По пояс, утопая в снегу, двинулись покорять тайгу

Строители АЯМа покоряли тайгу и мечтали привести железную дорогу в Якутск

В 2025 году отмечается сорок лет со дня укладки «серебряного звена» железнодорожной линии «Беркакит–Томмот -Якутск». 11 апреля 1985 года отрядом «Якутский комсомолец» на станции Нерюнгри-грузовая было торжественно уложено первое звено будущей магистрали. Предлагаем читателям воспоминания свидетеля тех исторических событий, участника легендарного отряда «Якутский комсомолец».

Лесорубы идут первыми при строительстве железной дороги. Они пробиваются через непроходимую тайгу в любое время года. Зимой в 40-морозы, летом в невыносимую жару. Просека, в которую они вкладывают частичку своего труда, становится началом строительства стальной магистрали.

В один из дней строительства железной дороги я поехал с лесорубами из легендарного  отряда «Якутский комсомолец» на просеку. 

Рано утром к общежитию подъехала машина Урал, и мы погрузились в вахтовку. Мужики затопили печку буржуйку, от которой стало уютно и тепло. Ехали по тайге долго, несколько часов. За это время не раз пили чай, который мне показался особенно вкусным. Любители поговорить рассказывали разные анекдоты. Желающие поспать дремали сидя. Остановились, в каком-то небольшом населённом пункте. Кто-то из лесорубов побежал в магазин, другие вышли подышать свежим воздухом.

Едем дальше. Кругом тайга, бесконечные снега, вечная мерзлота и замороженные деревья. Возникло любопытство, что нас ожидает впереди. И  вот, наконец, мы добрались до места. Нас встретил рабочий, представился комендантом. Выгрузив вещи, я  увидел несколько занесённых снегом вагончиков.  И понял, что здесь нам придётся жить.

Вагончик поделён на две части, посередине буржуйка. Двухъярусные кровати, тумбочки, заготовленные сухие дрова. На улице метель, слышно как шумит тайга. Буржуйка топится всю ночь. Под одеялом тепло и уютно. Зная, что на улице стужа не хочется утром вставать.

Наспех позавтракав сели в Урал и направились на просеку. Лесорубы завели бензопилы «Дружба». Решил попробовать и я. Справиться с техникой первое время не мог и даже немного побаивался. В руках лесорубов бензопила была словно игрушка. Рядом стояли трелёвочные трактора, на которых механизаторы вывозили спиленные деревья.

По пояс, утопая в снегу с бензопилами на плечах, лесорубы двинулись покорять тайгу. Она наполнилась шумом и грохотом техники. Первые деревья упали на мёрзлую землю. Всё чаще стали раздаваться слова берегись, падает. Скрепя упали большие деревья, задевая своими ветками близ стоящие. Потревоженные птицы закружили  над своими насиженными местами.  

Время обеда, на просеку из котлопунка (передвижная столовая) привезли еду. Всё  очень вкусно и горячо.  Небольшой перерыв и снова за работу. Время не ждёт, зимой темнеет рано. Было приятно видеть, как под напором  строителей отступала не тронутая девственная тайга.

Повеяло дымом. Это мужики с трелёвщика зажгли костёр. Когда лесорубов не спасала даже тёплая одежда они ненадолго прибегали погреться. Снимали рукавицы и держали их над костром, чтобы запустить туда тепло.

Вахта длилась две недели. За несколько дней до её окончания  началась сильная пурга, которая длилась несколько дней. Лесорубы откапывали двери от снега, чтобы попасть в вагончики. К нам не могли пробиться даже бульдозеры.

На следующий день к нам пробилась техника. А мы поехали в посёлок, где нам предстоял двухнедельный отдых  для дальнейшего броска на Север к столице нашей Республике городу Якутску.  В то время эта маленькая точка на большой карте  России была нашей мечтой. Мы верили, что приведём туда железную дорогу. 

Если вы увидели интересное событие, присылайте фото и видео на наш Whatsapp
+7 (999) 174-67-82
Если Вы заметили опечатку в тексте, просто выделите этот фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!
Система Orphus
Наверх