АФИША КАРТА ЯКУТСКА 2GIS Билеты онлайн ГОД ЭКОЛОГИИ
ПОГОДА
-28
Ясно
КУРС ВАЛЮТ
Курс ЦБ
$  66.20
 74.82
18+
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
Архив новостей
Политика
17 января 2019, 12:03
3339

Правительство – Ил Тумэн: 25 лет взаимной подозрительности и упреков

К 25-летию Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)

Реформирование Парламента Республики Саха (Якутия) – веление времени.
(мнение эксперта по итогам пресс-конференции председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я) П.В. ГОГОЛЕВА по итогам осенней сессии Ил Тумэна VI созыва, состоявшейся 15 января 2019 года)

Состоялась пресс-конференция председателя парламента республики П.В. Гоголева по итогам сессии Ил Тумэна VI созыва. Участники пресс-конференции получили полную информацию о предстоящих планах работы Ил Тумэна в первом полугодии 2019 года.

В 2015 году завершил трудовую деятельность в государственной гражданской службе республики на должности эксперта-консультанта Президента-Главы республики и в связи с 67-летием и 50-летием трудовой деятельности с 2018 года решил стать организатором общественного института наставников, используя свой жизненный и профессиональный опыт. Окончив в 1976 году Харьковский юридический институт, как доктор юридических наук, с 2015 года выступаю в сетевом издании SakhalLife.ru как эксперт по наиболее острым проблемам в общественно-политической жизни республики.
Так, статью «Обращение к юристам, чиновникам, депутатам Якутии» просмотрели 2606 человек, «О разграничении полномочий и предметов ведения между федеральным центром и регионами» — 772 человек, «Навстречу Дню Республики: о двух опасностях демократической системы на примере Якутии» — 3599 человек, «Вспоминая новейшую историю Якутии» — 624 человек, «Международная юридическая общественность не должна быть сторонним наблюдателем событий на Украине – якутский эксперт» — 479 человек., «К 2 съезду инженеров Якутии» — 782 человек, «О введении для журналистов декларации о доходах и самомаркетинге» — 529 человек, «Эксперт: Правда об акционерной компании «Алмазы Россия-Саха» — 4053 человек, «К 25-летию Конституции Российской Федерации» — 1627 человек. В 2018 году, как волонтер группы избирательного штаба В.В. Путина, по итогам выборов, обратился с аналитической справкой в Центральный Штаб о состоянии общественно-политической ситуации в республике (12.04.2018 №НО-444729). Внес предложения в предвыборную программу Врио Главы РС (Я) А.С. Николаева (20.07.2018 №1464-А9, 01.08.2018 №1512-А9).
Председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я) П.В. Гоголев на пресс-конференции уделил особое внимание на изменения и дополнения, связанные с тем, что в республике в апреле 2019 года отмечается 25-летие образования Государственного Собрания (Ил Тумэн) – Парламента Республики Саха (Якутия) и проинформировал о тех крупных мероприятиях федерального и республиканского масштаба, которые пройдут в республике.
В преддверии юбилейных мероприятий, я как народный депутат Верховного Совета ЯАССР и Палаты Республики Ил Тумэна по одномандатным округам изъявляю желание высказаться о деятельности Парламента республики.
Давно замечена неразрывная связь качества закона с его эффективностью. Законодательная практика России, с принятием Конституции Российской Федерации – с 12 декабря 1993 года, претерпела существенные изменения. Между тем, она не повлекла за собой повышение эффективности законодательства, как на федеральном, так и на республиканском уровнях и не в полной мере способствовало росту авторитета закона среди населения.
Анализ законотворческой работы Государственного Собрания (Ил Тумэн) подтверждает, что до сих не выработаны общие концепции законодательной работы, не видно по какому плану развивается республиканское законодательство, не налажена юридическая кодификация республиканского законодательства.
Поспешность в принятии законов нередко приводит к тому, что законы не всегда содержат механизмы реализации и меры ответственности за их невыполнение.
Не стало нормой повседневной жизни, установленное статьей 10 Конституции Российской Федерации – «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».
Двадцатипятилетний опыт деятельности Ил Тумэна показывает, что недостатком разделения государственности власти на законодательную и исполнительную является их взаимная подозрительность, взаимные упреки в неспособности квалифицировано, в полном объеме и своевременно выполнять свои функции, искушение вторгнуться в компетенцию друг друга. Примеров тому немало в республиканской практике. Так, Правительство переходит грань, за которой начинаются полномочия Ил Тумэна, например, при принятии (утверждении) республиканских целевых программ. Ил Тумэн стремится порой решать проблемы, находящиеся в ведении Правительства, в то время как круг предметов ведения четко ограничен Конституцией (Основным Законом) республики.
Законодательный процесс – это процесс подготовки и внесения законопроекта в Ил Тумэн, его рассмотрения, принятия, опубликования и вступления в силу принятого закона. Целью законодательного процесса является принятие своевременных, качественных и стабильных законов.
Немалые возможности улучшения законопроектной деятельности – в совершенствовании Регламента Ил Тумэна. Регламент деятельности Государственного Собрания (Ил Тумэн) – это нормативный акт внутрипарламентского значения, поскольку Регламент не имеет силы закона и не является обязательным для других участников законодательного процесса. В начале деятельности Ил Тумэна VI созыва должна возобновляться работа по новой редакции Регламента. Предстоят уточнения и дополнения Регламента новыми положениями, в том числе, статус и порядок проведения правовой экспертизы законопроектов, предполагается изложение основных правил законодательной техники.
В республике участники процесса создания законов не связаны между собой правами, обязанностью и ответственностью или, говоря иначе, полномочиями. С учетом того, что регламентные нормы не обладают юридической силой вне стен Государственного Собрания (Ил Тумэн), законодательная процедура должна быть урегулирована законом.
Комитеты Государственного Собрания (Ил Тумэн) испытывают определенные трудности из-за отсутствия общего или типового положения о комитетах Ил Тумэна, в связи с чем, практика работы над законопроектами в разных комитетах имеет существенные различия. Однако утверждение общего или типового положения о комитетах постановлением Ил Тумэна не приведет к реальному повышению статуса комитетов вне стен Государственного Собрания (Ил Тумэн). Этого можно добиться только нормами, закрепленными республиканским законом. В положении о комитетах целесообразно закрепить технологию работы над законопроектом со дня его поступления в комитет и до принятия в качестве закона.
За 25 лет качество вносимых законопроектов и принимаемых законов оставляет желать лучшего. Одна из главных причин такого положения дел состоит в недостаточном профессионализме депутатского корпуса. На сегодняшний день из 70 депутатов на профессиональной основе работают 19 депутатов. Со следующего VII созыва, депутаты Государственного Собрания (Ил Тумэн), в количестве не более 15 человек, должны работать на профессиональной основе, то есть в течении рабочего дня должны заниматься только законотворческой деятельностью. Только тогда Парламент, как представительный, законодательный, контрольный орган высшей государственной власти станет эффективным и конструктивным.
Статьей 54 Конституции (Основного Закона) Республики Саха (Якутия) установлены: «часть 1. Государственное Собрание (Ил Тумэн) – Парламент Республики Саха (Якутия) является представительным, законодательным и контрольным органом государственной власти; часть 2. Государственное Собрание (Ил Тумэн) – постоянно действующий высший и единственный законодательный орган.
На выборах в сентябре 2018 года избраны 70 депутатов Государственного Собрания (Ил Тумэн) VI созыва. Срок депутатских полномочий – 5 лет.
Конституционно-правовой статус депутата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) является производным от правового статуса гражданина Российской Федерации, его права участвовать в управлении государством. Депутат Ил Тумэна имеет права как человек и гражданин (общий статус). Помимо этого, депутаты Государственного Собрания (Ил Тумэн) обладают дополнительными полномочиями, как представители народа, как народные депутаты Республики Саха (Якутия), то есть имеют специальный правовой статус. Основы правового положения депутатов Государственного Собрания (Ил Тумэн) закреплены в Конституции (Основном Законе) Республики Саха (Якутия), в конституционном законе республики «О Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)», Регламенте деятельности Ил Тумэна. Они рассматриваются как гарантии парламентской деятельности, служат для обеспечения депутатской работы.
Дальнейшее развитие конституционных основ государственного устройства республики ставит однозначную задачу реформирования действующего Ил Тумэна и о формировании в сентябре 2023 года полноценного, постоянно действующего Парламента республики.
Оценивая состояние республиканского законодательства, уместно напомнить два суждения. Одно из них, известное нам с глубокой древности гласит: когда государство не знает, что делать, оно издает законы; другое принадлежит управляющему совнаркома В.Д. Бонч-Бруевичу, справедливо отметившему, что «анархия в законодательстве обернётся анархией в жизни».
Говоря о роли парламентаризма в государственном устройстве республики, в преддверии 25-летия Государственного Собрания (Ил Тумэн), хочется напомнить исторические, правовые аспекты становления парламентаризма в республике.
Верховный Совет Якутской Автономной Советской Социалистической Республики 1 ноября 1989 года принял законы «О выборах народных депутатов ЯАССР» и «О выборах народных депутатов местных Советов народных депутатов ЯАССР». Постановлением Верховного Совета ЯАССР от 1 ноября 1989 года, в соответствии со статьями 1 и -74 Конституции ЯАССР и статьи 15 законов ЯАССР назначены выборы народны депутатов ЯАССР XII созыва и народных депутатов местных Советов на воскресенье 4 марта 1990 года.
На первых, в истории республики демократических выборах, были избраны 165 народных депутатов ЯАССР. Наступил новый этап государственного строительства республики в составе демократической, обновленной Российской Федерации.
Размышляя сегодня над выступлениями, докладами, законами, принятыми Верховным Советов XII созыва, вновь переживаешь глубину преобразований в федеративном устройстве Российской Федерации, в государственном строительстве Республики Саха (Якутия). Для нас, народных депутатов, этот отрезок времени стал поистине незабываемым периодом в жизни. Развитие государственности в России, так и в нашей республике, свидетельствует, что развитие федерализма представляет собой многоаспектный феномен, постижение сущности которого необходимо в повседневной жизни каждому жителю республики. По истечению времени часть населения и в первую очередь молодежь не имеет достоверной и полной информации о глубине преобразований в федеративном устройстве России и в государственном строительстве Республики Саха (Якутия) в начале 90-х годов XX столетия.
Деятельность Верховного Совета Якутской Саха ССР, как постоянно действующего законодательного, распорядительного и контрольного органа государственной власти республики основывалась на коллективном, свободном, деловом обсуждении и решении вопросов, гласности, ответственности и подотчетности перед Верховным Советом создаваемых им органов, избираемых или назначаемых должностных лиц, законности, широким привлечении граждан к управлению государственными и общественными делами, постоянном учете общественного мнения.
На выборах народных депутатов Верховного Совета и местных Советов, прошедших в марте 1990 года, многонациональное население республики явно выразило общую твердую волю: учредить подлинно суверенную, демократическую, правовую республику. Воля эта естественна и понятна. Продиктована она была выстраданным и глубоким пониманием того, что только такая республика (государство), в составе Российской Федерации, позволит на деле обеспечить каждому жителю достойные условия его жизни.
Поиски верного, надежного выхода из тяжелой кризисной ситуации, в которую оказалась ввергнута наша республика и Россия в целом, требовали ускорить процесс принятия Декларации о государственном суверенитете Якутской Саха Советской Социалистической Республики, Закона «О Президенте Я-СССР», новой Конституции (Основного закона) республики.
В целях эффективного проведения экономической реформы, стремясь к стабилизации социально-политической обстановки, укреплении законности, защиты суверенитета республики и на основании постановления первого Съезда народных депутатов РСФСР «О разграничении функций управления организациями на территории РСФСР» Верховный Совет XII созыва принял следующие основополагающие законы:
• от 27 сентября 1990г. «Об изменениях и дополнениях Конституции Я-С ССР»
• от 13 ноября 1990г. «Об ответственности должностных лиц за выполнение
• законодательных актов органов государственной власти Я-ССР»
• от 28 декабря 1990г. «О республиканском бюджете Я-С ССР на 1991г.»
• от 26 февраля 1991г. «О республиканском статусе»
• от 28 февраля 1991г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Я-С ССР о Совете Министров Я-С ССР»
• от 2 марта 1991г. «О собственности Я-С ССР»
• от 5 марта 1991г. «О земельной реформе»
• от 5 марта 1991г. «О местных Советах народных депутатов и местном самоуправлении»
• от 6 марта 1991г. «О статусе народных депутатов в Я-С ССР»
• от 27 июня 1991г. «О внешнеэкономической деятельности Я-С ССР»
• от 28 июня 1991г. «О Президенте Якутской-Саха ССР»
• от 16 октября 1991г. «Об охране природы Я-С ССР»
• от 17 октября 1991г. «О недрах и недропользовании Я-С ССР»
• от 19 октября 1991г. «О разгосударствлении и приватизации предприятий в Я-С
• ССР»
• от 11 ноября 1991г. «О местной администрации Я-С ССР»
Наиболее актуальным стало разрешение вопросов статуса субъектов федерации, иерархии законов внутри России, существование государства в государстве, реформы органов государственной власти и местного самоуправления. Очень острые дискуссии шли в то время вокруг проекта Федеративного Договора и проекта новой Конституции Российской Федерации.
Заслуга народных депутатов Верховного Совета республики XII созыва в том, что народным депутатам удалось преодолеть насаждавшееся определенными силами мнение о якобы сепаратистских устремлениях, которые может вызвать к жизни Декларация о государственном суверенитете республики. Декларация, провозгласившая государственный суверенитет Якутии и преобразовав ее в Якутскую-Саха Советскую Социалистическую Республику, в составе обновленной РСФСР, во-первых, четко определила, что носителем суверенитета и источником государственной власти в Якутской Саха ССР является ее народ, состоящий из граждан республики всех национальностей, во-вторых, установила, что полновластие народа реализуется на основе Конституции (Основного Закона) Якутской-Саха ССР, как непосредственно, так и через представительные органы — Советы народных депутатов, от имени народа выступает исключительно Верховный Совет Якутской-Саха ССР, в третьих, четко определила предметы ее ведения и полномочия.
В Декларации о государственном суверенитете отмечалось, что статус автономной республики ограничивает ее суверенные права, не соответствует основополагающим принципам правового государства, стал тормозом социально-экономического развития республики. В статье 11 Декларации устанавливалось, что она является основой для разработки новой Конституции (Основного закона) республики, заключения Договора с РСФСР, участия в заключении Союзного Договора, совершенствования республиканского законодательства. Постановлением Верховного Совета о введении в действие Декларации о государственном суверенитете Якутской-Саха ССР высший орган государственной власти республики именован: «Верховный Совет Якутской-Саха ССР».
После принятия Декларации о государственном суверенитете Верховный Совет и Президент Республики Саха (Якутия) углубленно и всесторонне работали над новой Конституцией Республики Саха (Якутия), проект которой был опубликован в ноябре 1990 года и после всенародного обсуждения новая Конституция (Основной закон) Республики Саха (Якутия) была принята 4 апреля 1992 года Верховным Советом XII созыва и вступила в силу 27 апреля 1992 года. С принятием Конституции (Основного Закона) Республики Саха (Якутия) у населения республики сформировалось устойчивое чувство уважения и почтения к Конституции республики. Конституционное развитие характеризуется небывалой масштабностью, новизной, динамизмом. Пристальное внимание обращается на обеспечение общих принципов конституционного строя и реализации положений Конституции Российской Федерации 1993 года.
Конституция Российской Федерации и Федеративный Договор, Конституция (Основной Закон) Республики Саха (Якутия) и Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Саха (Якутия), соглашения между Правительствами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) — это составные части конституционно-договорной модели федеративного устройства Российской Федерации, заложенные деятельностью Верховного Совета XII созыва.
12 октября 1993 года состоялась двадцатая (внеочередная) сессия Верховного Совета Республики Саха (Якутия) XII созыва. Председательствовал на сессии Председатель Верховного Совета Республики Саха (Якутия) К.Е. Иванов. Для объективного раскрытия деятельности народных депутатов Республики Саха (Якутия) XII созыва на последней сессии, далее будут использованы стенографический отчет заседания Верховного Совета от 12 октября 1993 года и фонд №50 ГКУ РС (Я) «Национальный архив РС (Я)»:
«В повестку дня включили вопрос: «О реформировании органов представительной власти в Республике Саха (Якутия)».
Верховный Совет, исходя из общественно-политической ситуации, сложившейся в ходе развития поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации указал, что в Республике Саха (Якутия) назрела необходимость создания новой системы представительных органов и законодательной власти.
Верховный Совет Республики Саха (Якутия) постановил:
1. Прекратить деятельность Верховного Совета Республики Саха (Якутия) как высшего представительного, законодательного и контрольного органа государственной власти Республики Саха (Якутия) и его органов.
2. Установить, что представительная и законодательная власть в Республике Саха (Якутия) впредь должна осуществляться в соответствии с принципом парламентаризма, профессиональным парламентом, избираемым народом республики всеобщими, свободными, демократическими выборами на основе новой избирательной системы.
3. Прекратить деятельность всех уровней местных Советов и до принятия новым высшим представительным и законодательным органом (парламентом) Закона о местных органах самоуправления, установить, что полномочия местных Советов осуществляются местными администрациями.
4. Принять к сведению заявление Председателя Конституционного Суда Республики Саха (Якутия) и в связи с этим приостановить деятельность Конституционного Суда Республики Саха (Якутия).
5. Одобрить Концепцию о парламенте — Законодательном Собрании Республики Саха (Якутия) и предложение Президента Республики Саха (Якутия) о создании Высшего правового суда Республики Саха (Якутия).
6. Назначить выборы в новый парламент — Законодательное Собрание Республики Саха (Якутия) на 12 декабря 1993 год.
7. Установить, что до внесения соответствующих изменений в Конституцию Республики Саха (Якутия) действуют нормативные акты, утверждаемые указами Президента Республики Саха (Якутия), в том числе:
• Положение о парламенте — Законодательном Собрании Республики Саха (Якутия);
• Положение о выборах в Законодательное Собрание Республики Саха (Якутия).
8. Установить, что до начала работы нового высшего представительного и законодательного органа (парламента) правовое регулирование по вопросам проведения выборов депутатов, республиканского бюджета, налоговой и ценовой политики, социальной защиты населения, а также полномочия, предусмотренные статьей 63 Конституции Республики Саха (Якутия), осуществляются Президентом Республики Саха (Якутия).
9. В соответствии со статьей 85 Конституции Республики Саха (Якутия) в дальнейшем административно-территориальную единицу «район» именовать «улус». Название административно-территориальной единицы «город республиканского подчинения» сохраняется.
10. Конституция Республики Саха (Якутия) и законодательные акты Республики Саха (Якутия) действуют в части, не противоречащей постановлению.
11. Полномочия народных депутатов Республики Саха (Якутия) и народных депутатов местных Советов Республики Саха (Якутия) всех уровней прекращаются на следующий день после официального опубликования постановления».
Концепция «О парламенте — Законодательном Собрании — Ил Тумэн Республики Саха (Якутия) определила, что «Высшим представительным и законодательным органом государственной власти Республики Саха (Якутия) является Законодательное Собрание — Ил Тумэн, состоящее из верхней и нижней палат. В верхней палате — 35 депутатов, а в нижней палате — 25 депутатов, избираемых сроком на 2-4 года».
Добровольно и досрочно слагая свои полномочия, народные депутаты приняли Обращение к многонациональному народу Республики Саха (Якутия). В заключении Обращения народные депутаты акцентировали внимание на следующее: «Да, среди 165 депутатов Верховного Совета Республики Саха (Якутия) были граждане Якутии прямо противоположно отличавшиеся по своим политическим убеждениям, да, среди депутатов Верховного Совета Республики Саха (Якутия) были депутаты, не поддерживающие курс экономических и политических реформ Президента и Правительства Российской Федерации. Вместе с тем, трудно, в спорах, но мы пришли к пониманию того, что необходимо реформирование системы представительной власти в сторону ее профессионализации, упорядочения функций, но при сохранении подлинного народоправства. И потому, руководствуясь высшими интересами народа республики, мы приняли сегодня решение о назначении выборов в новый парламент и досрочно прекратили полномочия Верховного Совета Республики Саха (Якутия)».
Во время подготовки к выборам и формирования нового законодательно органа — Ил Тумэн в республике мы не наблюдали растерянности среди населения, наоборот, можно было заметить духовный подъем, надежду на реальные, позитивные перспективы перемен к лучшему, творческий дух дискуссии.

В.П. ДАНИЛОВ, ветеран труда Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), с 2015 года заместитель Генерального директора ГУП «Комдрагметалл РС (Я)» по правовым вопросам и экономической безопасности, член-корреспондент Международной Академии Информатизации при Консультативном Совете ООН и Всемирного Парламента, доктор юридических наук, заслуженный работник народного хозяйства Якутской-Саха ССР, Отличник профессионального образования, с 1968 по 1993 годы – депутат Момского сельского Совета Момского района, Депутатского поселкового Совета Усть-Янского района, Ярославского районного Совета г. Якутска, Якутского городского Совета; народный депутат Верховного Совета ЯАССР XII созыва (1990-1993 г.г.), народный депутат Палаты Республики Ил Тумэна II созыва (1997-2002 г.г.), почетный гражданин Момского улуса, кавалер медали ордена «За заслуги перед Отечеством» 2 степени (2017), общественный помощник: народного депутата по 29 Борогонскому избирательному округу А.Н. Жиркова, народного депутата по 34 Колымо-Индигирскому избирательному округу Л.Л. Явловской, полковник в отставке Вооруженных Сил России.

16 января 2019 года.

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp +7 (999) 174-67-82
Если Вы заметили опечатку в тексте, просто выделите этот фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
Спасибо!
Система Orphus
ТОП НОВОСТИ
ПОСЛЕДНИЕ МАТЕРИАЛЫ