Популярный музыкальный обозреватель Владимир Индигирский сурово высказался о Театре эстрады
И ПРЕДЛОЖИЛ КАНДИДАТУРЫ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
В течение многих дней ко мне обращаются и подходят разные люди, которые хотят узнать моё мнение по неутихающему скандалу вокруг Театра эстрады. Да и любимый SakhaLife попросил высказаться как нейтральному эксперту, не связанному ни с одной из сторон.
Прежде чем разобраться в оценке событий необходимо напомнить, что существуют разные критерии для оценки руководителей творческих коллективов, их деятельности. В разное время, по разным причинам и заслугам — мы вспоминаем тех, кто вписал (глубоко или мелко) свое имя в истории того или иного творческого коллектива. Начну с имени Василия Афанасьевича БОСИКОВА, благодаря которому – в конце 60-х годов по всей республике зазвучали имена ЮРИЯ ПЛАТОНОВА и НАТАЛЬИ ТРАПЕЗНИКОВОЙ. Вся музыкальная летопись современного театра эстрады состоит из их вдохновенного труда, артистизма, искусства. До последнего своего вдоха мэтры якутской эстрады осознавали роль эстрадного искусства, оставались верны ему – своему театру.
Необходимо вспомнить историю театра, где начиная с 1979 года появилась должность «Художественный руководитель», работу которого возглавили: Николай БЕРЕСТОВ, Петр ПЕСТРЯКОВ, Олег ЛАЗАРЕВСКИЙ, Надежда ПОНЕДЗЕЛЬСКАЯ, Иван БУРЦЕВ. Как видите, имена известные, глубоко творческие. Но особый вклад в дело развития эстрадного искусства внёс Иван Иванович БУРЦЕВ, который являлся и режиссером, и сценаристом, педагогом и организатором.
«Его творческий путь, — отметил Юрий Платонов, — как художественного руководителя вверенного ему коллектива артистов эстрады в порядке реорганизаций ЯГФ, ГКО «Сахаконцерт» ГТЭ 1988–2005 гг., можно рассматривать как период наибольшего развития самого массового вида искусства – эстрады в Якутии».
Я не случайно акцентировал данную цитату. Исходя из изложенного, мне кажется, что сегодня в руководстве Театра эстрады сидят слабые руководители, что с директорской стороны, что с художественной.
В нынешних условиях, когда технически стали оснащаться театры, значительно улучшилось финансирование — артисты получили много возможностей, труд их стал более творческим, свободным и интересным.
Вместе с тем, как болячки стали проявляться проблемы, на тонком уровне, психологическом. И виной всему оказался человеческий фактор директора театра эстрады ЧАРАНСКОЙ Т.Н. Ведь когда плохо играет оркестр — винят дирижёра, когда фальшивит хор обвиняют хормейстера. Когда со спектакля уходят зрители – мерилом профнепригодности является режиссер. В данном случае, скандал в Театре эстрады — яркий пример того, как нельзя руководить творческими людьми.
Когда приходит новый директор, его основной задачей является – поднятие на новый уровень развития вверенного ему коллектива. К сожалению, хочется отметить, что сегодня на местах руководят люди, не имеющего опыта руководящей работы. Они не понимают личной ответственности, не осознают своих обязанностей. Вместо того, чтобы искать пути развития и перспективы в работе, они начинают искать людей (по их мнению) неугодных, тормозящих их «благородному» направлению работы. А ведь всем очевидно, что к хорошему руководителю люди тянутся всегда: его стратегия и знание дела, профессиональная и внутренняя культура, открытость, желание вникнуть в проблему и помочь человеку, умение убеждать – подкупает любого человека. Любой инициативно- мотивированный подход такого директора к вверенному ему специалисту — будет наградой для него.
Судя по ответам директора Чаранской Т.Н., мы не ощущаем названные качества лидера, пришедшего руководить музыкальной труппой театра.
А теперь хочется остановиться на именах двух артистов, не согласных работать с таким начальником.
Этническая певица, актриса Валентина РОМАНОВА – ЧЫСКЫЫРАЙ, непревзойденный музыкант – импровизатор, творчеству которой аплодировали в Москве, в мире. Единственная певица, где её этно-фольклорное пение смешано с рок — джаз музыкой. Её величественный диапазон, игра на сцене, яркая, броская внешность и подача номера – это всего лишь небольшой перечень её конструктивного артистического имиджа и творческого подхода, где постепенно и сильно раскрывается сокровенное человеческое переживание. Чыскыырай – это лучшая актриса, получившая главный приз кинофестиваля «Кинотавр». В. Романова – педагог в национальной гимназии, где её ученики становятся призёрами в различных песенных конкурсах. Однако Валентина Романова в год 55-летнего юбилея Театра эстрады, названного в честь его Учителя – отлучена от работы. Разве такое возможно при хорошем руководителе? Стоит ли напоминать, что артист, окрыленный Божественным озарением творчества, не может постоять за себя. Все мы знаем, какое горе обрушилось в 2021 году на семью певицы. У артистки умер от неизлечимой болезни любимый супруг, музыкант. Это надо быть очень черствым руководителем — женщиной, чтоб не понять большое горе певицы. Есть пример в отечественной эстраде, когда лишилась своего голоса великая исполнительница «Синего платочка» Клавдия ШУЛЬЖЕНКО, увидев на прогулке свою умершую собаку, попавшую под машину. В жизни бывают разные случаи, но ведь надо оставаться человеком.
Александр БУРНАШОВ – народный артист Якутии, единственный артист – пародист, с появлением которого на сцене начинается настоящий праздник. Александр Валерьянович — основатель музея Театра эстрады, благодаря которому театр имеет свою подлинную историю, где зрители могут ощутить бег времени, вспомнить молодость и юность. Все собранные артистом вещи, афиши, костюмы и предметы сегодня бесценны, так как все раритеты подлинные и помнят своего владельца.
А. Бурнашов – великолепный автор и ведущий своего эксклюзивного проекта «Золотые имена», часто транслируемого телевидением Национальной вещательной компании, охватывая большое число зрителей, исподволь рекламируя работу Театра эстрады.
Иногда я думаю, это что надо было сделать директору, чтобы противопоставить всенародно любимых артистов Якутии — против себя?
Читая коллективное письмо с подписью 43-х человек, где подписанты констатируют ремонт здания, субботники, устранение аварии — хочется спросить: «А чем тогда должен заниматься директор, работая в данном учреждении?».
Удручает мнение художественного руководителя театра Марии ГЕРАСИМОВОЙ, работающей в театре 25 лет: «Полставки – это же так хорошо!». Хочется спросить у неё, а что вы делали эти 25 лет в театре? Как назывался ваш номер? Почему мы не помним ваше имя?
Снисходительное и язвительное обращение к заслуженному работнику культуры РС(Я) Амгалене БАРАШКОВОЙ и известной варганистке мира Альбине ДЕГТЯРЕВОЙ, конечно, производит впечатление для читающего. Особенно, пленительная речь с нотой печали и даже со слезами: «… жизнь коротка. Я прожила свою большую половину жизни…. Если бы была артисткой, то с радостью ушла бы на полставки, потому что отдыхаю и прихожу на работу только, когда позовут». Тут хочется констатировать, что если Мария Герасимова прожила большую половину жизни, то, несомненно, является «артисткой старой закалки и не может идти в ногу со временем и жаждет собственного величия». И видимо, популярность других — не дает развернуться ей в работе. Улыбнуло!
Зная артистическую среду, их мировоззрение, изучив историю становления и развития эстрадного искусства Якутии, могу предположить, что люди, которые руководят Театром эстрады в настоящее время — очень далеки от музыкального искусства эстрады в художественном пространстве отечественной культуры. Избавляясь от артистов «старой закалки» (особенно в год педагога и наставничества), с яркими талантами от природы (Чыыскырай, ДАЛААНА и других), чьим творчеством созданы яркие художественные номера, вы незаметно рушите народные памятники в лице Ю. Платонова, Натальи Трапезниковой, П. Пестрякова, И. Бурцева и других, и в скором времени театр останется без роду-племени.
А артистов, которые считают себя молодыми и «любимыми народом», придётся огорчить. Потому что по меркам эстрадного искусства вы уже далеко не молодые, в скором времени и у вас найдутся косяки, чтобы избавиться от вас. А они найдутся.
А если серьёзно, я хотел бы видеть директором Театра эстрады Якутии нынешнего ведущего музыкальных программ радио НВК «Саха» Ивана ТАРАСОВА, являющегося воспитанником Юрия Платонова, имеющего опыт работы с артистической средой, пробивного и имеющего свое слово. А художественным руководителем театра эстрадного искусства непременно должен стать народный артист Якутии Александр БУРНАШОВ. Предложенные мной кандидатуры — люди со сформированной системой ценностей, четким представлением об эстетических и этических идеалах, где в них руководствуется художник в творческом процессе. Оба хорошо знают, во имя чего эстрадный артист выходит на сцену и что он хочет сказать своему любимому зрителю, независимо от его возраста.
Дорожите честью артиста и давайте жить дружно!
+7 (999) 174-67-82