Поговорим о дизайн-коде Якутска

В Якутске презентовали дизайн-код проспекта Ленина, как он будет выглядеть к 2022 году. Такие перемены вызвали бурную критику всех неравнодушных. Часть обрадовалась позитивным переменам и одобрила дизайн-код, большинство же других нашли к чему придраться и от чего негодовать – начиная от «убогого серого дизайна города» до «нам не нравится Тёма Лебедев». После прочтения большинства комментариев члены сообщества «Урбанисты Севера» пришли к выводу, что многие просто не поняли, что вообще такое дизайн-код Якутска (далее ДКЯ) и в чем его плюсы. Давайте разберемся.

Дизайн-код города – свод правил и рекомендаций по оформлению вывесок и наружной рекламы, фасадов зданий и прилегающей к ним территории. Он призывает владельцев и арендаторов учреждений придерживаться единого оформления названий, входных групп, информационных табличек и витрин учреждений, расположенных на фасадах зданий, на которые распространяется дизайн-код.

Увидеть индивидуальность и красоту города, его уникальную архитектуру зачастую мешает обилие рекламы: разномастной, кричащей, всех размеров и цветов. Компании размещают рекламные носители повсюду: на фасадах зданий и заборах, вдоль основных городских улиц, на окнах и витринах.

Многие уже и забыли как все дороги городов в России были увешаны рекламными растяжками, благо их запретили с сентября 2009 года. Это было 10 лет назад. Не так то и давно.

В России под дизайн-кодом обычно понимают правила размещения вывесок, хотя дизайн-код может определять и то, как выглядит город в целом: какая в нем наружная реклама, как содержать фасады зданий, как развивать облик улиц и общественных пространств, какую ставить уличную мебель и малые архитектурные формы, как выглядит городская навигация, символика и как их применять.

В отличие о градостроительных документов, которые определяют как строить город, дизайн-код говорит, как город должен выглядеть.

В России впервые дизайн-код вывесок разработала студия Артемия Лебедева для центра Москвы в 2013 году, всего лишь 6 лет назад. А с 2016 года внедрять новые правила оформления фасадов начали и в других городах страны: Казани, Саратове, Ижевске и т.д.

Москва
Дизайн-кодом столицы занималась студия Артемия Лебедева по заказу Комитета по архитектуре и градостроительству Москвы. В 2014 году архитектурно-художественная концепция была выработана для одиннадцати центральных улиц города и стала примером для регионов. С тех пор вывески нового образца появились на 7 тысячах зданий Москвы.

Ижевск
Летом 2018 года в столице Удмуртии ввели дизайн-код для зданий культурно-исторической зоны, а с июня 2019 года — для всей территории города. Разработкой документа занимался Центр развития дизайна и городской среды Удмуртии, который возглавляет выпускник программы Архитекторы.рф Вячеслав Правдзинский.

Саратов
Замена вывесок на одной из центральных улиц Саратова началась весной 2017 года. Городские власти потребовали от арендаторов привести фасады зданий в соответствие с новыми правилами оформления рекламных конструкций. Эти правила разработало КБ Стрелка совместно с АИЖК в рамках приоритетного госпроекта по формированию комфортной городской среды. Саратов стал пилотным городом проекта.

Воронеж
Регламент действует в городе с 2015 года. С тех пор половину вывесок в центре Воронежа удалось привести в соответствие с дизайн-кодом. Но часть предпринимательского сообщества недовольна действием дизайн-регламента, поэтому с 2019 года власти города обсуждают изменение документа, чтобы найти компромисс.

Белгород
Белгородский городской Совет включил дизайн-код в правила благоустройства с января 2019 года. Городские власти создали отдельный сайт с примерами разрешенных вывесок, размерами и условиями их размещения на фасадах. Он помогает предпринимателям и горожанам лучше понять новые правила благоустройства Белгорода.

Мы собрали для вас подборку действующих дизайн-кодов этих и других городов в одной облачной папке на Яндекс.Диске.

Проект дизайн-кода Якутска намного шире определения приведенного выше и затрагивает многие аспекты городской жизни. На 400 страницах подробно и проиллюстрировано разбираются ошибки и способы их исправления. ДКЯ разделен на два документа — Архитектурно-художественные рекомендации по улучшению городской среды и Благоустройство городской среды.

Базовые принципы

Дизайн-код выделил ключевые проблемы визуального облика: невнимание к архитектуре, хаос вывесок на ограниченной площади, фальш-фасады на исторических зданиях, глухие витрины, самостоятельные надстройки. Студия Лебедева предложила базовые принципы.

1. Снизить активность вывесок. Как? Уменьшить количество вывесок с подложкой. Если убрать фон, тогда фоном и объединяющим элементом становится само здание.

2 Использовать в вывесках только объемные буквы. Больше всего это необходимо классической архитектуре, потому что старые здания богато декорированы, их строили по законам гармонии, а не по закону контраста. И любая активная вывеска сильно влияет и портит вид. Поэтому в Москве есть правило, что на зданиях, у которых год постройки 1953 или ранее, запрещено размещение вывески с подложкой.

3 Делать привязку вывесок к архитектурным элементам — к оконным или дверным проёмам.

4. Максимальная высота букв — 0,5 м. Опыт показывает, что можно нормально прочитать такую вывеску с противоположной стороны Садового кольца.

5. В некоторых случаях на исторических памятниках важно ограничивать цветность. Когда отдельными буквами делаются вывески, их пять штук, но если одна синяя, другая зеленая, третья красная, становится похоже на детский сад и разрушается ощущение истории и гармонии.

Первый затрагивает визуальную составляющую зданий, цветовую палитру — цвета и материалы отделки фасадов, художественную подсветку фасадов, обустройство входных групп — перила, козырьки, пандусы, входные двери.

В документе приводится рекомендуемая палитра цветов для фасадов зданий

Так документ разделяет здания на 4 функциональных типа: жилые, административные, спортивные и культурно-зрелищные учреждения, торговые центры. На карте обозначены расположения каждого типа здания по ул. Ленина. Далее по тексту документа разбираются типичные ошибки и их решение сгруппированные по темам.

Многих смутило отсутствие блоков кондиционеров на фасадах зданий. Это решается разными способами.

Второй документ подробно описывает проектирование городских улиц, парковок, автобусных остановок, тротуаров, велосипедных дорожек, велопарковок, озеленения.

Большое внимание уделяется организации велодорожек и велополос в городе.

Также приводятся примеры по организации инфраструктуры города для маломобильных граждан, с нарушением зрения или слуха.

Приводятся список рекомендуемых деревьев, кустарников и многолетних растений для озеленения города. Уделено внимание и вопросу по избавлению города от открытого грунта, чтобы избавить город от пыли.

Особое внимание уделяется профилю улиц, а именно величине тротуаров, количество автополос, организация мест парковки, размещение велополос/велодорожек и озеленения. Подробно рассматриваются вопросы организации пешеходных переходов.

Благодарим Центр компетенций по вопросам городской среды Якутии «LETO» за привлечение нас к работе над замечаниями ранней версии ДКЯ.

В нашем распоряжении был не окончательный вариант дизайн-кода Якутска, поэтому могли быть внесены изменения в приведенные тексты и иллюстрации. Ждем публикации окончательного варианта ДКЯ на официальных архитектурных порталах города.

Как обстоят дела на Западе

В Европе действуют жесткие ограничения на дизайн.

В европейских городах дизайн-код – это четкие, но незаметные для людей правила, которые формируют комфортную и неагрессивную среду на улицах. Например в Лондоне такие правила действует с 1666 года. Современные нормативы помимо единообразия и эстетики внешнего облика города преследуют еще и задачу доступности и удобства пользования городской инфраструктурой.

Регламент по сохранению градостроительного контекста Дрездена регулирует ширину и высоту зданий, уличное освещение, установку радио- и телевизионных антенн, вентиляторов и рекламных конструкций, определяет места для хранения мусора. За нарушение регламента предусмотрен денежный штраф в размере до 25 тыс. евро.

В Берлине, так же как и в исторической части Москвы, вывески должны быть выполнены из отдельных букв, без подложки. Закон требует, чтобы они висели исключительно между первым и вторым этажами. Цвет, расположение и дизайн рекламных конструкций архитектор утверждает еще на стадии проекта здания. 

Почему это важно

Из-за визуального шума люди перестают осознавать ценность города. Архитектурная ценность застройки теряется, глаз человека не отдыхает, и в результате горожане перестают гулять по улицам и проводят досуг в торговых центрах. Правильный дизайн-код возвращает культуру прогулок. 

e5a92c84-5618-4934-9623-20a8489675d7 59eb7e8c-40e8-4697-a8eb-b322d0a854a1 5a65c48d-46b5-4bb2-96cb-2ca577e3ca29 8928be6e-85b5-4252-81b4-46218d81d164 96bc3310-7895-49a0-a3e1-92256493c876
1 из 5

Из-за оттока пешеходов с визуально перегруженных улиц сокращается посещаемость кафе и ресторанов. Люди больше не воспринимают улицу как место отдыха. Деградация городской среды приводит к тому, что страдают и горожане, и малый бизнес.

Когда на фасадах творится рекламная анархия, большую часть пространства занимают крупные компании с большими ресурсами. Маленькие бизнесы проигрывают конкуренцию за рекламное место. Если же у всех вывески единообразны внешне и по размеру, все предприятия находятся в равных условиях и имеют шанс привлечь вернувшихся на улицы из торговых центров потенциальных клиентов.

ССЫЛКИ

1. Дизайн-код и городские правила дизайна от Эркена Кагарова

2. Дизайн-код Москвы (Студия Лебедева)

3. СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС: ДИЗАЙН-КОД

4. Визуальная целостность: дизайн-код в городах России

5. Как внедрить в городе дизайн-код

Если вы увидели интересное событие, присылайте фото и видео на наш Whatsapp
+7 (999) 174-67-82
Если Вы заметили опечатку в тексте, просто выделите этот фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!
Система Orphus
Наверх