую модель экономики. Последняя разрушила хрупкие «договорные» отношения между обществом и Природой, особенно чувствительные для Севера и Арктики. В советский период промышленного освоения Крайнего Севера, экология частично учитывалась декларациями заботы о природе, впрочем, как и сейчас, но это лишь маскирует хищные установки модерна. Рынок неуклонно диктует законы капиталистических отношений, априори равнодушных к экологии и неравнодушных к прибыли и методам ее максимального извлечения. Поэтому поиск институтов-противовесов становится в обозримом будущем насущной модернизационной, хозяйственной и теоретико-методологической задачей, насущной для северных территорий, выдвигающих повестку согласования локальных социокультурных императивов северных народов с потенциально новым посткапиталистическим мирохозяйственным укладом.

В решении данного вопроса показателен опыт культуры нашего региона, реанимировавшего на волне самоидентификации последних трех десятилетий свою самобытность и выработавших в профессиональном искусстве Якутии продуктивную парадигму этномодерна. Считаем, что «северный этномодерн» способен раскрыть особое отношение к природе ее сакрализацией, приведенной в современные формы реализации. Ведь северные культуры априори чувствительны к последствиям нарушения экологичных принципов хозяйствования. Подобное с трудом можно найти в мировых религиях, тем более установках модерна. Этномодерн — способ прожить в новом прочтении локальный смысл культур народов Севера, расширивших миф универсальным философским прочтением как форму “выдуманного” состояния сознания человека Севера. Этномодерн, вызревший в якутском профессиональном искусстве становится “подсказкой” фронтира, отражающего взаимодействие культуры модерна с живой этнической “культурой холода”, сохранившейся благодаря ее духовной и хозяйственной непревзойденности в самом холодном обитаемом месте планеты. Не отказываясь от традиций, востребовать их потенциал, использовать в современных формах материального и духовного производства, такова общая формула этномодерна. Это открытие родной культуры с позиции и через призму мировой, это возможность узреть миссию культуры как уникальный месседж этому миру.

Прикладные практики якутского целительства один из частных случаев этномодерна, сохранившего концептуальность дарообменных отношений. Старинные практики северного целительства, представляют практики шаманских лечений, четко отражающих суть дарообмена. Так сама болезнь и излечение от неё, являются «подарком» в отношениях с сакральным миром. Якутские эмчиты несут подобные концепты, раскрывающие системное пространство функциональных дарообменных отношений. “Весы” дарообмена в такой системе — тонко настроенный механизм, чувствительный к эквиваленту цены. Последний этически окрашен, дополненный верой в исцеление и благодарностью пациентов.

В традиционном обществе спрос совпадает с потребностью, идеологически формируясь мифологическим мировоззрением, коррелирующим символическому взаимодействию с тонким миром, в который верили как и в обыденную реальность. В капиталистической же экономике спрос предстаёт “псевдопотребностью”. Культурная формализация капитализма вносит свой нормативизм оценки стоимости на вид труда или вид производства и, как правило, субъективно. Даже богатство, как мера и результат производящего материальные блага хозяйствования, может быть подменена в финансовой стадии капитализма фиктивными банковскими накоплениями, что мы и наблюдаем в мировой долларовой экономике. Онтология дарообменных отношений традиционного общества принципиально не принимала и  не могла принять такую модель роста капитала.

Экологизация на волне посткапиталистической экономики востребует специальную Программу учета и внесения принципов дарообменности прошлой эпохи, что актуально в связи со второй волной индустриального освоения Арктики и Субарктики. Это потребует формализации и рационализации институтов “сакральной стоимости” и “сакральной собственности” в современных формах ценообразования, учитывающих экологический природосберегающий аспект и феномен многомерности человека. Таковыми могут стать навскидку:

— природовосстанавливающий аспект как рационализация сакральной «стоимости Природы» — бесценности Природы;

— а многомерность человека, предполагает отказ от частной собственности на природные ресурсы, так как в логике дарообмена, ресурсы природы отдельному человеку принадлежать принципиально не могут; человек сам лишь элемент глобальных дарообменных систем.

Частнособственничество не могло быть даже помыслено в координатах мироустройства с мифологической картиной мира, где все нажитое не является продуктом лишь твоего умения и изобретательности, предполагая соизволение сакральной одухотворенной природы. Здесь нам является проблема несоизмеримости природных абсолютов цены с меновой стоимостью рынка и его денежных эквиваленций. К тому же рынок, как правило, искажен «колониальными перекосами» и монополиями, закрепленными в коньюнктуре современного мирового рынка.

Реальным богатством для Севера является жизнеутверждающая продолженность поколений жизни на священной земле предков в согласии с природными законами и традициями. Только умеренное, нерасточительное, этически выверенное поведение, является традиционной необходимостью. Каждая последующая единица потребляемого блага имеет на Севере прирастающую полезность в контексте этики удовлетворения будущих потребностей.

Выводы

Дар, в отличие от товара, представляет культурную форму согласованности стоимости посредством сакрального статуса «договорных отношений» между обществом и сакральным началом Природы. Дарообменные отношения представляют онтологические (космические) законы стоимости, релятивизируемые рынком, как институтом профанного «снижения» ранга и масштаба закона стоимости. Цены сакральных размерностей дарообмена не тождественны ценам рыночного профанного товарного обмена.

К примеру, охота на животных, активно практикуемая и сейчас на Севере, будучи типично традиционным занятием доисторической и традиционной эпохи, выработала жесткие моральные принципы и установки: дичь, добытая на охоте лишь для выживания —представляет дар. Охота, как чистая форма дарообмена между человеком и природой, в нынешние времена приводит к негативным социальным явлениям — своеобразным «даром-ответкой» с негативной коннотацией (см. наш материал). Подобное можно отнести и к промышленной добыче ресурсов, разрушающих естественную природную среду обитания флоры и фауны.

Таким образом, институт дарения подчеркивает метафизические основания акта дарения. Принцип неразрывно связан с жизнедеятельностью общества во все времена и переплетен с философским, религиозным, мифологическим представлениями.

Акт дарения предполагает выведение его из тени сложившихся рыночных отношений как действия с обновленной моралью и обновленными забытыми формами, которым нужно придать онтологический характер, актуальный для трансформируемых экономических отношений.

Все, что происходило светлого, творческого в общемировой культуре, по сути, освящено актом Дарения. Дарообменность ­— обмен «подарками» подразумевает чистоту, бескорыстность, душевность в отличие от товарообмена, который наполнен стяжательством и даже обманом. Метафизика дара автоматически учитывает сложную совокупность даро-дарения и обмена, являясь основанием для счастливой и успешной жизни.

Ранее было опубликовано Охота на тотемных животных карается на кармическом уровне рода — философ

Exit mobile version