
Уже само название фильма «Аллара Дойду» Никиты НОВГОРОДОВА привлекает внимание и вызывает желание его посмотреть https://vkvideo.ru/video808910657_456239041 Возможность увидеть короткометражку по ссылке делает просмотр ещё более заманчивым. Эти два фактора создают интригу, и тем более интересно увидеть, какие приемы в фильме использует автор, чтобы на основе бытового сюжета создать философское повествование, используя сложный этнографический материал.
Короткометражка начинается с цитаты об «Аллара Дойду», которая сопровождается атмосферными звуками, переходящими в низкочастотный шум, создавая необходимый контекст для восприятия. Далее в первом кадре мы видим на общем плане сельскую кочегарку с дымящимися трубами — атрибут якутского артхауса, ставший почти каноническим благодаря режиссёру ДАВЫДОВУ. Ладно, отнесемся к кочегарке с уважением и пиитетом.
В дальнейшем происходит нечто удивительное. Человек, по-видимому кочегар, напевающий песню с единственным словом «кочегар», находит на дороге бутылку водки. Он приносит её к брату, и они втроем распивают ее. Актерская игра распития водки до того натуралистична, что невольно закрадываются подозрения, что в кадре пьют возможно настоящую водку. Речь героев обильно сдобрена ненормативной лексикой, хотя её звучание кажется искусственным и нарочитым. Затем нам показывают, как пьяные мужчины поют девичью песню о неразделённой любви, вероятно, желая вызвать у зрителя умиление или жалость. И опять же центральное место занимает эпизод с мило танцующими мужиками, который кажется скомпилированным из «Молодости». Спрашивается, а что общего имеет показ обычной бытовой пьянки с олонхо?
Подражая «мэтру» и прикрываясь шедевром нематериального народного творчества, автор надеется, что зритель не заметит идейную ограниченность и художественный примитивизм фильма. Или, сняв еще один вариант «днища», автор возможно думает, что его искусство даст повод задуматься над тем, как выбраться из этой «выгребной ямы»? И, кстати, «фишка» про Коку не срабатывает должным образом чисто из-за слабо продуманного визуала.
Читайте так же «Пугало»: конфликт между восторженностью столичных критиков и неприятием якутского зрителя