Site icon SAKHALIFE

Почти как все: Трансляция оптимизма или «жемчуг» для продюсера

     Этой заметки — отзыва на дебютный полнометражный фильм Ларри Яковлева «Почти как все»  вполне могло бы  и не быть. Замечательная лента, трогательная комеди-драма произвела приятное впечатление. Хороший фильм с обнадеживающим прокатным потенциалом. В дальнейшем потоке дней и событий   насмотренной персоны солидного возраста  такие светлые молодежные проекты  обычно легко уходят на второй план, забываются, как страница вчерашнего дня…Посмотрела, спасибо, дальнейших успехов! Но не тут-то было. Возникли причины вернуться к фильму, чтобы защитить чистоту замысла проекта «Почти как все»  и  более чем удачное  воплощение его на экране.

     Еще задолго до премьеры  фильма в беседе с народным поэтом Якутии Натальей Харлампьевой  была затронута  тема якутского кино. Так вот она посетовала, что в последнее время замечает в фильмах, особенно в молодежных,  некоторый  уклон от  своего культурного кода, некое подражательство популярному корейскому кино.

И надо сказать, что Наталья Харлампьева не одинока в своем наблюдении. Сразу же после пресс-показа разумно и с тактом заметил эту тенденцию  и  КиноВайб: «Почти как все» с нотками корейских дорам» (на сайте Якутия daily от 16.03.2023)  При этом  критик напомнил об ассоциациях с знаменитой французской  киноклассикой жанра «1+1».  Создатели фильма удостоились похвалы, но вывод в конечном итоге был категоричен: «…Но все же собственный стиль все еще не найден. Пока все еще находятся на стадии экспериментов».

  А что с того, что зритель улавливает вторичные нотки сюжета? Когда  два главных героя  внешне физически не тождественны– один здоровый крепкий человек, а другой, его  друг (равно как и брат, сестра, сын, дочь, жена, отец или мать) – человек с ограниченными возможностями. Таких сюжетных схем и драматических линий  в российском и мировом кино не счесть. Сотни фильмов заполняют топ-рейтинги на эту тему. Другое дело, как это сделано, снято и принято зрителем. Одни  преподносят такие сюжеты лобово, сложно и отчаянно с надрывом, другие – естественно, грустно, не без улыбки, с ровным дыханием,  как это в жизни  и бывает.  

  Да.  «Почти как все» по духу напоминает  «1+1»  с милыми почти детскими отсылками на Доктора Ксавьера из «Людей Икс». Да, фильм Ларри Яковлева перекликается с корейскими драмами «Всегда» и «Оазис». Но ведь режиссер не отрицает того, что при замысле фильма был вдохновлен «Форрестом Гампом» и Джеймсом  Макэвоем в фильме  «А в душе я танцую».      

Все вышеперечисленное – есть мировая киноклассика.  А то, что получилось на экране у команды Ларри Яковлева –  это ничто иное как адаптация  оной под якутскую среду обитания, развитие классического сюжета уже на якутской почве.  Причем главный герой – не вымышленный.  Он рядом с нами.  Реальный прототип  – известный  певец Дима Потапов – с рождения прикованный к инвалидной коляске, пишущий хиты, песни и каверы. В свое время, еще до пандемии  поклонники  его таланта любили  ходить на его акустические вечера «1+1»  с музыкантом Егором Ефимовым. Уже тогда эта формула из знаменитого фильма «1+1» бередила и вдохновляла якутских творцов.

   Ведь все люди в мире одинаковы. Одинаково чувствуют боль и радость, одинаково плачут и смеются, едят, молятся, любят. К тому же мир полон взаимных адаптаций, как сопереживаний между народами, они неизбежны. Мы же ничего не имеем против, когда в якутском театре играют  Шекспира…

Фильм  «Почти как все» не претендует на уникальность и новизну жанра. Он просто адресован зрителю, как месседж от друга к другу. Но все же он заметно выбивается из ряда последних якутских кинолент,  и  вполне возможно, войдет в антологию якутского кино 20-х годов 21 века, как «прыжок новой волны»  — по искренности и дерзновенности. Уверена, что люди старшего поколения, посмотрев этот фильм вынуждены будут признаться самим себе, что нынешнее поколение молодых честнее и мудрее нас, в чем-то сильнее, где-то мягче и совершеннее. Это относится и к персонажам, и к создателям.  Экран и реальность отзеркалены  ими до блеска.  Удивляет, что все актеры – исполнители главных ролей Димы, Айсена, Эмилии, Тины —  дебютанты.  Ну почти.  Кто-то из них где-то мелькал в клипах и сериалах эпизодно.  Давно не случалось   в якутском кино такого  явления, как « на утро проснуться знаменитым». Открытием новых имен тоже давно нас не баловали.  А после премьеры мы их получили: Владимир Дормидонтов, Айыына Дьячковская, Айаал Винокуров,  Ульяна Егорова.  Парадокс, как дебютанты – по сути  любители,  так легко и пластично сыгрались в одном ансамбле.  Значит, кастинг был проведен на профессиональном уровне.   К месту вспомнить 10 тезисов Антона Долина о преимуществах якутского кино. (погуглите на досуге) Практически все они подтвердились в кинопроекте «Почти как все», и вот один из них : 

«Непрофессионализм. Якутский кинематограф – совсем молодой. Кино в республике увлечены почти все, а настоящих профессионалов мало. И это не проблема. Любители (будь то актеры, продюсеры или режиссеры) уважаемы и привечаемы не меньше, чем те, у кого есть диплом ВГИКа.»

     И в завершение, несколько слов все-таки  о профессионализме всей творческой команды режиссера Ларри Яковлева, доверившейся продюсеру Анатолию Сергееву – директору кинокомпании «Кинологистика», выпускающей целый ряд разножанровых проектов по экранам России. Анатолий никогда не прерывает связи со своей родиной и всегда держит руку на пульсе якутского кино.  Якутские кинематографисты охотно работают с ним, и маститые,  и молодые, по принципу «папа плохому не научит». Следовало бы поблагодарить продюсера  за то, что взялся за этот проект. Ведь фактор риска работы с дебютантами всегда присутствует. Но не для таких, как Анатолий Сергеев, который смотрит на жизнь оптимистично и старается этот оптимизм транслировать, ценит все новое, тянется к экспериментам, ищет заветный кинопродукт, который обязательно найдет свою аудиторию: «Мы все – ныряльщики за жемчугом. У кого-то есть для этого скафандр, кто-то в подводной лодке,  а кто-то…в набедренной повязке».  Точнее не скажешь. Только хотелось бы дополнить.  Эксперимент с погружением режиссера Ларри Яковлева в пространство полного метра удался. В копилке продюсера Анатолия Сергеева еще одной жемчужиной стало больше.  

Exit mobile version