Примерив римские одежды, «Спартак» обрек себя на бессмертие
Легионы Римской империи, возглавляемые жестоким полководцем Крассом, несут гибель мирной жизни, а захваченные в плен люди обречены на рабство…
Среди них — Спартак. Он не может с этим смириться, не мыслит свою жизнь в рабстве. История ли это раба, который борется за свободу своего народа от римского ига?
Легендарный балет в постановке Юрия Григоровича на музыку Арама Хачатуряна был показан в Государственном театре оперы и балета им. Д. К. Сивцева-Суорун Омоллоона, снова оставив ценителей классического искусства глубоко впечатленными.
Можете представить, что спектакль, впервые поставленный в Мариинке в 1956 году, до сих пор не потерял к себе интереса, а может, даже и снова его обретает. Свидетельство тому полный зал, аплодисменты, «браво» нашим артистам: спектакль — шедевр, а якутский балет держит занятую им планку в этом шедевре на должном уровне, ведь, прямо скажем, «Спартак» — балет не для всякого театра. Он требует хорошей сцены, а от исполнителей не просто должного, а высокого мастерства. Ну и конечно же, благодарного зрителя, что мы и могли наблюдать в минувшую субботу.
Примечательно, что идея создать балет «Спартак» возникла у Хачатуряна как раз в роковом 1941-м, но примерив римские одежды, он обрёк себя на бессмертие. Да, это римская история, но и не только она, — больше всего это гимн человеческому характеру, его стойкости и героизму. Спартак отдает свою жизнь ради своей свободы и свободы народа.
Три часа захватывающего эмоционально напряженного действия не довлеют над зрителем тягостным грузом, а пробуждают целый спектр человеческих чувств, вплоть до катарсиса. Здесь показаны мощные схватки двух противоборствующих сторон, причем с абсолютно неожиданными развязками — мастер Григорович знает, как увлечь своего зрителя, да еще и дарит ему за это две истории женской преданности и могущественности: одна — о трогательной любви и страданиях за нее, другая о том, как устроить свою жизнь красиво. Ну как без этого в Риме?!
Развратный и победоносный Рим —одержать в нем победу, обрести свободу почти немыслимо, но главное в этой истории — это стремление к ней. Выдающийся художник советского и мирового балетного театра Симон Вирсаладзе выстраивает сценографию и декорации в суровой и довольно мрачной, я бы даже сказала, военной гамме. Он погружает зрителя в римскую атмосферу с помощью кулис, изображающих римские стены, сложенные из серого камня, полога, который просвечивает, когда на него дают свет, сумрачного темного неба на дальнем фоне. Пышности нет, и вместе с тем мы кожей чувствуем всё огромное могущество римской империи, и это только усиливает наше восхищение бесстрашием Спартака, который смог победить в себе раба и поднять людей на восстание.
Григорович назвал свою постановку «спектаклем для четырех солистов с кордебалетом», причем в главной роли — Спартака — он видел легендарного Владимира Васильева, гения танца. Оба они, кстати, приезжали в Якутск и знакомились с якутской сценой. Знаменитый хореограф тогда согласился поставить очередной свой спектакль у нас при условии, что хореографическое училище выпестует в своих стенах артистов, достойных своей постановки — чтобы спектакль поселился в театре на долгие годы. Как он был прав! Этот спектакль практически взрастил мужскую труппу, которая покоряет теперь зрителей в новых постановках. В том числе и балете, показанном в этом сезоне, под героическим названием «Подвиг».
Единственный с 2014 года исполнитель главной партии Спартака – Сарыал Афанасьев. Он и известность свою получил в спектаклях Григоровича — он смог их исполнить. После премьеры «Спартака» он заслуженно снискал любовь публики, и вообще он живёт балетом, вся его жизнь вокруг него крутится. Это абсолютно полное погружение в балет – до самоотречения, с репетициями до позднего вечера и вот — достигнутый результат. Мощно, красиво он, Спартак, произрастает из круга рабов, заметно выделяется из него, эмоционально и порывисто танцует.
Незабываема сцена боя вслепую, и надо заметить, что сам по себе этот танец интересно выстроен. Как в танце показать, что это — бой наощупь, как передать все чувства, испытываемые гладиаторами? Они бьются в шлемах без глазниц и могут чувствовать противника только чисто интуитивно. А это трудно, практически невозможно. Гладиаторы идут на смерть, как в последний раз, наугад рассекая воздух мечом — так Спартак, сам того не желая, становится нечаянным убийцей своего товарища. А мог и сам быть заколот.
Все внутри него противится тому, что уготовлено рабам и той страшной участи, какая его ожидает в случае проигрыша. Он переживает это по-своему — призывая гладиаторов к восстанию, и они поначалу ему доверяют. Идут за ним. И если бы Рим не был столь коварен, столь развращен и подкуплен, возможно, им удалось бы одержать победу. Но это Рим.
В сценах, когда Спартак схлестнулся с римским полководцем Крассом, отважный Сарыал Афанасьев буквально парит над сценой, выражая свое стремление победить. Мы видим его силу духа.
Но это, к сожалению, не месть. В нем нет слепой ярости, готовой крушить все на свете. Он честен по отношению к противнику и в тяжёлые минуты боя, когда Красс теряет меч, он отпускает его с миром, дает ему право на жизнь.
В образе римского полководца Красса выступал Валерий Аргунов, по сути это два главных и противоборствующих персонажа. Красс могущественен, его победить практически невозможно — за его плечами армия и целая империя. Он не потерпит поражений и образе, который показал Валерий Аргунов, это видно.
Очень яркой, заметной предстала перед зрителем белокожая красавица Эгина — Венера Федотова была хороша в этой партии. Она развращена своим государством, возможно, она и есть его живое воплощение, вкладывающее меч в руки Красса, чтобы убить Спартака.
В противовес ей выходит хрупкая Фригия, девушка с большой душой, хрупкая, чувственная, на мой взгляд, это образ народа, свободу которого Спартак несет на своих крепких плечах.
Юлия Мярина танцевала партию Фригии, возлюбленной Спартака, в самом первом премьерном спектакле почти десять лет назад. Она передает чувства своей героини всем своим хрупким телом, изяществом гибких рук, их ломаным, как бы страдающим изгибом, а также в трепетном журчащем танце на пуантах. И зритель не сдерживает эмоций, одаряет ее аплодисментами.
Я бы сказала, что «браво» досталось обеим парам, но паре Сарыала Афанасьева-Юлии Мяриной всё-таки чуточку больше. Может, потому, что для нас Спартак — народный герой, а наши гены пропитаны героической кровью.
+7 (999) 174-67-82